Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Определение психологии как науки.





Различное содержание понятий “душа” и “психика” требует де­тального рассмотрения вопроса о том, что же представляет собой пси­хология как наука и что же является предметом ее изучения. Прежде всего психология занимается изучением субъективного духовного мира человека, а также неосознаваемых психических явлений. Первоначаль­но изучение психики было связано с описанием. Описательный период в развитии всех наук имел огромное значение. Особенно это относится к психологии, так как объектом этой науки являются внутренние, субъективные явления, которые были представлены самому человеку. Однако это обстоятельство в дальнейшем явилось одним из препят­ствий в развитии самой науки, так как представлены человеку только высшие психические процессы, связанные с функционированием со­знания. Бессознательные формы психики, присущие человеку и живот­ным, оказались вне поля зрения науки.

Описание является необходимым, но не единственным на­значением науки. Главная задача науки - объяснить сущность изучаемых явлений, открыть закономерности их возникновения и функционирования. Для психологии эта задача была более труд­ной, чем для других наук в силу субъективного подхода к изуче­нию психики. Объективный подход требовал применения экспе­риментальных методов, использования разнообразных приборов и аппаратов, которые дали бы возможность получить достовер­ные данные о связях психики с другими явлениями. С этой зада­чей могла справиться только современная психология, открыв­шая многие закономерности в психической деятельности чело­века и животных.

Прежде всего были изучены общие закономерности, которые дали возможность понять зависимость психики от условий существования животных и человека. Наряду с общими закономерностями психоло­гия ставит задачу изучить возрастные и индивидуальные закономер­ности психического развития человека.

Наконец, познание психики человека невозможно без изучения механизмов, на основе которых происходит ее функционирование. Воп­рос о механизме психики - это прежде всего вопрос о ее связи с теле­сной организацией человека, или, иначе - это вопрос о соотношении души и тела. Люди давно заметили, что состояние тела оказывает вли­яние на психику человека. Недаром существует выражение: “В здоро­вом теле - здоровый дух”. В то же время имеет место и обратное


явление, когда психика мобилизует все ресурсы на поддержание жиз­недеятельности организма.

Для того, чтобы понять эти связи, необходимо рассмотреть три вида механизмов. Прежде всего существуют телесные механизмы, да­лее имеются физиологические механизмы и, наконец, существуют чи­сто психологические механизмы.

Телесные механизмы связаны с функционированием различ­ных частей тела и прежде всего с деятельностью органов чувств и органов движений. Ведущими органами в этом отношении яв­ляются зрение и рука. Глаза, отражая предмет, с которым мани­пулирует рука, а также движения самой руки, управляют пред­метными действиями человека. Но и сама рука несет определен­ную психологическую нагрузку. Нередко мы говорим: “Нежные, ласковые руки матери”, “выразительные руки артиста” и т. п. Вот как описывает Л. Кассиль в рассказе “У классной доски” руки учительницы. “Про учительницу Ксению Андреевну Кар-ташеву говорили, что у нее руки поют. Движения у нее были мягкие, неторопливые, округлые, и, когда она объясняла урок в классе, ребята следили за каждым мановением руки учительни­цы, и рука пела, рука объясняла все, что оставалось непонят­ным в словах”.

Физиологические механизмы связаны с деятельностью не­рвной системы, и прежде всего, функционированием головного мозга. “Думай головой, шевели мозгами” - часто говорим мы. Этим механизмам будет посвящена специальная глава.

Существуют и чисто психологические механизмы. Например, ме­ханизмы взаимодействия ощущений, механизмы смысловой памяти, механизмы воссоздающего воображения и т. д.

Все эти механизмы связаны между собой и функционируют в единстве. Но прежде всего бросается в глаза связь между пси­хикой и телесными механизмами. Так, согласно теории Джемса-Ланге, считалось, что эмоциональные состояния возникают под влиянием изменений в функционировании телесных органов. Так, по их мнению, радуемся мы потому, что смеемся. Конечно, та­кое влияние телесных механизмов на психику вполне возможно, но чаще всего имеет место обратное влияние эмоциональных состояний на мимику, пантомимику, функции слезоточивой же-


Все рассмотренные аспекты проявления и функционирования пси­хики, которые изучаются психологией, являются в одинаковой степени важными. Поэтому психология - это наука о субъективном духовном мире человека, осознаваемых и неосознаваемых психических явлени­ях, законах их развития и механизмах функционирования.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных