Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные психологические понятия по теме. Афазия – нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры головного мозга.




Афазия – нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры головного мозга.

Внутренняя речь – особый вид беззвучной речевой деятельности человека, характеризующийся предельной свернутостью грамматической структуры и содержания. Является основным инструментом мышления.

Диалогическая речь – вид речи, при которой в равной степени активны все ее участники.

Знак – материальный, чувственно воспринимаемый предмет, явление или действие, выступающий в процессе познания и общения в качестве заместителя другого предмета или явления и используемый для получения, хранения, преобразования и передачи информации.

Знаковая система – набор знаков, объединенных общими правилами их взаимосвязи и практического использования.

Коммуникация (в психологии) – передача информации посредством языка и других знаковых средств.

Монологическая речь – высказывание, объединенное одной сложной мыслью.

Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Семантика – значение единиц языка (слова, предложения, текста).

Речь – процесс общения людей посредством языка; часто рассматривается как особый вид деятельности.

Эгоцентрическая речь – речевая деятельность, сопровождающая игру ребенка-дошкольника и обращенная к самому себе. Представляет собой промежуточное звено в переходе от внешней речи к внутренней.

Язык (в психологии) – система словесных знаков, опосредствующих психическую (прежде всего интеллек-туальную) деятельность, а также средство общения, реализуемое в речи.

речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. реЧЬ – могучий фактор психического развития человека, формирования его как личности. Под влиянием речи формируется сознание и самосознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, моральные и эстетические чувства, формируется воля и характер. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми.

Ф. Энгельс подчеркивал, что сначала труд, а затем и членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны превратился в человеческий мозг.

Человек стал человеком только благодаря труду и речи.

Основной единицей языка является слово.

Свойства речи

Посредством сигнализации через слово обозначается предмет, действие, состояние и т.п. Со словом же связано и представление о предмете или явлении.

СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ ------------------=>. характеризуется объемом выраженных в ней мыслей, обеспечивается подготовленностью говорящего
ПОНЯТНОСТЬ -------------------------3»» обусловлена в основном объемом знаний слушателей, обеспечивается избирательным отбором материала, доступного слушателям
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ---------------->" связана с эмоциональной насыщенностью, обеспечивается интонацией, акцентом
ДЕЙСТВЕННОСТЬ ---------------->. определяется влиянием на мысли, чувства, поведение, обеспечивается учетом индивидуальных особенностей слушателей

Рис. VI. 1. Участки мозга, поражение которых приводит к распаду фонематического слуха (по А.Р. Лурия)

Функция обобщения обусловлена тем, что каждое слово уже обобщает и что это позволяет реализоваться мышлению. Коммуникация (общение) состоит в передаче друг другу определенных сведений, мыслей, чувств и тем самым воздействуя друг на друга.

Экспрессия заключается в передаче эмоционального отношения к содержанию речи и к человеку, к которому она обращена.

Членораздельность человеческой речи обеспечивает возможность выразить с помощью ограниченного количества речевых знаков – элементов разной сложности (звуков, слогов, слов, предложений) – безграничное многообразие мыслей, намерений и чувств человека.

Существует большое число систем знаков (см.) (дорожные, знаки математики, химии, картографические и т. д.). Наиболее важной и универсальной по возможности использования является система естественного (национального по форме – русского, английского и т. д.) языка. Его основными функциями являются:

хранение и передача общественно-исторического опыта (наряду с материальными орудиями и продуктами труда);

общение (коммуникативная функция).

Перечислим основные группы механизмов речи (по Н. И. Жинкину):

I. Механизм программирования речевого высказывания.

II. Группа механизмов, связанных с переходом от плана программы к грамматической (синтаксической) структуре предложения, включает:

механизмы грамматического прогнозирования синтаксической конструкции;

механизм, обеспечивающий запоминание, хранение и реализацию грамматических характеристик слов; механизм перехода от одного типа конструкции к другому (трансформации);

механизм развертывания элементов программы в грамматические конструкции и др.

III. Механизмы, обеспечивающие поиск нужного слова по семантическим и звуковым признакам, и механизм моторного программирования синтагмы.

IV. Механизм выбора звуков речи и перехода от моторной программы к ее «заполнению» звуками.

V. Механизмы, обеспечивающие реальное осуществление звучания речи.

Речевая деятельность связана с работой больших полушарий головного мозга. Левое полушарие является ведущим в речевой деятельности. Правое влияет на модуляцию голоса, тембр и т. п.

Речевая афферентация идет по трем каналам: двигательному, слуховому и зрительному.

Речевые звуки возникают при подаче воздуха из легких в вибраторы (голосовые связки гортани), щели и затворы, образующиеся во рту при артикуляции языка и губ. Синтез определенных для данного звука составляющих (формант) происходит в резонаторах, включающих рот, глотку и полость носа. Здесь звук как бы фильтруется: одни обертоны ослабляется или отсеиваются, другие усиливаются.

Речевые зоны коры представлены десколькими анализаторами, тесно взаимодействующими друг с другом и координационно связанными со всей деятельностью нервной системы.

Речь носит рефлекторный характер. Ее мозговую структуру составляют второсигнальные связи. Но пер-восигнальные компоненты тоже всегда включаются в речевой рефлекс в виде звучания (устная речь), оптических моментов (зрительная речь) и т. д. Однако своеобразие речи каждого человека объясняется прежде всего социальными факторами.

Для произнесения речевых звуков необходимы:

1) струя воздуха, энергия которой нужна для возбуждения звука;

2) звуковой вибратор;

3) резонаторы для образования речевых тембров.

Струя воздуха подается из легких через воздухоносные пути. Главный звуковой вибратор – это голосовые связки гортани. Резонаторами речевых звуков являются полости рта и глотки.

По вопросу о наличии центров речи существует ряд точек зрения. Одна из них связывает каждый психический процесс с определенным центром в Коре (узкая локализация функций). Это направление своими корнями уходит в френологию Ф. Галля.

Другая отрицает существование специфических мозговых центров, связывая психические процессы с деятельностью многих мозговых центров.

А.Р. Лурия на большом клиническом материале показал сущест-

вование трех функциональных блоков:

1. Энергетический блок, поддерживающий рабочий тонус коры.

2. Блок приема, переработки и хранения информации.

3. Блок программирования, регуляции и контроля деятельности.

С этой позиции и следует решать вопрос о существовании в больших полушариях речевых центров. Выделяют четыре центра, которые выполняют свои функции во взаимодействии с другими отделами системы. Выпадение отдельных звеньев системы ведет к нарушению различных видов речевой деятельности.

Центр Брока расположен в верхней лобной извилине левого полушария. Связан с громкостью произношения речи.

Рис. VI.2. Схема расположения органов речи человека: 1 – надгортанник, 2 —- нёбная занавеска, 3 —- язык, 4 —ротовая полость, 5 -глоточная трубка

Рис. VI.3. Физиологические механизмы образования речи (по Грбеку)

Рис. VI.4. Схема кодирования и декодирования словесных сигналов в головном мозге







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2021 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных