Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Человек как природное и одухотворенное существо.




Существует много наук, изучающих человека. Сред этих наук особое место занимает психология. Это происходит пото­му, что человек является сложно устроенным существом. Преж­де всего человек является природным существом, имеющим слож­ную телесную организацию, существование которой находится в прямой зависимости от окружающей среды.

Природное происхождение человека и расовое изменение строения его тела, происходящее во времени и пространстве, изу­чает наука антропология. Но человек многогранен. Он является не только природным, но и социальным существом. Поэтому он является объектом изучения науки социологии. Как социальное существо человек приобретает новое качество - одухотворен­ность. Человек становится носителем духа. Дух представляет собой внутреннее состояние человека, его субъективный мир. Этот мир безграничен в пространстве и во времени. Духовный мир - это мир впечатлений, представлений, мыслей, идей, пере­живаний, желаний и пр., устремленных как в настоящее, так и прошлое и будущее, позволяющий человеку проникнуть за пре­делы чувственно воспринимаемого мира, понять бесконечность пространства и времени, осмыслить вечность бытия и безгранич­ность человеческого духа.

Таким образом, человек - это самое совершенное на Земле биосоциальное существо, достигшее наивысшего уровня физи­ческого и духовного развития.

Духовность есть сущность человека как существа, вышед­шего из животного мира, и получившего, благодаря духу, сво-


действиях, способность к творчеству, к усовершенствованию как ок­ружающего мира, так и самого себя. Духовность является потенци­альной возможностью для человека. Эта возможность превращается в действительность только в процессе развития ребенка в человечес­ком обществе.

Процесс духовного роста является сложным и длитель­ным. В результате духовного развития ребенок превращает­ся из биологического существа в одухотворенное социальное существо - личность, сознательно осуществляющую свою жиз­недеятельность в обществе. Как происходит процесс одушев­ления человека науке до сих пор не известно. Несомненно толь­ко то, что это происходит под влиянием людей и идей, суще­ствующих в обществе.

Психика человека.

В научных исследованиях духовные качества человека при­нято называть психическими, а наука, которая занимается их изу­чением, называется психологией. Естественно возникает вопрос о том, каким образом эта наука получила свое название. Термин “психология” произошел от двух греческих слов: “псюхе” - душа и “логос” - учение. Таким образом, психология - это наука о душе. Однако термин “душа” редко применяется в научной психоло­гии. Зато он широко применяется в житейском обиходе. Оцени­вая человека, люди прежде всего говорят о его душе: светлая душа, честная душа, добрая душа, темная душа, низкая душа.

Вместо термина “душа” в научной психологии применяется термин “психика”. Что же такое психика в научном понимании? В психологии термином психика обозначают систему взаимно свя­занных психических явлений, имеющих определенную структуру, форму и содержание.

В структуру психики входят: психические процессы, психи­ческие состояния и психические свойства.

Психические процессы представляют собой динамичес­кие образования психики, которые характеризуются большой подвижностью, интенсивностью и неустойчивостью. К ним от­носятся: ощущения, восприятие, память, воображение, мыш­ление, воля, эмоции.


Психические состояния являются более устойчивыми, чем процес­сы, но менее интенсивными и подвижными. К психическим состояниям относят: внимание, чувства, влечения, желания, интересы и т.д.

Психические свойства являются не только устойчивыми трудно изменяемыми образованиями, но и характеризуются более сложной структурой, чем другие психические явления. К ним относятся: темпе­рамент, характер и способности.

Между всеми структурными элементами психики существу­ет неразрывная связь. В основе психической деятельности лежат психические процессы, которые отражают как внешний, так и внутренний мир человека. На их основе возникают субъектив­ные, внутренние состояния, наполняющие духовный мир челове­ка. Психические свойства возникают на основе психических про­цессов и состояний, которые закрепляются и имеют устойчивый постоянный характер, свойственный конкретной личности.

Форма существования психических явлений также может быть разнообразной. Это могут быть: впечатления, образы, пред­ставления, мысли, взгляды, переживания, мечты и идеалы.

Содержание психических явлений имеет конкретный ха­рактер и составляет духовный облик человека. Оно может иметь динамический противоречивый характер, быть положи­тельным или отрицательным, являться высоконравственным или безнравственным. По содержанию психических явлений мы и определяем душу человека.

Чем же отличаются психические явления от всех остальных явлений? Какова их специфика? Первое отличие психических яв­лений заключается в том, что если окружающие нас предметы являются по свой природе материальными, то психические - это идеальные явления. Например, представление о столе является идеальной копией стола, тогда как сам стол - материальный пред­мет, характеризующийся различными физическими свойствами. Второе отличие заключается в том, что если материальные пред­меты и явления существуют вне нас в окружающем простран­стве, то психические явления существуют внутри нас и являют­ся внутренними явлениями. Третье отличие состоит в том, что материальные предметы сущестуют объективно, независимо от нас, тогда как психические явления - это субъективные явления,


явления, так как они принадлежат человеку, субъекту, и имеют у каждого из нас индивидуальный характер.

Каково же назначение психических явлений? Зачем дана душа человеку? Психические явления также естественны для организма человека, как и любые другие. В силу этого они почти не замечаются человеком. Обращают внимание на них только в том случае, если на­рушаются их функции. Например, если спросить у кого-либо, как у него функционирует психика, то он вряд ли даст вразумительный ответ. Зато если спросить у него, что такое “псих”, то он скажет, что это ненормаль­ный человек, что он не может вести себя правильно в человеческом обществе и не отдает отчет о своих поступках.

Какие же функции в данном случае нарушены? Психика выполня­ет три основные функции: побудительную, познавательную и регуля­тивную. Эти функции обеспечивают нормальную жизнедеятельность живого существа и его поведение в самых разнообразных условиях существования. Причем, одни психические явления выполняют пре­имущественно побудительную функцию, другие познавательную, тре­тьи - регулятивную.

Человек является активным, деятельным существом. Его одолевают самые разнообразные желания, стремления, эмоции, чувства, интересы, убеждения, которые побуждают его совер­шать самые разнообразные действия и поступки. Но прежде чем совершать то или иное дело надо, как советует народная муд­рость, подумать. Подумать - это значит познать все, что проис­ходит вокруг, оценить обстановку, взвесить свои возможности, обдумать цели действий и предвидеть их результаты, все это возможно только при функционировании таких познавательных процессов, как ощущения, восприятие, память, мышление и во­ображение. Затем, в соответствии с результатами познаватель­ной деятельности, человек планирует, осуществляет, регулирует и контролирует свои действия и поступки. Все это обеспечивают та­кие психические явления, как воля, характер, темперамент и спо­собности.

Взять, например, поведение учеников на уроке и посмотреть, что их побуждает осуществлять учебную деятельность. Можно увидеть: одни из них стремятся получить хорошие отметки, дру­гие - желают стать первыми в классе, третьи испытывают чувство долга и ответственности перед родителями и учителями, четвертые -


интерес к учебному предмету, пятые убеждены в том, что все, что они узнают в школе, пригодится в будущей жизни. Поэтому ученики вни­мательно слушают объяснение учителя, воспринимают наглядные по­собия, запоминают полученную информацию, стараются представить предметы и явления, которые они изучают, устанавливают связи и от­ношения между ними, пытаются понять их сущность и закономерность, анализируют, сравнивают, обобщают усвоенную информацию и т. д. Для того, чтобы осуществлять все это, ученики должны регулировать свое поведение: не отвлекаться, слушать внимательно, своевременно переходить от одной учебной деятельности к другой, проявлять воле­вые усилия, чтобы преодолеть возникшие трудности, добиваться осу­ществления поставленных целей.

Психика присуща не только человеку, но и животным. В связи с этим термин “психика” обозначает всю совокупность психических яв­лений, присущих человеку и животным. Однако психика человека ка­чественно отличается от психики животных. Психика может быть со­знательной и бессознательной. Бессознательная психика представля­ет собой низшую форму психической деятельности. Она присуща как человеку, так и животным. Сознательная психика свойственна только человеку. Она связана с переходом человека от чисто биологических условий существования к общественно-историческим. Животные жи­вут в естественной среде. Природа сама создает необходимые для их существования объекты. Поэтому строение организма животных и функции их психики направлены на то, чтобы обнаружить эти объекты и употребить для осуществления жизнедеятельности. Иное дело чело­век. Он не довольствуется тем, что находит в природе. Он должен сам создавать необходимые для его жизни предметы и явления. Человек сам готовит пищу, строит жилище, изготавливает одежду, создает ору­дия труда, приборы, аппараты. Причем все это он создает совместно с другими людьми в определенных общественно-исторических условиях существования. В связи с этим у человека появляется высшая форма психики - сознание, благодаря которому функции психики приобретают осознанный, целенаправленный характер.

