ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Предполагается следующий порядок работы.1 Каждый член группы независимо друг от друга кратко описывает конкретную управленческую ситуацию. На это отводится 15 минут. 2 Зачитываются самые характерные предложения Модератор их фиксирует 3. С помощью вопросов и ответов модератор исправляет ошибки и неточности формулировок 4. Фиксируется число одинаковых предложений 5. Число отличающихся предложений сводится к минимуму. 6 Модератор обобщает предложения, выражающие мнение группы. 7 Каждый член группы описывает в кратком виде желаемое положение вещей 8 Проводится дискуссия в течение 20 минут Цель ее — выводы, оценивающие данную ситуацию 9 После дискуссии каждый член группы вносит три предложения, ранжируя их по степени важности,,,,>•.„.,.. 10 Цель формулируется в виде предложения, с которым соглашается большинство участников. 11 Составляется список факторов, препятствующих достижению цели 12 Определяются факторы, способствующие достижению цели. 13 Составляется план реализации организационного изменения. Мы взяли лишь некоторые, наиболее часто употребляемые на практике методы решения управленческих задач Более подробное знакомство с методами, применяемыми при решении управленческих задач, может быть осуществлено при изучении литературы по практическим вопросам менеджмента /5/ Подписные индексы по каталогу Роспечати. 72035, 70855, 71852 В. А. Розанова Резюме 1. Стратегия решения задачи управления имеет непосредственное отношение к поставленной цели В понятии "стратегия" решения задач управления заключено противоречие между актуальным и реальным, т.е желаемым и действительным. 2. В выборе тактики решения руководитель исходит из оценки значимости задач, временной перспективы и соотношения перспективных и текущих задач. 3. Индивидуальный опыт руководителя, а также объективные требования и личностные особенности лежат в основе использования определенных тактик. 4. Причины выбора стратегий и тактик решения управленческих задач во многом носят психологический характер. 5. В практике управления насчитывается достаточно большое количество методов решения задач управления, выбор которых диктуется организационными целями и ситуационными факторами. Ключевые слова Стратегия — Общий, всесторонний план дости- жения цели. Тактика — Краткосрочная стратегия для дос- тижения цели, разрабатываемая на уровне руководителя среднего звена управления Ответственность — Обязательство выполнить задание и обеспечить его удовлетворительное решение. Конфликтная ситуация — Ситуация, которая может привести к конфликту. Конфликт — Столкновение разнонаправленных целей, интересов, стремлений, позиций, мнений, субъектов взаимодействия. Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ" Часть II. Глава 3. Стратегии и тактики решения управленческих задач. Методы решения задач Практическое задание Каждый менеджер заинтересован в повышении производительности труда. Менеджеры стремятся чтобы отдача от инвестиций была максимальной. Но инвестиция — понятие весьма широкое Это — не только вложенные деньги. Это — и возможности самого работника, его удовлетворенность трудом, руководителем, отношениями с сотрудниками фирмы и т д. Измерить удовлетворенность трудом — дело совсем не простое. Но большинство менеджеров следят не за человеческими потребностями и особенностями, а за успехами своего бизнеса И во многом от этого проигрывают. Если бы вы были руководителем фирмы, задачей которой является выживание на рынке, какую стратегию вы выбрали бы? 1). Принуждать работников к более интенсивной работе?_____________ 2) Наказывать за сбои в их работе?_________________________________ 3) Стимулировать деньгами?________________________________________ 4) Обучать их новым методам работы?______________________________ 5) Постоянно находиться в человеческих контактах с ними?_______ 6) Предоставлять им возможность принимать участие в решении проблем фирмы ?__________________________________________________ 7) Заинтересовать их не только денежным вознаграждением?_______ Каким образом вы стали бы их заинтересовывать?______________ 8) Какие нетрадиционные формы вы можете предложить?__________ Вопросы для усвоения 1. Как реализуется управленческая цель? 2. Что такое стратегия решения задачи? 3. Что такое тактика решения задачи? 4 Какие причины лежат в основе их выбора? 5. Что составляет основу стратегии решения управленческой за- дачи? 6. Какие методы решения задач управления вам известны? 7. Кто принимает решения при мозговом штурме? Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ: 72035, 70855, 71852 В. А. Розанова Вопросы для повторения и обсуждения 1. Что содержится в понятии стратегии решения управленческой задачи? 2 Чем отличается стратегия от тактики? 3. Каковы психологические причины их выбора? Обсудите их. 4. Существуют ли универсальные методы решения управленчес- ких задач? 5 Предложите конкретную управленческую ситуацию и проиграйте в группе применение различных методов для решения управленческой задачи. 6 Какую из стратегий поведения в условиях социального конфликта вы считаете наиболее целесообразной? Литература 1. Мескон М, Альберт М, Хедоури Ф Основы менеджмента / Пер с англ. — М. Дело, 1997 2 Розанова В А Психология решения управленческих задач — М АНХ при СМ СССР, 1989. 3 Розанова В А. Психология управления Учебно-практическое пособие, — М ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1996 4 Щекин Г.В. Практическая психология менеджмента Как делать карьеру Как строить организацию / Научно-практическое пособие — Киев Украина, 1994. 5. Шушански Я Методология рационализации / Пер с венг — М. Экономика, 1987 Приложение 1 1.1. Ориентировочная анкета (ОА) Авторы: В.Смейкл и М.Кучер 1.1.1. Цель и назначение методики. Область применения Основная цель методики — определить направленность личности в общении с людьми для решения задач в процессе их совместной деятельности. Выбор направленности личности как одной из сложных личностных характеристик не случаен, поскольку это качество определяет все поведение человека, отношение к себе и окружающим, а также к задачам деятельности /4/. Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ" Часть II. Глава 3. Стратегии и тактики решения управленческих задач. Методы решения задач ____________________________________________ Ориентировочная анкета В Смейкла и М Кучеры имеет важное практическое значение, в частности, в кадровой работе в связи с необходимостью эффективного подбора персонала, правильной расстановки кадров для рационального использования человеческих ресурсов, в особенности в условиях производственной деятельности 1.1.2. Теоретическое обоснование методики Сложное по своему содержанию понятие "направленность личности" изучалось многими учеными (В С Мерлин, К К Платонов, Л И Божович, П М Якобсон, М С. Неймарк и др) Большинство из них пришли к выводу, что направленность личности очерчивает особенности тенденций поведения и действий человека, а также определяет его отношение к другим людям, к самому себе, своему будущему и к тем задачам, которые он ставит и решает Направленность личности конкретизируется в особенностях интересов, целей, доминирующих мотивах и потребностях, а также в установках Система мотивационно-потребностнои сферы человека составляет основу направленности его личности. В психологии наблюдается тенденция рассмотрения направленности как целого, которое включает в себя подструктуры, например, желания, стремления, интересы, склонности, убеждения и т д, то есть все то, что входит органически в мотивационную структуру личности При анализе направленности личности выделяют а) личную, б) групповую и в) деловую направленность. Чешские исследователи В Смейкл и М Кучер сконструировали в начале 70-х гг ориентировочную анкету (ОА) Их подход к оценке направленности личности идентичен со взглядами наших отечественных психологов Авторы ориентировочной анкеты исходили из того, что направленность как система отношений личности к действительности представляет собой некое триединство а) отношение к другим людям как членам коллектива, б) отношение к труду и результатам, продуктам труда, в) отношение к самому себе, своей личности В Смейкл и М Кучер различают направленность на взаимодействие (ВД), деловую направленность на задачу (НЗ) и личную направленность на себя (НС) Направленность на взаимодействие (ВД) наблюдается в случаях, когда действия субъекта определяются его потребностью в общении с другими людьми, стремлением поддерживать коммуникативные отношения В большинстве случаев люди с этим видом направленности конформны, стараются уйти от ответственности и не стремятся быть Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ. 72035, 70855, 71852 В. А. Розанова руководителями Для работников с такой направленностью главным интересом является осуществление совместной работы без проявления большого интереса к самой задаче Т е его интересует не столько конечный результат работы, сколько процесс взаимодействия с членами группы Такой работник малопроизводительный Направленность личности на задачу является отражением поставленной группой цели. Работник с таким видом направленности не боится ответственности, она представляет для него определенную ценность, он берет руководство в свои руки, если речь идет о выборе самой задачи Такой работник является продуктивными внутри рабочей группы, оказываясь часто неформальным лидером Для него также характерно стремление к достижению успеха в деятельности Направленность на себя свидетельствует о преобладании индивидуальных потребностей и стремления достичь личного благополучия, престижа, уважения и т п В центре внимания такой личности находится он сам. Эмоциональные цели для такого человека являются весьма значимыми Менее всего такой человек реагирует на потребности других людей, игнорирует сотрудников или задачу, которая стоит перед группой, членом которой он является Находясь среди других людей, субъект с такой направленностью заботится, главным образом, об удовлетворении своих притязаний 1.1.3. Описание методики Ориентировочная анкета В Смейкла и М Кучеры содержит в себе 27 утверждений Каждое утверждение предусматривает 3 варианта ответов, обозначаемых буквами А, В, С По каждому пункту следует выбрать один из вариантов ответа, который более всего соответствует представлению обследуемого лица или наилучшим образом выражает его точку зрения Свои ответы обследуемый заносит в предоставляемый ему лист по каждому виду направленности личности Таких анкет всего три Лист ответов на ориентировочную анкету Ф.И О.___________________ Пол________Возраст___________________Дата____________
Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ" Часть II. Глава 3. Стратегии и тактики решения управленческих задач. МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ _________________ _________________________________
При обработке результатов пользуются специальным "ключом" При проведении данной методики дается следующая инструкция. "Настоящая анкета рассчитана на получение ориентировочной информации о некоторых ваших особенностях На каждый пункт анкеты возможны три варианта ответов, которые обозначают буквами А, В, С. Из ответов на каждый пункт анкеты выберите тот, который лучше всего отражает вашу точку зрения, который для вас наиболее значим или кажется верным. Выбранную вами букву ответа (А, В или С) впишитена листе ответов в скобках против вопроса в рубрике "Больше всего". Затем из этих же ответов выберите тот, который менее всего соответствует вашей точке зрения Букву этого ответа напишите против номера вопроса в рубрике "Меньше всего" в листе ответов. Для каждого вопроса используются две буквы Оставшийся ответ нигде не фиксируется Над вопросами не следует слишком долго раздумывать, поскольку самый первый ответ чаще всего бывает самым верным" Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ 72035, 70855, 71852 В. А. Розанова Текст ориентировочной анкеты 1 Наибольшее удовольствие я получаю от А — одобрения моей работы, В — сознания того, что работа сделана хорошо, С — сознания того, что меня окружают друзья 2 Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть А — тренером, который разрабатывает тактику игры, В — известным игроком, С — выбранным капитаном команды, 3 По-моему, лучшим педагогом является тот, кто А — проявляет интерес к обучающимся и к каждому имеет индивидуальный подход; В — вызывает интерес к предмету так, что обучающийся с удовольствием углубляет свои знания в этом предмете, С — создает в коллективе такую обстановку, при которой никто не боится высказывать свое мнение 4 Мне нравится, когда люди А — радуются выполненной работе, В — с удовольствием работают в коллективе, С — стремятся выполнить свою работу 5 Я хотел бы, чтобы мои друзья А — были бы отзывчивыми и помогали людям, когда для этого предоставляются возможности, В — были бы верны и преданны мне, С — были бы умными и интересными людьми 6 Лучшими друзьями я считаю тех А — с кем складываются хорошие отношения, В — кто может многого достичь в жизни, С — на кого всегда можно положиться 7. Больше всего я не люблю А — когда у меня что-то не получается, В — когда портятся отношения с товарищами, С — когда меня критикуют 8 По-моему, хуже всего, когда педагог А — не скрывает, что некоторые учащиеся ему не симпатичны, насмехается и подшучивает над ними, В — вызывает дух соперничества в коллективе, Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ" Часть II. Глава 3. Стратегии и тактики решения управленческих задач. Методы решения задач С — недостаточно хорошо знает предмет, который преподает. 9 В детстве мне больше всего нравилось' А — проводить время с друзьями, В — ощущать выполненные дела, С — когда меня за что-либо хвалили 10 Я хотел быть похожим на тех, кто. А — добивался успеха в жизни, В — по-настоящему увлечен своим делом, С — отличался дружелюбием и доброжелательностью. 11. В первую очередь система образования должна. А — научить решать задачи, которые ставит жизнь, В — развивать, прежде всего индивидуальные, способности обучающихся, С — воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми 12 Если бы у меня было много свободного времени, охотнее всего я использовал бы его А — для общения с друзьями, В — для отдыха и развлечений, С — для своих любимых дел и самообразования. 13. Наибольших успехов я добиваюсь тогда, когда. А — работаю с людьми, которые мне нравятся, В — у меня есть интересная работа, С — мои усилия хорошо вознаграждаются. 14 Я люблю, когда. А — другие меня ценят, Б — испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы, С — приятно провожу время с друзьями. 15 Если бы обо мне решили написать в газете, то мне хотелось бы, чтобы: А — рассказали о каком-нибудь интересном деле, связанном с работой, учебой, спортом и т.д., в котором мне довелось принимать участие; В — написали о моей деятельности, С — рассказали обязательно о коллективе, в котором я работаю. 16. Я делаю наибольшие успехи в обучении, если преподаватель-А — имеет ко мне индивидуальный подход, Подписные индексы по каталогу РОСПЕЧАТИ: 72035, 70855, 71852 В. А. Розанова В — сумеет вызвать у меня интерес к предмету, С — устраивает коллективное обсуждение изучаемых проблем 17. Для меня нет ничего хуже, чем А — оскорбление личного достоинства, В — неудача при выполнении важного дела, С — потеря друзей 18. Больше всего я ценю. А — успех, В — возможность хорошей совместной работы, С — здравый, практичный ум и смекалку 19. Я не люблю людей, которые. А — считают себя хуже других, В — часто ссорятся и конфликтуют С — возражают против всего нового. 20. Приятно, когда: А — работаешь над важным для всех делом, В — имеешь много друзей, С — вызываешь восхищение и всем нравишься. 21. По моему мнению, руководитель, прежде всего, должен быть А — доступным для всех, В — авторитетным, С — требовательным. 22 В свободное время я охотно прочитал бы книги А — о том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми, В — о жизни знаменитых людей, С — о последних достижениях науки и техники 23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть А — дирижером, В — композитором, С — солистом. 24. Мне бы хотелось. А — придумать интересный конкурс, В — победить в конкурсе, С — организовать конкурс и руководить им 25 Для меня важно знать А — что я хочу сделать, В — как достичь цели, Библиотека журнала "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ" Часть II. Глава 3. Стратегии и тактики решения управленческих задач. Методы решения задач С — как организовать людей для достижения цели 26 Человек должен стремиться к тому, чтобы-А — другие были им довольны, В — прежде всего выполнить свою задачу, С — его не нужно было упрекать за свою работу 27 Лучше всего я отдыхаю в свободное время' А — в общении с друзьями, В — просматривая развлекательные фильмы, С — занимаясь своим любимым делом 1.1.4. Получаемые данные и их обработка В результате работы над опросником, получаем данные, соответствующие трем основным видам направленности личности: направленность на взаимодействие, деловую направленность на задачу и направленность на себя Результаты выборов, сделанные испытуемыми, заносятся на специальный опросный лист (см выше) Ответы, обозначенные как "Больше всего", соответствующие мнению испытуемого, оцениваются в 2 балла Ответы, обозначенные как "Меньше всего", соответствующие мнению испытуемого, получают О баллов. Оставшиеся не выбранными ответы оцениваются в 1 балл. Все полученные в процессе заполнения анкеты данные сверяются со специальным "ключом". Для каждого вида направленности личности баллы суммируются по всем 27 пунктам анкеты (по отдельности). Ниже приводится "Ключ" для обработки результатов тестирования Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|