ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Эволюция трудового и социального законодательства в Германии
В конце XIX века главной тенденцией развития германского права была его «социализация». Во многом это было связано с активной позицией социал-демократов в рейхстаге. В 70-х годах XIX века в Германии начинает формироваться особый комплекс норм, регулирующих заключение соглашений между предпринимателями и наемными рабочими по поводу определения рабочего времени и условий оплаты труда (так называемые тарифные соглашения), который впоследствии вместе с другими нормами способствовал созданию новой отрасли права, получившей название «трудовое право». Первое тарифное соглашение было заключено в Германии еще в 1873 году в сфере печатной промышленности. Его активными участниками стали профсоюзы, впервые легализованные Промышленным уставом 1869 года Северо-Германского союза. Наряду с принципом свободы предпринимательства этот Устав закрепил свободу промышленных объединений. Так, ст. 152 провозглашала, что впредь отменяются «все существующие запреты и уголовно-правовые предписания, действующие в отношении мелких производителей, подмастерьев, а также фабричных рабочих по поводу заключения ими между собой соглашений с целью достижения более выгодных условий труда и его оплаты». Среди возникших в это время профсоюзов наиболее активными были так называемые свободные профсоюзы, создаваемые под руководством социал-демократов, наибольшее распространение получившие после отмены в 1890 году Исключительного закона против социалистов. Находящиеся под значительным влиянием классовой теории К. Маркса, отрицавшей возможность какого-либо компромисса между «трудом и капиталом», «свободные профсоюзы» долгое время выступали против заключения соглашений с предпринимателями и лишь с 1899 года стали рассматривать их как одно из средств проведения в жизнь интересов рабочих. Образование в 1918 году Веймарской республики ознаменовало собой начало нового этапа в становлении трудового права Германии. В центре внимания германского законодательства в этой сфере по-прежнему оставался вопрос о тарифных соглашениях, основывавшихся в этот период на принципе «тарифной автономии». Отныне все условия организации и оплаты труда должны были устанавливаться путем заключения соответствующих коллективных соглашений между объединениями предпринимателей и профсоюзами. Возникший таким образом тарифный договор выступал в качестве единственного правового акта, регулирующего взаимоотношения между владельцем предприятия и рабочими. Нормативный характер тарифных соглашений был закреплен путем принятия в 1918 году специального постановления о тарифном договоре. Однако принцип «тарифной автономии» остался нетронутым, поскольку сохранялось ведомственное рассмотрение трудовых споров, все больше приобретавшее черты принудительного примирения сторон. Процедура рассмотрения трудовых споров была регламентирована постановлением от 30 октября 1923 года, согласно которому все трудовые споры должны были рассматриваться созданными на паритетных началах комиссиями, во главе которых стоял не принадлежащий ни к одной из сторон независимый председатель. Функции последнего обычно выполняло соответствующее должностное лицо. Поскольку представители работодателя и трудового коллектива часто не могли прийти к согласию, решение принималось председателем комиссии единолично. Особенно активно подобная практика стала применяться в последние годы Веймарской республики. В этот период на смену принципу «тарифной автономии» приходит законодательное нормирование оплаты труда, наиболее ярко проявившееся в период фашистской диктатуры. Наметившийся еще в начале XX века процесс постепенного выделения трудовых договоров из общих предписаний Германского гражданского кодекса о найме услуг и связанного с этим формирования отрасли трудового права в Германии завершился уже после окончания второй мировой войны. В 1949 году в ФРГ принимается Закон о тарифных договорах, заложивший прочную законодательную базу для определения условий организации и оплаты труда. В этот период после долгих лет подпольного существования на политическую арену Германии вновь выходят профсоюзы. В статье 9 Основного закона ФРГ говорится, что граждане имеют право «создавать объединения для охраны и улучшения условий труда и экономических условий». В качестве одного из средств к достижению своих интересов допускаются забастовки. Параллельно с нормами, регулирующими взаимоотношения между работодателями и наемными рабочими, в конце XIX-XX веков в Германии развивался особый комплекс правовых норм, получивший здесь специальное название «социальное законодательство». Первым германским социальным законом стал Закон о материальной ответственности 1871 года. Этот закон установил особую ответственность владельцев железнодорожных предприятий за произошедшие на них несчастные случаи с работниками, занятыми на строительстве и обслуживании железнодорожных путей и составов. Обязанность работодателя в таких случаях возместить ущерб не зависела от вины. Рассмотрение германским законодателем железной дороги в качестве «источника повышенной опасности» и установление особой ответственности предпринимателей в этой сфере привело к утверждению идеи обязательного страхования рабочих от несчастных случаев, что позволило бы несколько улучшить положение владельцев железнодорожных предприятий. В 80-х годах XIX века в Германии принимается целый ряд законов о социальном страховании: в 1883 году был принят Закон о медицинском страховании рабочих, в 1884 году – Закон о страховании от несчастных случаев и др. Завершил этот список Закон 1889 года о страховании на случай инвалидности и старости (пенсионное страхование). Эти законы заложили основу для создания в Германии высокоэффективного социального законодательства и развитой системы страховых организаций в XX веке. Знаменательной вехой в процессе становления германского страхового права стало принятие в 1911 году постановления об имперском (государственном) страховании, впоследствии получившего название Социального кодекса. Это постановление было очень значительным по объему и состояло из шести книг, объединивших все действующие в то время в Германии социально-правовые нормы. В частности, в «кодекс» вошел принятый в том же году закон о пенсионном страховании служащих. Тенденция постепенного уравнения в правах рабочих и служащих в социальной сфере продолжала оставаться основным направлением развития социального законодательства Германии и после второй мировой войны. Другая тенденция состояла во введении обязательного социального страхования для лиц различных профессий: мелких производителей, врачей, сельскохозяйственных работников и др., приведшего к созданию разветвленной сети страховых организаций по всей стране. С целью совершенствования системы государственного страхования в 1953 году в Германии был создан специальный Суд по социальным делам, в компетенцию которого входило рассмотрение споров в социальной сфере. В 70-е годы XX века была проведена широкомасштабная реформа социального законодательства. В ходе ее проведения в 1975 году в новой редакции принимается книга первая («Общие положения») Социального кодекса, в 1976 году – книга четвертая («Положения о социальном страховании»), в 1988 году – книга пятая («Медицинское страхование»). В 1989 году переработке подверглась последняя – шестая – книга Социального кодекса, посвященная вопросам пенсионного страхования. Заключение
Рассмотрев особенности формирования и развития трудового и социального законодательства Великобритании, Франции и Германии, можно сделать следующие выводы. Трудовое законодательство начало формироваться в наиболее развитых европейских странах только в конце XIX – начале ХХ веков. Как самостоятельная отрасль права оно начинает складываться и развиваться лишь после 1917 года под прямым воздействием организованного рабочего движения, поднявшегося на новую ступень борьбы за свои насущные права. Особенности социальной политики современных западных государств ярко проявляются в регулировании таких важных прав рабочего класса, как право на профессиональные объединения, право на заключение коллективных договоров, право на забастовку. В Германии и Франции эти права были конституционно и законодательно признаны еще до Второй мировой войны. В обстановке подъема рабочего движения и усиления в нем левых течений парламенты во Франции и ФРГ, несмотря на преобладание в них буржуазных партий, сочли целесообразным пойти на признание прав трудящихся на участие в управлении производством и создать специальные производственные советы или комитеты предприятий и т.д. В условиях сохранения политического и экономического господства капитала такие законодательные уступки не выходили за рамки обычного социального реформизма, но они способствовали улучшению положения рабочих на предприятиях. В Великобритании вплоть до 1971 года правительства консерваторов постоянно предпринимали попытки ограничить профсоюзное движение. Несмотря на многочисленные преграды на пути организованного рабочего движения, в процессе развития капиталистического общества и роста национального дохода рабочий класс добивается законодательным путем или посредством коллективных договоров признания ряда жизненных прав, которые ранее буржуазные государства отказывались признать. В обстановке бурного подъема рабочего движения в 1918-1920 годы в Германии и Франции были приняты законы о 8-часовом рабочем дне. В 30-е годы в условиях нового подъема рабочего и общедемократического движения профсоюзам Франции удалось добиться законодательного закрепления 40-часовой рабочей недели. Трудящимся приходилось вести непрерывную борьбу за каждую новую уступку предпринимателей или за очередную государственную меру в области социального страхования. В целом в 60-70-е годы при благоприятной экономической конъюнктуре трудящиеся Великобритании, Франции и Германии смогли, используя нормы трудового права и с помощью системы коллективных договоров, добиться существенного улучшения своего положения. В этих странах получило дальнейшее развитие и законодательство, предусматривающее различные виды социального обеспечения населения: жилищное строительство, бесплатное образование, полностью или частично безвозмездную медицинскую помощь, материальную поддержку семей, имеющих детей и т.д. Список использованной литературы
1. Всеобщая история государства и права: учебное пособие / Под ред. К.Н. Батыра. – М.: Проспект, 2006. 2. История государства и права зарубежных стран. Часть 2. Учебник для вузов / Под общ. ред. Н.А. Крашенинниковой, О.А. Жидкова. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 2000. 3. Попова А.В. История государства и права зарубежных стран. – М.: Юрайт, 2005. 4. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время) / Составитель Н.А. Крашенинникова. – М.: Зерцало, 2000. 5. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. – М.: Юристъ, 2003. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|