ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Направления исследований на иерархических уровняхМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное Учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный университет» Юридический факультет Кафедра «Государственного и административного права»
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по дисциплине «Национальная безопасность» Специальность: 036401 Таможенное дело Формы обучения (очная, очно-заочная, заочная)
Тула 2013 Рассмотрено на заседании кафедры «Государственного и административного права» юридического факультета Протокол №от «»2013 г.
Зав. кафедрой «Государственного и административного права»______ С.Г.Гришин
Содержание Тема 1. Сущность и содержание национальной безопасности. 1.1. Понятие, содержание и сущность национальной безопасности. 1.2. Источники и объекты опасностей и угроз.
Тема 2. Угрозы безопасности личности, общества и государства. 2.1.Сущность понятия «опасность» и «угроза». 2.2. Классификация угроз. 2.3. Основные опасности и угрозы глобального уровня. 2.4. Угрозы региональной внутригосударственной безопасности. 2.5. Угрозы государству и его безопасность.
Тема 3. Баланс жизненно важных интересов личности, общества и государства как необходимое условие устойчивого развития и безопасности страны. 3.1. Необходимость перехода к государственному управлению по интересам. 3.2. Пути достижения баланса интересов.
Тема 4. Направления национальной безопасности. 4.1. Геополитическая безопасность. 4.2. Оборонная (военная) безопасность. 4.3. Политическая безопасность. 4.4. Экономическая безопасность. 4.5. Социальная безопасность. 4.6. Продовольственная безопасность. 4.7. Демографическая безопасность. 4.8. Экологическая безопасность. 4.9. Информационная безопасность. 4.10. Психическая безопасность (сознание человека как объект национальной безопасности). 4.11. Культурологическая безопасность. 4.12. Научно-техническая безопасность.
Тема 5. Система национальной безопасности. 5.1. Содержание системы национальной безопасности. 5.2. Структура органов обеспечения безопасности. 5.3. Принципы организации и функционирования системы безопасности. 5.4. Режимы функционирования системы безопасности России.
Тема 6. Методическая оценка уровня национальной безопасности и ее видов. 6.1.Методические подходы количественной оценки уровня национальности безопасности. 6.2. Количественная оценка жизненных интересов личности, общества и государства.
Тема 7. Диагностика опасностей и угроз. 7.1. Показатели и индикаторы. 7.2. Регистрация и измерение опасностей и угроз. 7.3. Моделирование опасностей и угроз.
Тема 1. Сущность и содержание национальной безопасности. 1.1. Понятие, содержание и сущность национальной безопасности. 1.2. Источники и объекты опасностей и угроз.
1.1. Понятие, содержание и сущность национальной безопасности. В 1992 г., впервые в истории нашей страны был принят Закон Российской Федерации «О безопасности». В соответствии с этим законом безопасность рассматривается как состояние защищенности государства от внутренних и внешних угроз. Данный закон закрепил принципиально новый для нашей страны качественный скачок в подходе к проблеме безопасности, означающий конец полному игнорированию обеспечения и зашиты интересов личности и общества. Термин «национальная безопасность» впервые использован в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» 1995 г., а его определение дано в первом Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О национальной безопасности» 1996 г. В этом документе сказано: «Национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз личности, общества и государства» [1]. Данное определение фактически идентично определению «безопасность» в Законе «О безопасности» 1992 г., поскольку совокупность жизненно важных интересов личности, общества, государства и составляет национальные интересы. К тому же основополагающий документ в этой области, впервые утвержденный Президентом Российской Федерации в 1997 г., а в новой редакции в 2000 г., называется Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, и ее структура полностью соответствует основным положениям Закона «О безопасности» 1992 г. (рис.1).
Рис.1. Схема концепции национальной безопасности
В соответствии с положениями существующей законодательной и нормативно-правовой базы определение понятия «национальная безопасность» выглядит следующим образом: Национальная безопасность или безопасность нации есть защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз, обеспечивающая устойчивое поступательное развитие страны. Национальная безопасность России – это гарантированная конституционными, законодательными и практическими мерами защищенность и обеспеченность ее национальных интересов. Слабая теоретическая проработка вопросов безопасности отражается и в том, что до сих пор идут споры о возможности использования словосочетания «национальная безопасность». Проблема, по сути дела, кроется в том, что в нашем языке можно образовать прилагательное «национальный» от двух существительных: «нация» и «национальность». В тех случаях, когда понятия уже сложились и к ним привыкли, словосочетание с прилагательным «национальный» не вызывает вопросов. Так, говоря о национальном доходе, о национальной экономике, национальных интересах и все понимают, что речь идет не о доходах или экономике лиц отдельной национальности, а об общенародном доходе, общенародной экономике. Когда используют понятие «национальная политика», всем ясно, что речь идет о политике в отношении людей различных национальностей. С этой точки зрения использование словосочетания «национальная безопасность» вполне оправдано. Нужно только четко сознавать, что в этом понятии речь идет об общенародной безопасности, а чтобы к этому быстрее все привыкли, как, например, к понятию «национальное богатство», видимо, следует чаще использовать его в виде словосочетания «безопасность нации», «безопасность страны», «безопасность России», наконец. Термин «национальная безопасность» фактически является калькой с английских слов «national security», которые в принципе могут переводиться и как национальная, и как государственная безопасность, что нередко и делается рядом авторов. По большому счету, когда в нашей стране все было государственным, и безопасность была государственной. Сейчас ситуация коренным образом изменилась. Доля государства в экономике и в других сферах жизни человека и общества непрерывно сокращается. Поэтому в этих условиях более правомерно и целесообразно использовать термин «национальная безопасность», имея в виду, что эти термины не синонимы, а разновеликие понятия. Подменять национальную безопасность государственной и наоборот недопустимо, поскольку первое понятие более общее, родовое, а второе - частное, видовое. Тем более нельзя использовать гибридный термин «национально-государственная безопасность», нередко встречающийся в отечественной литературе. Ключевыми в данном определении являются понятия нации, личности, общества, государства, жизненно важных интересов и угроз, являющихся важнейшими элементами системы национальной безопасности. Формулировок понятия нации существует не меньше, чем формулировок самого понятия безопасность. Главное в том, что в основе формирования нации лежит не этнический принцип. Истории не известно ни одной моноэтнической нации. Если ранее наиболее распространенным было определение нации как исторически устойчивой общности людей, возникшей на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры, то сейчас все большее признание приобретает определение нации как единства гражданского общества и государства. Гражданское общество как составная часть нации собственно и подчеркивает политичность всякой нации. Стержнем нации является государство: без государства нации нет и быть не может. Понятие нация по своему содержанию в современном понимании близко к понятию страны. В определении национальной безопасности содержится понятие личности, а не просто человека. Это вполне обосновано и подчеркивает, что речь идет о человеке как социальном субъекте. Личность - это индивид с устойчивой системой его социально-значимых черт. Индивид - это отдельный человек с его специфическими особенностями. Общество - это совокупность индивидов со всем многообразием их общественных отношений. Жизненно важные интересы - это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. Угроза - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальные и потенциальные угрозы объектам безопасности, исходящие от внутренних и внешних источников опасности, определяют содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности. Угрозы объектам безопасности, исходящие из внутренних и внешних источников опасности, определяют содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности. Безопасностью личности состоит в формировании комплекса правовых и нравственных норм, общественных институтов и организаций, которые позволили бы ей развивать и реализовывать социально значимые способности и потребности, не испытывая противодействия государства и общества. Безопасность общества предполагает наличие общественных институтов, норм, развитых форм общественного сознания. Позволяющих реализовать право и свободы всех групп населения и противостоять действиям, ведущим к расколу общества. Безопасность государства достигается наличием эффективного механизма управления и координации деятельности политических лиц и общественных групп, а также действенных институтов их защиты. Сегодня стало ясно, что определяющим критерием национальной безопасности является обеспечение экономического и политического суверенитета, а также наличие достаточной для политического суверенитета, а также наличие достаточной для обороны государства военной силы. Критерием обеспечения безопасности можно считать определение пределов, рамок, границ политических, социальных, техногенных, природных явлений, превышение которых может нанести трудновосполнимый ущерб нации в настоящем и будущем. Лица, определяющие внешнюю и внутреннюю национальную политику, и специалисты, реализующие эту политику, должны четко представлять себе национальную цель как идеальный результат деятельности, удовлетворяющий устремления, подавляющего большинства россиян. Если такая формулировка цели не будет заявлена на высоком уровне абстракции, то нет смысла в разработке политики и стратегий обеспечения национальной безопасности. Исчезает и смысл реального целеполагания, как руководства при выборе одного из альтернативных вариантов политики и стратегии ее реализации. Очевидно, что в обществе не может быть единого видения национальной цели. Поэтому возникает необходимость анализа национальных ценностей и интересов, составляющих совокупность социальных ценностей и жизненно важных интересов личности, различных социальных групп, общества в целом, и самого государства. Анализ истории свидетельствует, что потребность обеспечения безопасности относится к числу основных мотивов деятельности людей и сообществ. Стремление к безопасности обусловило объединение наших пращуров в сообщества, формирование силовых структур (армии, полиции и многочисленных служб охраны, в том числе от стихийных бедствий), предопределило образование многих международных организаций и в конечном счете привело к созданию ООН, призванной обеспечивать безопасность существования всего населения Земли. Слабость системы безопасности оборачивается большими бедами: крушением государств, уничтожением народов, большими кровопролитиями, разрушением и гибелью материальных ценностей. Государства, общества, частные лица, не проявляющие должной заботы о своей безопасности, как правило, оказываются нежизнеспособными. Отмеченные факторы предопределяют жизненную необходимость и актуальность постановки и решения проблемы обеспечения комплексной безопасности на строго научной основе с учетом всех аспектов этой многофакторной, многопараметрической проблемы. Что же является предметом безопасности и что составляет ее сущность? Как следует из высказываний различных авторов, состояние защищенности личности, общества, государства, состояние защищенности жизненных интересов, состояние защищенности национальных интересов, устойчивое состояние системы по отношению к неблагоприятным воздействиям и т.д. и составляет предмет безопасности. Но все это, как представляется, лишь отдельные, хотя и необычайно важные, стороны предмета, причем именно те стороны, которые подвержены с точки зрения содержания определенным изменениям. Так, например, интересы личности, общества и государства в различные исторические периоды развития страны далеко не идентичны. Каждая из этих частных сторон неизбежно меняется в зависимости от конкретности обстановки, но они всегда остаются составной частью общественных отношений, определяемых качественным состоянием бытия как концентрированного выражения ценностных ориентации конкретной цивилизации. Тогда, вероятно, если иметь в виду именно такой подход, можно утверждать, что предметом безопасности являются общественные отношения, бытие народа, выражающее сущность цивилизации. Тогда и термин "защита" становится необычайно узким, не отражающим в полной мере потребности бытия. Мало защитить. Важнее не допустить формирование условий, которые привели бы общественные отношения, бытие к состоянию, требующему их защиты. Иначе говоря, задача безопасности выходит далеко за пределы необходимости защиты данного состояния бытия и заключается прежде всего в формировании условий, обеспечивающих стабильное, прогрессирующее развитие общественных отношений, сохранение, укрепление и обогащение бытия, т.е. защищенности качественного состояния общественных отношений, обеспечивающих прогрессирующее развитие личности, общества и государства. Системный подход к жизненно важной проблеме безопасности предопределяет необходимость формирования соответствующей науки (или нового научного направления) как систематизированного обобщенного знания о безопасности, являющейся важнейшим условием выживания и развития человека, общества, государства, человечества. Процесс переоценки ценностей в нашем обществе породил и новое понимание проблемы безопасности. Главным стало осознание системной природы этого явления и, следовательно, необходимости системного подхода к его исследованию. При таком подходе содержание и степень безопасности человека и общества находятся в прямой зависимости от функционирования всех структур общества, прежде всего экономической, политической, социальной, правовой, информационной и т.д. В результате система самой безопасности приобретает сложную структуру, в которой можно выделить составляющие компоненты и подсистемы. Основными направлениями исследований являются: · опасности и угрозы человеку, обществу, государству, человечеству; · объекты жизнеобеспечения человека и общества; · объекты безопасности и защиты; · субъекты опасностей и угроз; · опасности и угрозы, их характеристики, особенности возникновения, наносимый ущерб и др.; · источники опасностей и угроз, их особенности; · системы обеспечения безопасности, силы и средства, состав и структура, цели и задачи, режимы функционирования. В обобщенном виде направления исследований по иерархии и по сферам деятельности приведены в таблицах 1 и 2. Таблица 1 Направления исследований на иерархических уровнях
1.2.Источники и объекты опасностей и угроз.
К основным объектам национальной безопасности относятся:
Опасности и угрозы всегда указывают на взаимодействие двух сторон: · той, которая выступает источником и носителем опасности, - субъект; · той, на которую направлена опасность или угроза, - объект. Источники опасности - это условия и факторы, которые таят в себе и при определенных условиях сами по себе либо в различной совокупности проявляют или обнаруживают враждебные намерения, вредоносные свойства, деструктивную природу, реальные или потенциальные действия. Источники опасности по своей сути имеют естественно-природное, техническое и социальное происхождение. Известно, что объект - философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической или познавательной деятельности. Взаимосвязь субъекта и объекта как предмета познания, практического воздействия, деятельности представлена на рис. 2. Рис 2. Взаимосвязь субъекта и объекта, как предмета познания.
Объектом угроз и опасностей являются личность, общество, государство. Эта триада представляет собой целостную систему. Личность в системе (и прежде всего личность - творец) является высшей целью общественно-политического и социально-экономического развития страны. Общество - это социальная среда и необходимое условие творчества личности в системе общественных отношений. Государство же представляет собой организационно-политический механизм реализации общественных отношений и обеспечения гарантий прав граждан. Государство не должно возвышаться над личностью, так как его задача - создать такой механизм, чтобы творческое развитие личности на самом деле было высшей национальной целью. Объектами угроз в государственном масштабе являются практически все сферы жизни и деятельности общества. И в любой из них существуют специфические особенности опасностей и угроз. Человек выступает и как объект, и как субъект опасностей и угроз. Диапазон проявлений человеческой сущности многообразен и противоречив. В ней необъяснимо уживаются эгоизм, иррациональность, агрессивность с отрицающими их подвижничеством, жертвенностью, благодеянием. Современный человек не торопится расставаться со всеми своими пороками, выходить за рамки субъективного, индивидуально-алчного восприятия мира. Известно, что мир представляется человеку в виде объективной реальности. Человек преобразует природу и изменяется сам. Отсюда вывод, что человек одновременно является и субъектом толкования мира и его объектом. При этом человек присутствует во всех видах безопасности. Поэтому обеспечение безопасности личности становится условием обеспечения безопасности всех других ее видов и уровней. С другой стороны, положение личности определяется состоянием общества, государства. Известно стремление человека жить лучше не получило еще необходимое положение – «и безопаснее». Человек пока остается носителем различных по виду опасностей и угроз, регулятором «безопасности». Таким образом, человек прямо или косвенно включен в разнообразную, сложноорганизованную систему отношений и процессов, выполняя в них активно-созидательную, пассивно-созерцательную или разрушительную роль. Источниками опасности для человека, личности, семьи, класса, народа, страны представляется личность и сформированные ими общности людей, оснащенные техническими и другими средствами, способные деформировать объекты угроз вплоть до их гибели. При этом эти источники опасности могут находиться как вне, так и внутри общности людей. Включение в их число природы и техники добавляет сферу источников опасностей и угроз. Личную безопасность каждый человек может обеспечить себе лишь частично, действуя в рамках закона и не пренебрегая интересами общества и государства. Негосударственные организации, действующие на общественных началах, могут обеспечить в какой-то степени безопасность отдельных групп населения. Основным же инструментом обеспечения безопасности жизнедеятельности призвано быть государство. Это не только его основная задача, но и исключительная обязанность. Однако, с одной стороны, имеются факты недостаточной ответственности государственных органов, в частности за жизнь и безопасность граждан. С другой стороны, значительная часть населения России не умеет или скорее не желает сочетать свои личные интересы с государственными. В результате растет правовой нигилизм, дискредитируются государственные начала в различных сферах жизни общества, забывается, что кроме прав у человека есть и обязанности. В связи с этим серьезную угрозу национальной безопасности России представляет несбалансированность интересов государства, общества, различных социальных групп и личности. В целом роль человека в системе опасность - безопасность сводится к следующему:
Таким образом, человек прямо или опосредованно включен в разнообразную, сложно организованную систему отношении и процессов, выполняя в них активно-созидательную, пассивно-созерцательную или разрушительную роль. Однако весь линейный прогресс существования человека техногенной цивилизации пока не вписан в общепланетарную гармонию и заключается в том, что, решая текущие проблемы, он порождает новые, еще более масштабные и опасные. Баланс позитивных и негативных качеств человека, их слияние определяет общий вектор развития человечества в социо-, природо- и техносфере (рис. 3).
Рис. 3. Роль человека в природе.
Помимо человека объектами безопасности выступают объекты пространственно-географического масштаба, различные сферы обеспечения жизнедеятельности человека, включая экономику, социологию, политологию и многие другие, значительная часть которых приведена на рисунке 4. Рис. 4. Классификация пространственно-территориальных объектов
Можно заключить, что все объекты имеют четко выраженную масштабно-иерархическую структуру. Объектами безопасности являются также сферы жизнеобеспечения и духовно-политической деятельности. К ним относятся: · политическая; · военная; · экологическая; · социальная; · экономическая; · демографическая; · продовольственная; · психологическая; · информационная и др. Каждая сфера по-своему проявляется в деятельности объектов в зависимости от их масштабов, нахождения и условий функционирования (рис.5).
Рис. 5. Классификация объектов производственной сферы.
Таблица 2 Декомпозиция объектов исследования безопасности
Таблица 3 Классификационная характеристика деятельности людей в сфере безопасности
Объектами региональной безопасности являются территория и население региона и все сферы обеспечения жизнедеятельности его инфраструктуры, расположенные на данной территории. Территория - участок земной поверхности, имеющий отдельные границы и пространственный базис деятельности, который включает производственную и социальную инфраструктуру и рассматривается как объект жизнедеятельности, фактор и ресурс развития территории. Субъект – это носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид, социальная группа, государство и т.д.), источник активности, направленной на объект. Основным субъектом обеспечения национальной безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной исудебной власти Закон определяет силы и средства обеспечения безопасности в структуре силовых ведомств, органов, обеспечивающих безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранных органов, органов охраны здоровья населения и других государственных органов обеспечения безопасности, действующих на основании законодательства. В законе «О безопасности» говорится, что граждане, общественные и иные организации и объединения, являясь субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством РФ, законодательством республик в составе РФ, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономных областей и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере.
Тема 2. Угрозы безопасности личности, общества и государства. 2.1.Сущность понятия «опасность» и «угроза». 2.2. Классификация угроз. 2.3. Основные опасности и угрозы глобального уровня. 2.4. Угрозы региональной внутригосударственной безопасности. 2.5. Угрозы государству и его безопасность.
2.1.Сущность понятия «опасность» и «угроза».
Современная обстановка в стране такова, что никто не чувствует себя в безопасности. Опасности и угрозы – это реалии нашей действительности. Опасности и угрозы - непременные спутники жизни и деятельности индивидов, обществ, государств, человеческого сообщества на всех этапах его становления и развития. И всегда недостаточная забота о безопасности оборачивается большими бедами: разрушением и гибелью государств, войнами, смутами, большими кровопролитиями. Государства, общества, люди, не проявляющие должной настойчивости в борьбе с опасностями, могут потерять не только отдельные элементы жизнеобеспечения, но и собственно государственность и жизнь. Опасности - это возможные или реальные явления, события и процессы, способные нанести вред человеку, социальной группе, народу, обществу, государству, человеческому сообществу и Земле или даже уничтожить их; нанести ущерб их благополучию, разрушить материальные, духовные или природные ценности, вызвать деградацию, закрыть путь к раз витию. Опасность может выступать в различных формах: в виде намерении, планов подготовки действий и самих действий, направленных на уничтожение, ограбление, подчинение, закабаление, ослабление, уничтожение объектов безопасности и т.д. Понятие "опасность»" охватывает также явления, процессы и действия, которыми люди наносятвред природе, а природа людям. Категория «опасность применяется для характеристики психологического состояния людей, как осознание ими вредных последствий тех или иных реальных явлений или как безнадежное выискивание несуществующих. Уяснение сути опасности есть исходный момент противодействия, отражения и устранения ее. Если люди не понимают всей глубины опасности, то соответственно не напрягают адекватно свои силы, чтобы ликвидировать или предупредить ее. Другой формой опасности выступает риск - возможная опасность неудачи предпринимаемых действий или сами действия, связанные с такой опасностью. Люди зачастую надеются на счастливый случай - рискуют, допуская определенный ущерб себе. В государственных делах - политики, экономике, оборонной деятельности - чаще всего имеет место осознанный риск, когда тщательно рассчитываются ожидаемая выгода, цена, которую допустимо заплатить за нее, последствия и т.д. Понятие "угроза" родственно понятию "опасность". Угроза - это опасность на стадии перехода из возможности в действительность, высказанное намерение или демонстрация готовности одних субъектов нанести ущерб другим. "Угроза - высказанное в любой форме намерение нанести физический, материальный или иной вред общественным или личным интересам". С методологической точки зрения необходимо, прежде всего уяснить, что является источником угрозы обществу, личности, государству и каким образом сама опасность влияет, например, на общественные отношения. Принципиальность данного вопроса определяется главным образом тем, что концентрация нашего внимания на угрозах и на борьбе с ними ведет к порочному кругу, обрекает на сизифов труд: при таком подходе мы обречены на бесконечную борьбу с угрозами, не затрагивая причины, их порождающие. Приведем лишь один пример. Разгул преступности во всех се формах, и прежде всего экономической преступности, стал ощутимой угрозой безопасности личности, общества и государства как результат криминализации общества и государственного аппарата управления. Принимаются законы, вырабатываются программы, делаются широковещательные заявления о бескомпромиссной борьбе с преступностью, расширяется круг правоохранительных органов, занятых этой борьбой. И тем не менее результаты более чем скромные. Причина неудачи в том, что все ни меры не затрагивают источники возникновения преступности, так как пни лежат в иных сферах: экономической, социальной, связанной с межнациональными отношениями, беженцами и мигрантами, с теневой экономикой. Таким образом, угроза - результат имеющихся и формирующихся в самом обществе, в межгосударственных отношениях противоречий, и без их выявления и решения никакая безопасность обеспечена быть не может. Именно поэтому в методологическом аспекте причины опасности - противоречия, а не угрозы - приобретают качество сущностной характеристики. Во-первых, вся сумма противоречий, как общих, так и в отдельных видах безопасности, соответствующих конкретным сферам жизнедеятельности общества и государства, имеет и внутренний, и внешний характер. Во-вторых, основное противоречие, определяющее всю сумму внутренних и внешних противоречий, заключается в принятии и непринятии основных ценностных ориентации отдельной цивилизации внутри страны и в ее отношениях с другими цивилизациями. В-третьих, сами противоречия не являются застывшими, а меняют свою сущность и направленность развития под воздействием различных внутренних и внешних факторов. Данная особенность определяет содержание системного, проблемного и факторного анализа противоречий и тенденций их развития как непременного условия своевременной адекватной реакции на имеющиеся и могущие возникнуть угрозы. Кроме упреждающего значения факторный анализ позволяет выделить и сгруппировать факторы дестабилизирующего и стабилизирующего характера. Данное положение имеет принципиальное значение для выработки и реализации конкретных мер в системе обеспечения безопасности, направленных на нейтрализацию, подавление дестабилизирующих факторов и стимулирование действий стабилизирующих факторов. В этом и заключается не столько защитная, сколько способствующая позитивному развитию функция обеспечения безопасности. В-четвертых, не всегда точно (неосознанно, в силу слабой исследовательской, теоретической разработки проблемы или сугубо конъюнктурных, чаще всего политических целей) определяются сами противоречия, их носители (субъекты), что неизбежно влечет за собой ошибки не только и не столько теоретического, сколько практического характера, и принятие решений, усугубляющих противоречия. Таким образом, угроза всегда носит предметный характер, наполнена конкретным содержанием и в случае четко выраженного опасного состояния такого содержания весьма часто приобретает (по крайней мере, должна приобретать) конкретную правовую характеристику. Эта характеристика чаще всего и фиксируется в законах, например, в статьях Уголовного кодекса (статьи об измене Родине, терроризме, контрабанде и т.д.). Как представляется, именно такой подход - изучение процессов и тенденций, зарождающихся и затухающих противоречий - позволяет отслеживать состояние безопасности на каждый конкретный политический период и определять стратегию ее обеспечения на длительный период. Таким образом, источником формирования угрозы безопасности является многообразие внутренних и внешних противоречий общественного развития в стране и на международной арене в разных сферах человеческой деятельности как постоянно эволюционирующий процесс. Это одновременно и главный исходный критерий для выделения из всей суммы общественных отношений и присущих им противоречий именно тех, которые формируют систему общественных отношений в области безопасности.
2.2. Классификация угроз. Многообразие опасностей, угроз и источников их возникновения (образования) требует их классификации. Представляется целесообразным группировать опасности и угрозы по следующим признакам: · по отношению к объектам воздействия - на внутренние и внешние; · по умыслу – правомерная (вытекающая из реализации правовых норм), противоправная; · по форме – прямая, косвенная, заваулированная, манифестированная, латентная, несформированная; · по времени – мгновенная, длительная, дискретная, законсервированная; · по сферам действия: экология, экономика, политика, социальная область, сфера обороны, культурология и т.д.; · по последствиям: необратимая, обратимая; · по отношениям к объекту: внешняя, внутренняя, автоугроза; · по значению: допустимая, недопустимая; · по составу: разовая, бинарная, кумулятивная, диффузная; · по природе происхождения: социальная, техногенная, природная; · по актуализации: вероятная, потенциальная, реальная, осуществленная; · по причинности: преднамеренная, стихийная; · по возникновению: закономерная, случайная; · по масштабам: глобальные, региональные, государственные, местные и т.д; · по способам и формам проявления (заявления, конкретные действия, совокупность обстоятельств, которые могут породить опасность в перспективе и требуют защитного реагирования, и т.д.); · по источникам и движущим силам (природные, обусловленные деятельностью людей и т.д.); · по ожиданию воздействия на объекты: § внезапные, неожиданные; § ожидаемые, с малым временем задержки; § ожидаемые, с большим временем задержки. Различают угрозы и по направлениям (видам): политические, военные, социальные, экономические, экологические, продовольственные, психологические, информационные и др. Не претендуя на исчерпывающую характеристику, систему угроз можно представить в следующем виде: · геополитические угрозы, включая и опасности вооруженной агрессии; · межнациональные и социальные конфликты как в России, так и в странах СНГ; · традиционная разведывательно-подрывная деятельность спецслужб зарубежных стран; · политико-экономическая нестабильность в России и странах СНГ; · дальнейший распад экономики страны, в том числе ее аграрного сектора, подкрепленный экспортно-импортной экспансией зарубежных производителей; · угроза здоровью населения; · криминализация всех сфер жизни общества, рост преступности, особенно организованной; · правовой нигилизм, игнорирование и нарушение законов; · утрата значительной частью населения морально-этических и социальных ценностей и ориентиров; · разрушение системы социальной защиты населения, отправления правосудия, сфер здравоохранения, науки, образования и культуры; · экологическая и технологическая угрозы; · угроза личной безопасности граждан, в том числе и произвол со стороны властей; · разного рода информационные угрозы. Поскольку угрозы, которым приходится противостоять, весьма многообразны, то возникает потребность в их классификации. Общая классификация угроз приведена на рис. 6, а классификация угроз по иерархическому принципу - на рис. 7.
Рис.6. Классификация угроз.
Рис.7. Иерархия угроз
Поверхностное сравнение показывает, что понятие "угрозы" охватывает значительные сферы общественной жизни. С учетом этого одной из методологических основ безопасности является формирование представлений и анализ внешних и внутренних опасностей и угроз, направленных на объекты безопасности.
2.3. Основные опасности и угрозы глобального уровня.
Глобальные угрозы планетарно угрожают всему живому на Земле, да и сама Земля, подвергаясь таким опасным воздействиям, может быть уничтожена. Наиболее страшными глобальными угрозами являются космическая астероидная опасность и опасность циклических изменений климата и биосферы Земли. По оценкам участников Международной конференции "Астероидная опасность-96", столкновение земли с объектами типа Тунгусского метеорита возможно один раз в сто лет. При попадании такого метеорита в густо населенные районы могут погибнуть миллионы людей, а с учетом насыщения этих районов химическими предприятиями и атомными электростанциями региональная катастрофа может перерасти в глобальную. Столкновение Земли с астероидом размером 500 метров и более немедленно приведет к глобальной катастрофе и к уничтожению жизни на нашей планете. Возможность столкновения с таким астероидом оценивалась не чаще одного в сотни тысяч лет. Характерными чертами астероидной опасности являются ее практическая непредсказуемость, обусловливающая необходимость постоянного контроля за космическим пространством, и малое время на принятие защитных мер (несколько часов). Вторая природная опасность глобального уровня, связанная с циклическими изменениями климата и биосферы, подобными тем, при которых вымерли динозавры, хорошо прогнозируется на многие тысячи лет вперед. Основные опасности глобального уровня, обусловленные деятельностью человека, представлены в таблице 4.
Таблица 4 Глобальные опасности, обусловленные деятельностью человека, и их причины
Комплексное рассмотрение причин и источников глобальных опасностей показывает, что одной из основных опасностей является растущее ускоренными темпами население Земли. Если за все предыдущие века к 1900 году численность жителей Земли достигла примерно 1 млрд. человек, то только за один XX век она возросла в шесть раз и к 2000 году составит около 6 млрд., а к 2050 году может достичь 12 млрд. человек. Годовой прирост населения в мире составлял: в 50-х годах - 50 млн., в 80-х - 84 млн., в 90-х -96 млн. человек. Причинами ускоренного роста численности населения являются успехи медицины, которые обеспечили снижение детской смертности и увеличение продолжительности жизни, а также боязнь депопуляции и потери конкурентоспособности нации или государства в случае сокращения населения. В качестве еще одной причины демографической опасности следует отметить процесс старения человечества. В США за последние пять лет численность людей в возрасте 60 лет и старше возросла на 7% и достигла 34 млн. человек, что составляет 13% всего населения. Прирост численности в этой возрастной группе в два раза выше, чем у тех, кому меньше 60. Демографы предсказывают, что в следующем столетии темпы роста продолжительности жизни увеличатся взрывообразно. Если большинство экспертов ожидают увеличения средней продолжительности жизни в середине следующего столетия до 85 лет, то группа исследователей из Дании утверждает, что сегодняшние новорожденные будут жить в среднем 100 лет. Академик РАМН В.И.Шумаков считает, что человек в среднем должен жить 150 лет, но ему препятствуют современные условия жизни. Демографический взрыв вызывает усиление опасности для биосферы Земли. В доиндустриальную эпоху площади эксплуатируемых земель составляли менее 5% территории суши, на которых человек использовал не более 20%. В результаты общая антропогенная доля потребления продукции биосферы не превышала 1%. Современная доля на порядок выше этого значения. Ускоренными темпами происходят вырубка лесов (к 2000 году прогнозируется ежегодная потеря тропических лесов в размере около 7,5 млн. га), опустынивание земли (до 35% суши находится под угрозой опустынивания), загрязнение почвы, воды, воздуха и т.д. Так, ежегодно в атмосферу выбрасывается около 145 млн. тонн двуокиси серы, 250 млн. тонн пыли и т.д. За последнее столетие концентрация двуокиси углерода в атмосфере повысилась примерно на 15%, а к середине XXI века может удвоиться, стать одной из причин "парникового" эффекта, который может вызвать таяние снегов, ледников и затопление значительной части суши. Загрязнение почвы и воздуха приводит к тому, что каждый час с лица Земли исчезает один биологический вид. Это означает, что к 2010-2015 году Земля может потерять до 15-20% населяющих ее видов. В мировой океан ежегодно попадает до 10 млн. тонн нефтепродуктов, а количество радиоактивных соединений даже не поддается учету. Технические средства, используемые в военной сфере, могут поставить биосферу на грань экологической катастрофы, крайнее выражение которой - "ядерная зима" - прямая угроза человечеству. Беспокойство вызывает коротковолновая ультрафиолетовая радиация: ее поток на Землю опасен для живых существ в связи с ростом "озоновых дыр". Другая страшная опасность обусловлена энергетической проблемой. Растущее население Земли и развитие цивилизации требуют увеличения производства энергии, которое (включая нефть, газ, угольную и гидроэнергию). По оценкам академика В.М.Котлякова, созданные человеком мощности порядка 1013 Вт, пересчитанные в поток информации, равный 1034 бит/с, намного превосходят мощность всей суммы современных компьютеров (не превышающей 1014 бит/с). Отсюда высокая аварийность техногенных комплексов, а в сочетании со стихийными бедствиями - и исключительная опасность. В обозримом будущем все компьютеры Земли смогут перерабатывать 1020 + 1022 бит/с. Но даже такой рост мощности компьютеров не позволит с высокой точностью управлять хозяйственно-биологическими системами, где потоки информации будут порядка 106 бит/с. Интересна взаимосвязь энергии и информации. Природа, оперируя вслепую и не преследуя никакой цели, стремится реализовать все возможные варианты развития, не выходящие за пределы реальности, причем каждая подобная проба требует, разумеется, значительных затрат энергии. Следовательно, если количество информации «I» пропорционально логарифму числа проб W:I=InE, то затраченная энергия обязана быть пропорциональной уже числу самих проб E=W. Следовательно, I=InE. Исследование взаимосвязи информации, энергии и энтропии приводит к интересным выводам об опасности "тепловой смерти" расширяющейся Вселенной, вплоть до возможности ее обратного сжатия и обращения времени вспять. Еще одна опасность связана с энергетикой, которая более чем на 90% основана на использовании невозобновляемых природных ресурсов, с истощением их месторождений. По оценкам специалистов, залежей нефти и газа при существующих темпах их потребления хватит лишь на 50-70 лет, а каменного угля - примерно на 300 лет. По мере сокращения запасов энергоресурсов обостряются и проблема их распределения, и, соответственно, отношения между странами- производителями и странами - импортерами нефти, газа и других энергоносителей. Аналогичная ситуация складывается в области производства и потребления других полезных ископаемых и продуктов. За последние 100 лет потребление ресурсов возросло не менее чем на два порядка. Сейчас потребление выражается следующими цифрами: на каждого человека добывают и выращивают примерно 20 тонн сырья, которое с помощью энергии мощностью 22,5 кВт и 800 тонн воды перерабатывается в продукты, идущие на прямое потребление, массой две тонны. Примерно 0,9 первоначально добытого сырья в процессе технологической переработки уходит в прямые отходы, как и основная масса воды. Из двух тонн конечного продукта выбрасывается не менее одной тонны, а оставшуюся часть можно назвать "отложенным" отходом - это продукты длительного использования, которые в конце концов тоже пойдут в отходы. При этом огромное количество ресурсов расходуется на непроизводительные нужды. В мирное время военно-промышленный комплекс потребляет значительную часть полезных ископаемых и использует до 500 000 км2 суши. Затраты в этой области составляют до 1 трлн. долларов США, причем 0,75 расходов несут развитые страны. Примерно 39 млн. человек в мире маршируют в армейских частях, работают в службах безопасности или ведут партизанскую войну. Еще 16 млн. трудятся на военных предприятиях, а от 60 до 80 млн. - в военных министерствах и обслуживающих их информационных и аналитических центрах. На 10 тыс. жителей в Израиле насчитываются 415 человек военного персонала и сотрудников вспомогательных служб, в Северной Корее - 350, в Сингапуре - 219, в СНГ - 160, в США - 92 человека. Все отмеченные факторы обостряют межгосударственные, межрегиональные проблемы и способствуют возникновению войн. Упомянутые процессы наиболее интенсивно происходят в Африке и на Ближнем Востоке. И этому есть целый ряд объективных причин. Так, именно в этих регионах происходит самый быстрый прирост населения. При этом земля, на которой проживают эти народы, в силу объективных причин (ограниченное плодородие) не в состоянии прокормить быстрорастущее население. Возникает голод, от которого ежегодно в мире умирают 14-18 млн. человек, или 24 человека в минуту, из которых 18 - дети в возрасте до пяти лет. Именно этими причинами объясняются практически не прекращающиеся войны и военные перевороты в Африке и интенсивная миграция чернокожего населения в развитые страны. В качестве примеров обостряющейся борьбы за энергоресурсы следует отметить войны и неспадающую напряженность на Ближнем Востоке. Упомянутые явления могут быть использованы в качестве моделей прогнозируемых глобальных процессов для разработки концепций и мер по обеспечению комплексной безопасности человека и среды его жизнедеятельности. Группа американских ученых во главе с Д. Медоузом предприняла попытку моделирования мировой системы, рассматриваемой как единое целое. Были "проиграны" альтернативные варианты ее "поведения", различные соотношения между совокупностью переменных (рост населения Земли, объем промышленного производства, развитие аграрного сектора, динамика использования природных ресурсов, темпы загрязнения природной среды). В результате исследований был сделан вывод о неизбежности к середине XXI века планетарного кризиса. Модель зафиксировала реальность физических пределов мировой системы, что вполне логично связывается, с одной стороны, с численностью населения, характером и масштабами производственно-хозяйственной и социокультурной деятельности человека, а с другой - со сравнительно ограниченной "производительностью биосферы, тенденцией к насыщению ее "емкости". Российские ученые прогнозируют, что биосфера Земли, преобразованная в разумную ноосферу, без ущерба для себя по объективным причинам способна прокормить лишь 2-4 млрд. человек (с учетом возможностей океана). Другие ученые приходят к выводу о необходимости сокращения численности людей в 10 раз. Этой цели, по их мнению, можно достичь примерно за столетие после того, как будет разрешено иметь только одного ребенка. Усилия ученых оказались не напрасны. Общественное мнение и, что еще более важно, суждения людей, принимающих решения, постепенно меняются от безответственной демографической политики к осознанию необходимости саморегулирования человечеством своей численности. Так, осенью 1993 года собравшиеся в Нью-Дели представители академий 56 стран (в том числе Индии и Китая) подписали заявление, призывающее к достижению нулевого роста численности человечества на протяжении жизни одного поколения. Лишь ученые из Африки, Ирландии и Ватикана высказались против этого. Следует также отметить нарастание глобальных социальных опасностей, способных погубить мировое сообщество или отдельные страны (группы стран). Источниками и причинами этих опасностей являются несовершенная глобальная социальная структура (представленная в таблице 5), соответствующие ей отношения, политика отдельных стран и влиятельных международных организаций. Таблица 5 Глобальная социальная структура
Некоторые ученые делят мировое сообщество на две части: привилегированные и примыкающие к ним богатые развитые государства (Кувейт, Арабские Эмираты, Сингапур и некоторые другие) с населением около 1 млрд. человек ("золотой миллиард") и остальные непривилегированные страны, население которых к 2000 году превысит 5 млрд. человек. В 1994 году на 1 млрд. населения богатых стран приходилось 70% мирового совокупного общественного продукта, а на остальные 4,6 млрд. человек -30%. Один житель развитых стран потребляет за свою жи Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|