Сознание представляет собой сложное интегративное психическое явление. В структуру сознания входят как сенсорные, так и интеллекту­альные процессы, которые наряду с волей и чувствами обеспечивают жизнь человека в сложных социальных условиях. Таким образом, сознание пред­ставляет собой систему сенсорных, интеллектуальных, волевых и эмоци-


ональных процессов, направленных на познание и преобразование челове­ком окружающего мира в соответствии со своими нуждами.

Содержанием сознания является совокупность знаний, получен­ных на основе ощущений, восприятий, памяти, мышления и воображе­ния, закрепленных посредством языка и речи. Сознание дает возмож­ность человеку познать не только окружающий мир, но и самого себя, выделить себя из окружающей среды, стать субъектом деятельности, а следовательно - личностью.

Характерной особенностью человеческой психики является ее связь с языком и речью. Язык представляет собой особую си­стему словесных сигналов, посредством которых человек обо­значает окружающий мир и свои собственные состояния. При­меняя язык в процессе речевого общения, человек получает воз­можность закреплять свой личный и общественно-исторический опыт, передавать его окружающим людям и использовать в свой деятельности.

Язык и речь являются основными интеллектуальными ору­диями сознательной деятельности человека, они объектируют его внутренний душевный мир, делают его доступным для других людей и для самого себя. Поэтому возникновение сознания у че­ловека, как в общественно-историческом, так и в онтогенети­ческом плане, неразрывно связано с усвоением языка и речи.

Психика человека является сложной и многообразной. В ее структуру входят как сознательные, так и бессознательные пси­хические явления. Сознательная психика обеспечивает связь че­ловека с окружающей средой, дает ему возможность целенап­равленно познавать внешний мир и самого себя, осуществлять самые сложные формы поведения в постоянно меняющейся со­циальной среде.

Бессознательная психика регулирует деятельность внутренних органов, сигнализирует о состоянии внутренней среды, отражает воз­действия, находящиеся под порогом сознания, стимулирует реактив­ные, непроизвольные движения и привычки.

Между сознательной и бессознательной психикой существу­ет непрерывная связь. Бессознательные психические явления мо­гут стать сознательными и наоборот. Это происходит как есте­ственным путем, так и посредством специальной тренировки. Воз­можно, например, накопление информации в бессознательной


сознания, в результате чего происходит стимулирование таких движе­ний и действий, которые не поддаются разумному объяснению. Иног­да человек действует интуитивно, или, как иногда говорят, инстинктив­но, что не совсем правильно, так как инстинктивные формы поведения присущи только животным. Бессознательная психика человека имеет не животное происхождение, а детерминирована общественно-истори­ческими, социальными условиями существования. Так, например, аг­рессивность человека, будет ли она сознательной или бессознатель­ной, не имеет ничего общего с инстинктивной агрессивностью живот­ных. Последние, в отличие от людей, не истребляют, как правило, сво­их сородичей. Даже хищные животные редко нападают на других осо­бей без особой нужды. Иное дело у людей. Война, убийства, терро­ризм уносят жизни у миллионов людей, поражая своей бессмысленно­стью и жестокостью.

Сознательная психика человека очень ранима. Наруше­ние нормальных функций сознания у человека происходит как под влиянием социальных условий существования, так и в ре­зультате заболеваний, имеющих как функциональный, так и органический характер. Так, резкое понижение социального статуса человека, разрыв с близкими людьми, применение алкоголя и наркотиков вызывают расстройства психики, вследствие чего человек неадекватно осознает окружающий мир, самого себя, не может правильно ориентироваться в про­странстве и во времени, теряет способность сознательно ре­гулировать свое поведение, утрачивает профессиональные знания и навыки. Возможны и патологические изменения в со­знании, сопровождающиеся появлением таких явлений, как бред и галлюцинации. Причиной их появления чаще всего бывают подпороговые, субсенсорные раздражители, которые в нор­мальном состоянии не отражаются, но при расстройствах психики они начинают осознаваться. Так, подпороговые звуки начинают осоз­наваться как звуки человеческой речи, прикосновение одежды к телу начинает вызывать извращенные кожные ощущения: больному ка­жется что что-то ползает по его телу, что прикасаются какие-то колющиеся предметы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных