Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Структура эстетического сознания.




Эстетическое сознание – это, прежде всего осознание человеком эстетического, проявляющееся в конкретном предмете или явлении окружающего мира.

Самым начальным в структуре эстетического сознания является ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ЭМОЦИЯ, обладающая важной особенностью – эмоция заразительна. Множество эмоций создают устоявшееся эмоциональное состояние, благодаря которому возникает ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО, порождающее удовольствие или неудовольствие при соприкосновении с эстетическим объектом. Эстетическое чувство формируется длительное время и является следствием культурного опыта человека. Между эмоциями и чувствами существует взаимосвязь. Эмоции формируют чувства, а чувства влияют на проявление эмоций.

Чувства определяются ЭСТЕТИЧЕСКИМ ВКУСОМ. Вкус – это такой социальный механизм, который имеется у каждого человека и определяется культурой, образованием, эстетическим богатством личности. Эстетический вкус связан, прежде всего, с формированием эстетических потребностей, которые необходимо воспитывать. Формирование эстетических потребностей должно осуществляться с самого раннего возраста. Вкус влияет на эстетические чувства, однако, и эстетические чувства влияют на формирование вкуса.

См.: Дивненко О. В. Эстетика. М., 1995, с. 106-114.

.

 

Благодаря вкусу формируется ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА. Оценка складывается на основе психофизиологических механизмов – фантазии, интуиции, воображении. Во многом на основании эстетической оценки формируется эстетический вкус.

См.: Дивненко О. В. Эстетика. М., 1995, с. 165-166.

.

 

В процессе оценки человек строит в своем сознании ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ, который возникает как результат эстетической оценки. Художественный образ создается (домысливается) в нашем воображении.

Процесс создания художественного образа в нашем сознании регулирует ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ, который влияет на формирование художественного образа, а идеал формируется при помощи художественных образов.

См.: Дивненко О. В. Эстетика. М., 1995, с. 229-230

.

Идеал в самом широком смысле – это то, к чему человек стремится, чего хочет достигнуть. Это такая жизнь, которую ему бы хотелось вести, какой она должна быть по его понятиям. Идеал рождается из характерной для человека неудовлетворенности тем, что он имеет и может, из стремления к лучшему. Это стремление неутомимо и бесконечно. Роль идеала в человеческом обществе состоит в том, что он является мощным духовным стимулом человеческой деятельности. Кроме того, с помощью идеала мы формируем свои оценки окружающего. Несуществующее (идеальное) является критерием оценки существующего (реального), т. е. соотношение реального с идеальным, осуществленное людьми в процессе непосредственного чувственного восприятия окружающего их мира рождает многообразные эстетические ценности. (Ценностьэто свойство того или иного предмета или явления удовлетворять человеческие потребности, желания, интересы то, что возвышает человека над биологическими обстоятельствами его бытия).

 

На основании всего вышесказанного можно построить следующую схему структуры эстетического сознания.

 

Эстетич. эмоции Эстетич. чувства Эстетич. вкус Эстетич. оценка Худ. образ Эстетич. идеал

 

 

2) Ответьте на вопросы.

 

а) что такое категория?

б) какие категории изучает эстетика?

в) какая категория является основной?

г) особое свойство эстетического?

д) основные сферы проявления эстетического?

е) что такое эстетический вкус, эстетическая оценка, эстетическая ценность, эстетический идеал?

 

 

3) Выполните контрольные задания.

 

Задание 1.

Дополните высказывания.

 

Первым условием работы эстетического сознания является ……………

Второе условие – ……………. человека с оцениваемым предметом или явлением. Для того, чтобы переживание человека носило эстетический характер, оно должно отличаться особым свойством, которое называется…. Это третье условие работы эстетического сознания.

 

Задание 2.

Прочитав раздел «Структура эстетического сознания», заполните схему:

 

                     

 

1). Тема 3. Прекрасное и возвышенное.

Прекрасное – одна из самых загадочных и сложных для изучения категорий эстетики.

