ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Ж жертвоприношение (см. хадж, праздники мусульманские). 1 страницаМолодежи и спорта украины Одесский национальный морской университет Кафедра "Философия" —————————————————————————————————— ——————————————————————————————————————————————————————————————
Ислам Учебное пособие Для студентов всех специальностей Одесса • 2011 Шеенко Л.В. Ислам: Учебное пособие. ― Одесса: ОНМУ, 2011. ― 58 с.
Учебное пособие подготовлено кандидатом экономических наук Шеенко Ларисой Вильямовной ¾ доцентом кафедры "Философия" Одесского национального морского университета.
Материалы одобрены кафедрой "Философия" ОНМУ 30 августа 2011г. (протокол № 1).
Рецензент: канд. истор. иаук, доцент Гребцов В.М.
Содержание
Введение …………………………………………………………………. 4 1. История возникновения ислама и личность его основателя ……... 5 2. Основы мусульманского вероучения …………………………... 9 3. Шариат — правовая основа жизни мусульманского общества.…. 11 4. Особенности мусульманского религиозного культа ………………15 4.1. Священные книги ……………………………………………. 15 4.2. Святыни ислама ……………………………………………… 17 4.3. Пять Столпов Веры ………………………………………..…. 20 4.4. исламские праздники …………………………………….….. 22 5. Религиозные институты ислама …………………………………… 25 5.1. Духовные лица …………………………………………….….. 25 5.2. Главные течения в исламе: суннизм и шиизм ………………. 26 5.3. Другие течения и секты в исламе …………………………… 28 6. Культурное наследие мусульманского Востока ………………….. 30 6.1. Средневековый характер мусульманской культуры ……….. 30 6.2. Философия и наука ……………………….………….….……. 31 6.3. Литература ……………………………….….….…….….……. 33 6.4. Изобразительное искусство и архитектура …………………. 34 6.5. Музыка и театр ……………………………………….….……. 38 Заключение ………………………………………………………………. 40 Вопросы для самоконтроля ………………………………………………42 Словарь важнейших терминов..………………………………………… 44 Литература …….………………………………….…….……..…………. 49 Приложения..…….……………………………………………... ………. 50 Улыбнемся напоследок… ………………………………………….…… 57
Введение
В 3-е тысячелетие человечество вступило, имея в своих рядах около миллиарда последователей ислама — второй по численности мировой религии. Спустя десятилетие число мусульман увеличилось более, чем на 300 миллионов человек. А некоторые источники утверждают, что их сегодня свыше 1,5 миллиардов! К 2040-му году, а возможно и раньше, прогнозируется, что численность мусульман превысит число христиан, которых сегодня в мире чуть более 2-х миллиардов. Глубокая преданность мусульман основам своей религии, присущий ей консерватизм плюс высокая рождаемость в регионах, традиционно ее исповедующих, делают ислам не только наиболее растущей в численном отношении религией мира, но и одной из самых устойчивых к модернизации, стремительно изменяющей духовную жизнь современного общества. Широкомасштабное укоренение мусульманских общин в странах Старого и Нового Света, возрастающее влияние исламского мира на политической и экономической аренах (основанное на внушительных запасах нефти) делают ислам важнейшим фактором мирового развития, не считаться с которым не только нельзя, но и опасно. Свидетельство тому — проявления исламского терроризма, с которым столкнулся современный западный мир. Время, в которое мы живем, — это время диалога, время поиска путей взаимопонимания и взаимодействия между странами и народами, время взаимопроникновения культур. А мусульманский мир, хоть и представлен множеством народов и государств, является довольно монолитным социокультурным образованием. Причем единство это обусловлено именно общей религией, пронизывающей все сферы жизни общества. Украине, как части европейского мира, в той или иной мере присущи все процессы и проблемы, связанные с усилением мусульманского фактора. Тем более, что население целого региона нашей страны исповедует ислам — речь идет о крымских татарах. Что же представляет собой эта вторая, после христианства, по числу последователей и влиянию мировая религия?
1. История возникновения ислама и личность его основателя
· Ислам возник в начале VII века на территории Аравийского полуострова, заселенного преимущественно племенами арабов-кочевников, в условиях разложения родоплеменного строя, экономического упадка и межплеменной вражды. Нелегкая жизнь в пустыне нередко толкала ее обитателей на путь разбоя и грабежей, а в поселениях и городах царили довольно разнузданные нравы. В доисламскую эпоху одни арабские племена поклонялись фетишам 1) и небесным светилам, другие исповедовали политеизм, 2) молясь племенным богам. Однако у них не было ни общего пантеона 3), ни единого религиозного культа. Сердцем этого бурлящего котла был город-оазис Мекка 4), лежавший на пересечении караванных путей. Но Мекка была не только торговым, но и религиозным центром Аравии. Здесь находился храм Кааба (см. раздел 4.2), вокруг которого на так называемой "запретной территории" не было места ссорам и кровопролитию, так как там были установлены несколько сотен идолов разных племен, чтобы каждый, кто приходил с караваном в Мекку, мог поклониться своим богам. Были в Мекке кварталы, где жили исповедовавшие единобожие иудеи и христиане, тоже нередко вступавшие в конфликты с язычниками-арабами. Именно в этот сложный период в Мекке родился будущий пророк, основатель новой религии Мухаммед (Мохаммед, Мухаммад, Магомет — в переводе с арабского " достохвальный "или " тот, кого восхваляют "). · В биографии Мухаммеда, как и большинства других Великих учителей человечества, исторические факты тесно переплелись с мистикой. История гласит, что Мухаммед (570-632 гг.) был представителем одного из самых могущественных в Аравии племени курейш (курейшитов). А его дедушка — весьма уважаемым в Мекке человеком — смотрителем Каабы. Детство мальчика было ознаменовано цепью трагических событий — одного за другим, он потерял обоих родителей, дедушку, а затем и дядю, который стал опекуном сироты. Вынужденный в юном возрасте самостоятельно зарабатывать на жизнь сначала выпасом овец, потом _________________________ 1) Фетиш [от португ. амулет ] ¾ неодушевленный предмет, наделенный сверхъестест-венной силой: амулет, талисман, идол, мощи. Фетишизм ¾ одна из форм ранних религиозных верований. 2) Политеизм [от греч. poly много + theos бог ] — многобожие или язычество. 3) Пантеон [от греч. pan все + theos бог ] — совокупность всех богов определенной политеистической религии, со своей иерархией т разделением функций. 4) Здесь и далее прописными буквами выделены важнейшие слова и понятия, знание которых обязательно при изучении темы "Ислам" в курсе "Религиеведение". сопровождением караванов, он очень рано повзрослел. Страдания и трудности, выпавшие на его долю, не озлобили юношу, напротив, он отличался добротой и сострадательностью к людям. А честность и добросовестность помогли ему завоевать авторитет в торговых кругах. Брак с богатой вдовой Хадиджей стал примером не только счастливого семейного, но и истинно духовного союза. Именно жена и ее родственники станут первыми последователями Мухаммеда-проповедника. Обретя богатство и благополучие, Мухаммед, тем не менее, не находит полного удовлетворения и покоя. Он то и дело уединяется в пещере, размышляя о судьбах своего народа, задаваясь вопросами духовного порядка. В возрасте 40 лет у Мухаммеда открылся пророческий дар. В том, что касается Мухаммеда-пророка, мы переходим к мистической стороне его жизнеописания. Согласно преданию, еще до рождения будущего пророка его матери явился ангел, предсказавший, что у нее родится повелитель народов (в этом усматривается явное сходство с библейской историей о Благовещении Деве Марии). А в момент рождения Мухаммеда в Каабе, якобы, рухнули главные идолы его племени. Однажды погруженный в раздумья Мухаммед услышал голос, повелевавший ему: " Читай! ". Мухаммед был потрясен. К тому же, он не умел ни читать, ни писать. Голос настаивал. Это был ангел Джебраил (библейский архангел Гавриил, являвшийся еще ветхозаветным пророкам). Он провозгласил, что Мухаммед — посланник Бога. С тех пор таинственный голос еще не раз звучал, требуя, чтобы он начал проповедовать. Это событие стало поворотным не только в судьбе Мухаммеда, но и всего арабского народа. В 610 г. Мухаммед выступил с первой проповедью о едином Боге перед близкими. Однако открыто пропагандировать новые идеи он пока не решался. Только два года спустя, поднявшись на ограду Каабы, он обратился к соплеменникам с публичной проповедью. И хотя идеи Мухаммеда не вызвали доверия у мекканцев, а в адрес проповедника полетели насмешки и угрозы, именно 612 год считается годом рождения новой религии — ислама. В последующие годы у Мухаммеда появилось всего несколько десятков последователей. На мусульман начались гонения, их оскорбляли, забрасывали камнями и грязью, избивали, угрожали смертью. Но трудности и преследования, с которыми они столкнулись, не поколебали решимости пророка. Тяжелым ударом для Мухаммеда стала смерть любимой жены. К тому же, он лишился поддержки ее родичей. Но вскоре произошло знаменательное событие. В тот день спящего Мухаммеда разбудил громкий голос. Он снова увидел ангела Джебраила в сияющих белоснежных одеждах, а рядом с ним — крылатого белого коня с человеческим лицом. На этом чудесном коне, которого звали аль-Бурак, Мухаммед мгновенно перенесся на гору Синай, где за 2000 лет до этого иудейский пророк Муса (библ. Моисей) получил от Бога откровение и 10 заповедей. Вторая остановка была в Вифлееме, где родился Иса (Иисус). А третья — в священном городе Иерусалиме. Вместе с Мусой, Исой, Ибрахимом (Авраамом) и другими пророками Мухаммед совершил молитву в храме. это мистическое событие связало Мухаммеда с библейскими пророками, утвердив, тем самым, преемственность их учений. Выйдя из храма, он увидел спускающуюся с неба светящуюся лестницу, по которой поднялся на семь небес, где его встречали ангелы и пророки. На первом небе его обнял прародитель Адам, а на седьмом он предстал перед самим Аллахом, чей лик был сокрыт тысячами покрывал. Здесь он получил предписание о ежедневной пятикратной молитве и увидел подлинник Корана — Несотворенного Слова Божьего — хранящийся под престолом Аллаха, испускающим свет и благоухание. Поведав о чудесном путешествии людям, пророк навлек на себя новый шквал насмешек. А коленопреклоненная поза молитвы, на которой настаивал Мухаммед, возмутила его гордых соплеменников, которые сочли ее унизительной. Над его жизнью нависла реальная угроза, и в 622 г. Мухаммед вынужден был покинуть Мекку, переселившись в Ястриб (ныне Медина) по приглашению знатных жителей этого города. Здесь пророк нашел, наконец, поддержку, обрел славу чудотворца. Его авторитет и популярность проповедуемой им религии стремительно возрастали. Переселение в Медину — хиджра [араб. бегство, переселение ] считается у мусульман началом новой истории — с 622 года ведут они свое летоисчисление. Дальнейшие события жизни и деятельности Мухаммеда далеки от мистики. За короткий период — всего десять лет — Мухаммед не только сумел утвердить ислам на всем Аравийском полуострове, он, где убеждением, где хитростью, а где и силой, сплотил враждующие племена и города в единый союз, став практически правителем всей Аравии. Пророк провозгласил братство всех людей, независимо от расовой и национальной принадлежности. Одним из важнейших результатов мудрого правления этого выдающегося государственного и политического деятеля стал детальный свод законов и правил повседневной жизни, по которым многонациональное мусульманское сообщество живет по сей день. В сознании мусульман слились религия и политика, духовная и светская власть, вероисповедание и морально-правовые установления. Окончательным торжеством ислама стало завоевание Мухаммедом главного города Аравии, некогда отвергнувшего его. Триумфально возвратившись в Мекку, он разбил всех языческих идолов, провозгласив территорию Каабы священным местом, посвященным единому для всех богу. С тех пор Мекка остается центром мусульманского мира, куда стекаются паломники со всего света. Умер Мухаммед в 632 г., два года спустя после триумфального завоевания Мекки. Смерть пророка потрясла общину. Многие не хотели верить и ожидали его воскресения. Наиболее здравомыслящие напоминали слова Мухаммеда, что он — обычный человек, лишь отмеченный благодатью откровения. Уже после смерти пророка его проповеди были записаны последователями и учениками и собраны в сборник Коран, ставший Священным Писанием ислама. Учениками было также составлено Священное Предание — "Сунна посланника Аллаха" или просто Сунна. Сборник хадисов — историй о жизни, поступках и суждениях Мухаммеда — стал вторым по значимости вероучительным источником для его последователей (см. раздел 4.1). · Мухаммед вошел в историю не только как основатель одной из трех мировых религий, которую сегодня исповедует почти четверть населения земного шара!, но и как выдающийся политический и общественный лидер. Этому человеку, не умевшему ни читать, ни писать, удалось объединить в могучий союз арабские племена, сформировать социальные и моральные устои жизни мусульманского общества, заложить основы нового типа культуры, сохраняющей свой уникальный облик на протяжении без малого 1,5 тысячи лет! " Философ, оратор, апостол, законодатель, воин, покоритель мыслей, реставратор рациональной веры, культа без идолов, основатель двадцати земных империй и одной духовной — это Мухаммад. Что касается всех критериев, которыми может быть измерено Величие Человека, напрашивается вопрос, существует ли человек, более великий, чем он? " — так восторженно охарактеризовал его французский поэт, историк и политик Альфред де Ламартин 1). На основе созданного Мухаммедом союза племен в середине VII в. возникло могущественное исламское государство ― халифат, правитель которого халиф был одновременно и высшим духовным лицом. Завоевание арабским халифатом соседних государств способствовало стремительному распространению ислама, ставшего цементирующим фактором для союза арабских племен, и расширению влияния арабо-мусульманской культуры на культуры других этносов и народов. Спустя несколько столетий границы мусульманского мира охватывали громадные территории: Аравию и Ближний Восток, север Африки, Европейское Средиземноморье, Кавказ, Среднюю Азию, север Индии.
2. основы мусульманского вероучения
Название основанной Мухаммедом религии происходит от арабского " муслим ", что означает " покорность ". Мусульмане же трактуют слово "ислам" или "мусульманство" как " предание себя Богу ". Попробуем разобраться, насколько это название отражает дух и характер ислама. · В основе мусульманского вероучения лежит вера в единого всемогущего и непостижимого Бога — Аллаха. На формирование вероучения ислама серьезное идеологическое влияние оказали монотеистические воззрения иудеев и христиан, живших бок о бок с соплеменниками Мухаммеда. Провозгласив: " Нет Бога кроме Аллаха ", ислам, вслед за иудаизмом и христианством, стал третьей монотеистической 2) религией. Их также называют авраамическими, подчеркивая, тем самым, единый корень и преемственность всех трех религий. Однако, в отличие от предшествующих религий, ислам не допускает ни наличия у Бога сына, ни троичности божества (христианская Троица), и даже возможности упоминания других богов (сравним с иудейскими текстами: " И сказал Господь Бог: вот Адам стал, как один из Нас …" [Быт. 3:22]; " Да не будет у тебя других богов пред лицом моим " [Исх. 20:3]). Тем самым утверждается истинное, а не ложное единобожие, каковым мусульмане считают иудейские и христианские верования. Бог, с точки зрения ислама, — начало и конец всего сущего. Бог безличностен. Само слово "Аллах" [араб. Аль-Илаха] означает " бог " или " тот, ___________________________ 1) Ламартин. История Турции. — Париж, 1845, том 2, с. 276-277. Цитата дана по: Ахмад Дидат. Сборник лекций по Исламу. — М.: Изд. Дом «Бадр», 2001. 2) Монотеизм [от греч. mono один + theos бог ] — вера в единого бога. кому поклоняются ". И хотя в Священном Писании названы 99 имен Аллаха: Великомудрый, Щедрый, Милостивый и т.д., сущность его остается непостижимой для человека. Постичь человек в состоянии только сам факт его существования и его единственность. Аллах творит мир и все, что пожелает, одним словом: " будь! ". И все в мироздании совершается исключительно по его воле. Поэтому не может быть никаких других объектов поклонения — " Я ведь создал джиннов и людей, только ради того, чтобы они поклонялись мне ". [Коран 51:56] 1) Служение и покорность воле Аллаха возвышают человека, освобождая от зависимости от ложных божеств, идолов и прочих заблуждений. " Скажи: "Воистину, мне велено поклоняться Аллаху в искренней вере". Скажи: "Я боюсь, что если я ослушаюсь Господа своего, то меня постигнет наказание в Судный день". " [39:11,13] · Суть мусульманского вероучения сформулирована в Символе веры 2), который носит название Акыда (Акида) [араб. вера, догма ] и буквально гласит: " Верю во Всевышнего Бога, в Его Ангелов, в Его Писания, в Его Посланников, в Судный день, в Предопределение. Верю, что и добро, и зло создаются Всевышним Аллахом. Верю, что Воскресение после смерти — истинно. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме одного-единственного Бога, и Мухаммед — его раб и посланник ". Шесть (по другим источникам семь) догматов 3), раскрывающих важнейшие идеи ислама, были уточнены в Сунне: 1. Вера в единственного Всевышнего бога — Аллаха; 2. Вера в ангелов — разумных существ, созданных Аллахом из света и беспрекословно исполняющих его волю. Хотя Аллах ни в чьей помощи не нуждается, Он сотворил и использует их как посланников к людям: " Мы ниспосылаем ангелов только с истиной ". [15:8] Ангелы могут принимать любой облик, но не обладают свободной волей. За спиной каждого человека стоят два ангела, записывающие все его поступки; 3. Вера в Священные Книги. Мусульмане почитают Тору, Псалтырь, Евангелия и др. священные книги, ниспосланные Аллахом через пророков и подготовившие человечество к восприятию последнего Священного Писания — Корана, подлинник которого, никем не сотворенный и вечный, хранится под Престолом Аллаха; _______________________ 1) Здесь и далее текст и нумерация стихов Корана даны по переводу известного востоковеда профессора Магомед-Нури Османова. 2) Символ Веры — свод важнейших догматов той или иной религии, в которых провозглашается суть вероучения данной религии. 3) Догмат [греч.] — основное положение вероучения той или иной религии, признаваемое как неизменная богооткровенная истина, которая должна быть принята на веру без критики, сомнений и доказательств. Главные догматы вероучения слагают Символ веры 4. Вера в пророков (посланников). Ислам предписывает почитать всех пророков, которых Бог посылал к людям: Адама, Нуха (библ. Ноя), Ибрахима (Авраама), Мусу (Моисея), Ису (Иисуса). Каждый из них стремился донести до своего народа Слово Божье, но люди искажали их учения. Мухаммед — последний посланник Аллаха ко всему человечеству. Его миссия — восстановление истинной, очищенной от искажений веры в единого бога, что он успешно выполнил, поэтому его называют " печатью пророков "; 5. Вера в воскресение мертвых и Судный День. Вслед за иудаизмом и христианством, ислам провозглашает неизбежность Божьего Суда, хотя описания картины Страшного Суда в Коране нет. Мертвые встанут из могил в том виде, в каком их настигла смерть, чтобы предстать на Суде. Аллах создал рай и ад для пребывания душ праведников и грешников. За грешников перед Аллахом ходатайствует Мухаммед; 1) 6. вера в предопределение. Еще до сотворения мира Аллах создал Перо, которому велел записать в Книге Судеб о делах божественных и судьбах всего сущего, предопределив все грядущие события, вплоть до Судного Дня. Таким образом, все события происходят по замыслу Аллаха. главным условием праведности ислам считает безоговорочную веру: " Обрадуй тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, что для них во веки вечные уготованы Райские сады, в которых текут реки. " [2:25; 4:57] Рай представляет собой оазис, полный всяческих удовольствий и населенный прекрасными девами-гуриями, специально созданными Богом для услаждения праведников. " А тем, которые не уверовали, Я дарую [земной] удел ненадолго, а затем подвергну наказанию огнем. И не добрый же это исход! "[2:126] " Воистину, тем, которые не уверовали и умерли неверующими, уготовано проклятие Аллаха, ангелов и людей — всех! " [2:161]
3. Шариат — правовая основа жизни мусульманского общества
На основе Корана и Сунны был составлен свод законов ислама ― шариат [араб. надлежащий путь ], регламентирующий каждый шаг правоверного мусульманина от рождения до смерти, его обязательства перед людьми, обществом, но главное, перед Богом. _____________________ 1) Догмат о жизни после смерти, рае и аде некоторыми другими источниками рассматривается как самостоятельный седьмой догмат. В исламе активность и самовыражение индивида сведены к минимуму, при этом усилены роль общинного бытия и идея коллективного спасения. Коран предписывает последователям ислама покинуть " обычаи отцов " в пользу правил, установленных в самом Коране. Вместо общины по крови — община по вере — умма. На протяжении столетий сложился третий после Корана и Сунны источник шариата — Иджма — "общее согласие мусульманской общины". Сборник согласованных мнений исламских мудрецов по поводу тех ситуаций, которые не нашли объяснения в Священных Книгах, и интерпретаций текстов, имевших неоднозначное толкование, не только дополнил законы, данные через Мухаммеда, но и адаптировал правовые нормы к культурной специфике завоеванных стран и народов. · Законы шариата охватывают все сферы жизни общества:основы вероучения и правила поклонения, социальные и семейные отношения, имущественное и наследственное право, уголовное право, экономику и политику, этические и моральные нормы и даже правила гигиены. Однако важнейшей составляющей законодательной базы шариата являются правила, определяющие отношения мусульманина с Аллахом. Главная особенность системы мусульманского права ― оценка жизненных обстоятельств и человеческих поступков с позиции религии. Другими словами, исламская традиция не разделяет мирскую и духовную (религиозную) жизнь. Законы шариата не придуманы людьми, а считаются данными самим Аллахом через Священные Книги. А так как Аллах — абсолютное совершенство, то и нормы, Им установленные, истинны и неизменны " для всех времен и народов ". Послушание, следование установленным законам означает угодную Аллаху праведную жизнь, ведущую в рай." повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику, и носителям власти среди вас " — призывает Коран. [4:59] В связи с этим, шариатом определены 3 статуса людей: — правоверные — следующие предписанным Аллахом путем; — покровительствуемые — иудеи и христиане, которых мусульмане называют " людьми Книги ", и которые не подлежат насильственному обращению в ислам; — неверные — язычники, поклоняющиеся многим богам и потому подлежащие непременному обращению. · шариат проводит четкую границу между правами и обязанностями мужчин и женщин, ставя последних в материальную, социальную и духовную зависимость от отца или мужа: " Мужья — попечители своих жен, поскольку Аллах дал одним людям преимущество перед другими ". [4:34] Согласно древним традициям, у арабов была принята полигамия — многоженство, но в Коране число жен ограничено до четырех. при этом исламским законодательством строго регламентированы условия и обязательства в брачных отношениях. Вообще, в отношении женщины в исламе множество противоречий. С одной стороны, в Коране не раз упоминается о духовном равенстве мужчин и женщин; а мусульманское законодательство обеспечивает женщине целый ряд социальных и имущественных гарантий; уважение и поклонение женщине-матери нашли отражение в хадисах пророка: " Рай лежит у ног ваших матерей ". В то же время, во многих вопросах права женщины ущемлены. К примеру, муж имеет право наказывать жену за непослушание, вплоть до телесных наказаний, запретить ей выходить из дома; развод по инициативе мужа осуществить намного легче, нежели по инициативе жены; дети в случае развода остаются в семье отца; доля наследства дочери составляет ½ от доли, которую получает сын; голос мужчины на суде шариата приравнивается к голосам двух женщин и т.п. Объясняется это, в первую очередь, тем, что именно на мужчине лежит материальная ответственность, т.к. работа женщины вне дома не поощряется. Однако в современном мире, где женщины-мусульманки все чаще стремятся получить образование, профессионально реализоваться, участвовать в политике, такие нормы выглядят откровенно дискриминационными. Не может женщина быть и носителем духовного знания — это привилегия исключительно мужчин. Предусмотрено также ношение женщинами специальной одежды, оставляющей открытыми только лицо и кисти рук. В некоторых странах женщинам вообще запрещено появляться на людях с открытым лицом. Божья благодать лежит только на сыновьях ― утверждает ислам: " Богатство и сыновья — украшение жизни в этом мире " [18:46], а потому лишь после рождения сына человек считается состоявшимся. · Шариат содержит множество предписаний на все случаи жизни, разделяя поступки и действия правоверных на пять категорий: — строго обязательные, важнейшие из которых называют Столпами веры (см. раздел 4.3); — желательные или рекомендованные, но необязательные, например, совершение дополнительных молитв; на протяжении Средневековья (вплоть до XVIII, а кое-где и до XIX вв.) для мусульманского мира привычным делом была работорговля, однако весьма благочестивым актом для мусульманина считалось отпустить на волю раба;
— допустимые или дозволенные к примеру, развод (хотя сам пророк относился к разводам резко отрицательно: " Из всего разрешенного в Исламе, самым ненавистным для Аллаха является развод "); — предосудительные — т.е. нежелательные, но не запрещенные и потому не влекущие за собой наказания: ростовщичество, употребление свинины (в некоторых регионах это предписание относится к запрещенным), азартные игры, а также проблемы, порожденные современной жизнью и внешним влиянием: курение, развязное поведение и т.п.; — строго запрещенные (харам) — такие, как убийство, прелюбодеяние, воровство, употребление алкоголя и, особенно, вероотступничество. Низменная природа человека толкает его к греху, совершению запрещенных поступков, несоблюдению обязательных предписаний. За это предусмотрена целая система наказаний. Главным же покаранием является то, что душе такого грешника закрыт доступ в рай. При этом ислам исключает возможность внерелигиозной нравственности и праведности. Иными словами, немусульманину никогда не вкусить райского блаженства! · Одной из важнейших обязанностей мусульманина является Джихад [араб. старание ]. В узком смысле под джихадом понимается священная война за веру, объявление которой становится призывом для всех правоверных встать на защиту ислама. В более широком смысле джихад — это ревностное служение во имя Аллаха и распространение идей ислама среди неверных. Дело Божье должно торжествовать на земле через добровольную преданность правоверных — " те, которые уверовали, сражаются во имя Аллаха " [4:76], и вынужденную покорность неверных. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|