ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
III. Работа по таблице (ксерокопии раздаются на каждый стол). Обучение конспектированию по учебнику и лекции учителяКомментарий. Русская литература ХVIII в. восприняла опыт европейской литературы (влияние классицизма), но сохранила и лучшие традиции литературы Древней Руси, прежде всего гражданственность, интерес к человеческой личности, сатирическую направленность.
IV. Определение понятия «классицизм». Классицизм в России Истоки мирового классицизма — во Франции ХVII в., в воззрениях выдающихся французских драматургов Корнеля и Мольера и теоретика литературы Н. Буало. Вот фрагмент из трактата Буало «Поэтическое искусство»:
Какой ни взять сюжет, высокий или забавный, Смысл должен быть всегда в согласьи с рифмой плавной. Напрасно кажется, что с ним в войне она: Ведь рифма лишь раба: послушной быть должна. Коль тщательно искать, то вскоре острый разум Привыкнет находить ее легко и разом; Рассудка здравого покорствуя ярму, Оправу ценную дает она ему.
Герои классицистических произведений, как правило, обладали доминирующей чертой характера, делились исключительно на положительных и отрицательных, особенно в произведениях драматических жанров. Вот еще одно высказывание Буало:
Герою своему искусно сохраните Черты характера среди любых событий. Но строгой логики от вас в театре ждут; В нем властвует закон, взыскательный и жесткий. Вы новое лицо ведете на подмостки? Пусть будет тщательно продуман ваш герой, Пусть остается он всегда самим собой.
Основное свойство — обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам; нормативная поэтика. В основе эстетики — принцип рационализма и «подражания природе». Характерные черты классицизма (записываются в тетрадь): — культ разума — художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое; — строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм; — жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства; — человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются; — идеализация героев, утопизм, абсолютизация идей; — подчеркивается объективность повествования; — активное обращение к общественной, гражданской проблематике. Основной лозунг классицизма ХVII—ХVIII вв. — подражание природе, где все, по мнению классицистов, ясно, четко, подчинено правилам. Произведение искусства должно быть подобно алгебраической формуле. Таким образом, в основе эстетики классицизма лежит рационализм (от лат. ratio — разум). Герои четко делятся на положительных и отрицательных, ясно выражена авторская оценка. Каждый герой — носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в говорящих фамилиях (Скотинин, Простаков, Милон, Правдин, Стародум у Фонвизина). Для классицистических пьес характерна «система амплуа». Амплуа — тип характера, который переходит из пьесы в пьесу. Например, амплуа классицистической комедии — это идеальная героиня, герой любовник, второй любовник (неудачник); резонер — герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего; субретка — веселая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге. Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|