Вопрос «что такое красота» волновал людей издавна, в мировой эстетике эта проблема является одной из самых главных. Обзор представлений о прекрасном в различное время, в различных философских концепциях, начиная с шумерской культуры и кончая современными философскими теориями представлен в учебнике.

См.: Дивненко О. В. Эстетика. М., 1995, с. 15- 31, с. 38-39.

 

Прекрасное рассматривается как единство формы и содержания, отмечается социальная обусловленность прекрасного и тесная связь с эстетическим идеалом. (Более подробно об эстетическом идеале см. в учебном пакете « Категории эстетики. Эстетическое. Структура эстетического сознания»).

Особое внимание обращается на то, что прекрасное проявляется во всех сферах человеческой жизни и связано с понятиями «мера» (См.: Дивненко О. В. Эстетика. М., 1995, с. 230.)

и «свобода». Таким образом, прекрасное трактуется как познанное, освоенное явление, по отношению к которому человек свободен.

В данном контексте рассматривается проявление прекрасного в обществе (сфера политической и социальной свободы), в природе (сфера свободного владения предметом, способность его познать, освоить, изготовить), в спорте (свободное владение телом). Специфика проявления прекрасного в человеке. Нет единого эталона человеческой красоты, она имеет социальную и историческую обусловленность.

Высшая форма проявления прекрасного - в искусстве. Красота возникает в искусстве тогда, когда возникает совершенство формы и глубина содержания, свободное владение темой и художественными средствами. В основе художественного произведения лежит правда, которая становится очевидной благодаря таланту художника.

ПРЕКРАСНОЕэто многообразие последовательных представлений о гармонии и свободе. Каждая культура хранит свои эталоны красоты, воплощенные в некоем идеальном единстве всех представлений о цельности, достоинстве, значимости человека, общества, природы и, конечно, искусства.

Разные оттенки проявления прекрасного. Красивое. Изящное.

См.: Дивненко О. В. Эстетика. М., 1995, с. 38-39.

 

Необходимо отметить близость и взаимосвязь категорий «прекрасного» и «возвышенного». Одно и то же явление может быть расценено и как прекрасное и как возвышенное, однако эти понятия не тождественны. Обе категории причастны к эстетическому идеалу, но соотношение реального и идеального различно. Прекрасное – это соотношение реального и идеального в качественном отношении, возвышенное – в количественном. Прекрасное связано с категорией «меры», возвышенное – безмерно, сверхмерно, то есть количественное в возвышенном выходит на первый план. Возвышенное связано с гиперболизацией формы и непонятностью содержания.

Возвышенное, как и прекрасное, проявляется в различных сферах человеческой жизни – природе, обществе, искусстве.

Специфика эмоционального воздействия возвышенного на человека. Возвышенное – ускоритель общественного прогресса. Возвышенные природные и социальные явления отличает особая яркость, значимость для существования и развития человечества. В данном контексте рассматривается такая разновидность возвышенного, как героическое.

ВОЗВЫШЕННОЕ – это проявление с исключительной силой, необыкновенным могуществом и энергией человеческого идеала в предметах, явлениях и поступках.

См.: Дивненко О. В. Эстетика. М., 1995, с. 40-41.

 

 

Дополнительная литература.

Громов Е. С. Начала эстетических знаний. М., 1984, с. 19-20, 54-56.

Лукьянов Б. Г. В мире эстетики. М., 1988, с 209-216, 15-33, 35-34

 

2) Ответьте на вопросы:

1. Дайте определение прекрасного. С каким философским понятием тесно связана эта категория?

2. Приведите примеры проявления прекрасного

- в природе;

- в обществе;

- в искусстве.

3. Ваш идеал женской красоты?

4. Назовите оттенки проявления прекрасного.

5. В чем отличие и в чем сходство категорий «прекрасного» и «возвышенного»? Дайте определение возвышенного.

6. Приведите примеры проявления возвышенного

- в природе;

- в обществе;

- в искусстве.

 

 

3) Выполните контрольные задания.

 

Задание 1.

«Неужели прекрасное – лишь отсутствие недостатков?» (А. Бестужев-Марлинский). Согласны ли Вы с этим высказыванием? Обоснуйте свои рассуждения.

 

Задание 2.

Дополните высказывание

Прекрасное – это соотношение реального и идеального в .....отношении, возвышенное – в …...

 

 

1) Тема 4. Трагическое и комическое.

 

Трагическое и комическое– это категории, которые, так же как и все рассматриваемые выше, возникли в результате соотнесения жизненной реальности и эстетического идеала. Однако в отличие от категорий «прекрасного» и «возвышенного», сфера проявления трагического и комического гораздо уже, поскольку объектом их проявления является не предмет, а процесс. Следовательно, трагический или комический характер может иметь только действие, либо реальное, либо изображенное в искусстве.

ТРАГИЧЕСКОЕ– это категория эстетики, отражающая поражение или гибель прекрасного в активной борьбе с противостоящими ему силами зла.

Многообразие проявлений трагического в жизни и искусстве. Необходимо отметить тесную связь трагического и возвышенного, поскольку в определенных условиях трагическое перерастает в возвышенное, чаще всего, перерождаясь в такую категорию, как героическое. По сути, трагическое – это крушение возвышенного.

См.: Дивненко О. В. Эстетика. М., 1995, с. 42 – 44.

 

Вопрос и происхождении трагического. Проявление трагического в разных эпохах и у разных народов.

Трагическое проявляется в жизни общества, здесь оно носит название «социальная трагедия». «Общество – вот истинное царство трагедии и комедии» (Шекспир).

Наиболее ярко трагическое проявляется в искусстве. Литература, живопись, скульптура – в этих видах искусства мы находим гениальные произведения, которые можно соотнести с этой эстетической категорией, но особенно ярко трагическое проявляется в театральном искусстве.

 

Особенности проявления трагического в искусстве:

- сознательно избираемая жертвенность. Свобода выбора. Герой трагедии знает, что его ждет, но не может поступить иначе. («Сикстинская мадонна» Рафаэля).

- высокая цель (неразрывность трагизма и величия). (Прометей)

- конфликт нельзя разрешить мирным путем («Гамлет» Шекспира).

- активность трагического характера по отношению к обстоятельствам («Ромео и Джульетта» Шекспира).

- сопровождается состоянием КАТАРСИСА. Катарсис (греч. – очищение) – это переход от скорби к радости, слияние их воедино, эстетическое наслаждение скорбью. Термин ввел Аристотель. По Аристотелю, катарсис- это полное просветление и очищение души человека, посредством страха и страдания, порождаемых трагическим действием.

См.: Дивненко О. В. Эстетика. М., 1995, с. 178.

.

 

Следовательно, ТРАГИЧЕСКОЕэто эстетическая категория, отображающая глубокие объективные противоречия в борьбе человека с природой, в столкновении противоположных общественных сил, в человеческой деятельности и внутреннем мире личности – противоречий катастрофических, как для самого человека, так и для защищаемых им гуманистических целей.

 

КОМИЧЕСКОЕ– это поражение реального, оно уничтожается смехом. По сути, комическое – это конфликт, противоположный трагическому. Различие между трагическим и комическим заключается в том, что сатира убивает, а трагическое доказывает бессмертие всего истинно человеческого, даже при гибели героя или явления. Комическое – это тоже действие, то же сравнивает реальное и идеальное, однако, в трагическом уничтожается идеальное, а в комическом – реальное. То есть в комическом прекрасное утверждается от противного. Комическое – возвышенное наоборот.

Источником наслаждения в комическом является чувство превосходства над объектом насмешки.

 

 

Понятие «Смешного» и «категория» комического – вещи нетождественные, поскольку смешное может не иметь социального характера (смех от щекотки), а комическое всегда социально окрашено. Цель комического - очистить общество от пороков.

См.: Дивненко О. В. Эстетика. М., 1995, с 44.

 

 

Специфика проявления комического:

 

- избирательность. Объектом насмешки выбирается поступки или действия человека, наиболее опасные для общества.

- гуманность. Насмешка над человеческими уродствами – это жестоко, а не смешно.

- неожиданность. Появляется скрытый смысл, который становится явным.

- заразительность. Стоит засмеяться одному, остальные начинают смеяться в след за ним.

- коллективность. Объединяет общество вокруг социальной проблемы.

- демократизм. Комическому чуждо чинопочитание.

- относительность. В различные периоды развития культуры, разные люди воспринимали то или иное явление или действия и поступки человека по-разному.

- сиюминутность. «Утром - в газете, вечером – в куплете» (Девиз одесских куплетистов).

- национальность. Однако, если явление социально важное, то оно осмеивается вне национальных рамок, в таком случае, комическое приобретает общечеловеческий характер.

 

Оттенки комического.

См.: Дивненко О. В. Эстетика. М., 1995, с 45-47.

 

Комическое проявляется в различных видах искусства, исключение составляет архитектура.

Как и трагическое, восприятие комического сопровождается КАТАРСИСОМ, проявление которого можно охарактеризовать словами Н. В. Гоголя «Смех сквозь слезы».

КОМИЧЕСКОЕэто столкновение реального с идеальным, когда реальное критикуется, отрицается, посрамляется с позиций эстетического идеала.

 

Дополнительная литература.

 

Громов Е. С. Начала эстетических знаний. М., 1984, с. 58-66, 69-73; 74-82.

Лукьянов Б. Г. В мире эстетики. М., 1988, с. 43-55; 58-69.

 

 

2) Ответьте на вопросы:

 

1. Какова сфера проявления трагического и комического? Почему она уже, чем проявление прекрасного и возвышенного?

2. Что такое трагическое?

3. Какова связь возвышенного и трагического?

4. Что такое комическое? Каковы различия между трагическим и комическим?

5. Что такое чувство юмора?

 

3) Выполните контрольные задания.

Задание 1.

Выберите правильный ответ.

 

Катарсис – это

а. чувство юмора.

б. наслаждение прекрасным произведением искусства.

в. переход от скорби к радости, слияние их воедино, эстетическое наслаждение скорбью.

г. радость от совершения прекрасного поступка.

д. смех сквозь слезы.

 

Задание 2.

Внимательно изучив темы 3 и 4 ответьте на вопрос: как по-вашему, что такое «героическое»? Приведите примеры.

 

 

Задание 3.

Внимательно изучив темы 3 и 4, заполните таблицу.

 

Категория Ее характеристика Примеры из произведений искусства
     
     
     
     

 

1). Тема 5. Место и роль искусства в жизни общества. Социальные функции искусства.

.

Для чего предназначено искусство, какова его роль, его воздействие на человек? Искусство – это особый мир, порождаемый человеческим духом, образная модель человеческой жизнедеятельности. Искусство предназначено для передачи социального опыта человека, для общения, для формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Искусство воздействует на духовный мир личности и на общественные отношения, является «зеркалом» культуры.

Спецификой искусства является творческое отражение мира, то есть не фотографически точно, а так, как видит его художник, как мир отражается в сознании художника.

Действие искусства многосторонне. Многосторонность действенности искусства обуславливается его возможностью моделировать пять видов деятельности человека: коммуникативную, преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную и художественную. Следовательно, многосторонность воздействия искусства на жизнь общества в целом и отдельной личности дает возможность говорить о его многофункциональности.

Функциональность искусства – это обозначение роли искусства в жизни общества. Функции искусства дублируют функции, которыми обладают другие формы общественного сознания, но не подменяют их, поскольку выражают их специфично, так, как это может делать только искусство.

См.: Дивненко О. В. Эстетика. М., 1995, с. 56-60.

 







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2020 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных