Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Религия допленного периода




 

Основное изменение, характерное для религии этого периода, заключается в том, что родовые и племенные боги постепенно вытесняются в сознании людей богами, не связанными с тем или иным родом или племенем. Боги приобретают характер либо местный, как обитатели и покровители той или иной местности, либо функциональный, как покровители той или иной функции, той или иной области человеческой деятельности.

Раньше, например, бог Иаков, бог Авраам и другие почитались теми

или другими отдельными племенами как их племенные боги. Теперь, в

процессе отмирания родовых и племенных связей, Иаков превратился в

бога определенной местности - Бетэля, Авраам стал местным богом

Хеброна и Сихема. Эти боги почитались уже не представителями

определенного племени, а всеми живущими в данной местности, независимо

от принадлежности к тому или другому племени. Помимо того, появился

ряд богов, у каждого из которых была своя функция в отношении верующих

в них людей: боги скотоводства, виноградарства, торговли, мореходства

и т.д.

Культ Яхве с большим трудом вытеснял из религиозного обихода

древних евреев многочисленные культы других богов, распространенные

среди них. Продолжалось поклонение древним ханаанским богам-ваалам,

которым строили жертвенники в уединенных местах, поклонение священным

деревьям и рощам. Многочисленные жены Соломона, например, принадлежали

к различным "чужим" народам, исповедовавшим другие религии. Соломон не

только строил храмы их богам, но и сам молился в этих храмах, считая,

что есть смысл быть в хороших отношениях не только с Яхве, но и со

всеми другими богами. Сами евреи в то время, как было уже отмечено

выше, верили в существование многих других богов, помимо Яхве; правда,

они выделяли Яхве из сонма других богов, как своего собственного бога,

считая других богов покровителями других народов.

Яхве не считался даже единственным еврейским богом. Советский

исследователь Н.М. Никольский насчитывал в составе еврейских богов в

период, предшествовавший вавилонскому плену, не менее 53 имен. Сюда

входят родовые, племенные, местные, центральные и заимствованные боги

в количестве 45. К ним нужно еще добавить восемь главных злых духов,

каждый из которых также имел свое имя: Азазел, Белиал, Шеол, Абаддон и

многие другие[См. Н.М. Нiкольскi, Полiтэiзм i монотэiзм у яурэйскай

рэлiгii, Менск 1931, стр.41-42.]. Таким образом, то, что

рассказывается богословами о якобы исконном древнееврейском

единобожии, является такой же легендой, как и легенда о том, что

Моисей получил эту веру в единого бога от самого Яхве.

С завоеванием племенем Иуды господствующего положения среди

других еврейских племен бог этого племени приобрел в глазах всех

евреев ореол господствующего и, может быть, наиболее сильного из

богов. Разделение еврейского государства на Иудею и Израиль поколебало

"авторитет" Яхве, ибо другие еврейские племена, объединившиеся вокруг

племени Эфраим, имели своих богов, которые, после того как эти племена

стали самостоятельными, могли также претендовать на самостоятельность:

когда племя Иуды перестало господствовать над другими племенами, Яхве

перестал господствовать над богами других племен. После гибели

Израильского царства бог племени Иуды Яхве стал укрепляться в сознании

евреев как наиболее сильный из богов и во всяком случае больше других

богов заслуживающий поклонения. И все же на всем протяжении допленной

эпохи религия древних евреев была многобожеской.

В последние двести лет допленной эпохи начинают появляться

записанные на свитках пергамента отдельные фрагменты и отрывки Ветхого

Завета. Из современного текста Ветхого Завета ни одна страница не

появилась раньше IX века до н.э.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных