Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ж жертвоприношение (см. хадж, праздники мусульманские). 2 страница




Согласно установлениям Корана, жить следует мирно. Особенно осуждается вражда между мусульманами: "Верующему не следует убивать верующего — такое допустимо лишь по ошибке… А если кто убьет верующего по умыслу, то возмездие ему — ад, где пребудет он вечно. Аллах разгневается на него, проклянет его и уготовит ему великое наказание". [4:92-93] "Если правоверный сражается против правоверного, это свидетельство неверия обоих"; "Если два мусульманина скрестили мечи, и убитый и убивший, оба идут в ад" (из хадисов пророка).

Агрессия возможна лишь против неверных и тех, кто нападает. Добрые убеждаются проповедью посланника Аллаха, злые принуждаются к повиновению мечом: "Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте [границ дозволенного]. Воистину, Аллах не любит преступающих (нападающих). Убивайте [врагов ваших, неверующих], где бы вы их ни встретили, изгоняйте их из тех мест, откуда они вас изгнали, ибо для них заблуждение хуже, чем смерть от вашей руки. И не сражайтесь с ними у Запретной мечети, пока они не станут сражаться в ней с вами. Если же они станут сражаться, то убивайте их. Таково воздаяние неверным! Если же они уклонятся [от сражения], то ведь Аллах — прощающий, милосердный. Сражайтесь с ними, пока не исчезнет неверие и не утвердится вера в Аллаха. Если же они перестанут [быть неверными], то не должно быть вражды, кроме как к нечестивцам". [2:190-193]

 

Таким образом, регулируя жизнь мусульманского общества и направляя каждый жизненный шаг мусульманина, шариат рассматривается в качестве данного свыше универсального руководства к жизни. При этом, знание основ вероучения ислама и норм шариата в исламском мире считается высшим знанием, а суд шариата — превыше любого земного суда!

 

4. Особенности мусульманского религиозного культа

 

4.1. Священные Книги

· Проповеди Мухаммеда, собранные его сподвижниками, составили Священное Писание ислама ― Коран [араб. чтение вслух]. Исламское вероучение утверждает, что содержание Корана, несотворенного Слова Господня, существовавшего еще до создания мира, передавалось Мухаммеду через ангела Джебраила на протяжении 23 лет.

Текст Корана подается большей частью в форме полемики с возможными противниками веры.

Для мусульман божественное происхождение Корана бесспорно: "Если бы объединили усилия люди и джинны, чтобы сочинить нечто, подобное Корану, это им бы не удалось, если бы даже они стали помогать друг другу". [17:88] В связи с этим, мусульмане убеждены, что только они обладают высочайшей истиной Откровения, подтвердившей истинность предыдущих священных Писаний. Но, ввиду того, что те подверглись искажениям, Коран делает их всех ненужными, ведь Коран был ниспослан не только арабам, но и всему человечеству.

Отношение правоверных к этой последней священной книге, ниспосланной Аллахом через Великого пророка, как нельзя лучше характеризуют слова одного из исламских теологов: "Если в какой-то книге говорится о том, что уже есть в Коране, значит, эта книга бесполезна. Если же в ней есть то, чего нет в Коране, значит, она бессмысленна!".

Текст Корана написан особым стилем ― рифмованной прозой, которая декламируется нараспев (поэтому, будучи переведенным с певучего арабского на другие языки, он утрачивает свое поэтическое очарование). Мусульмане же убеждены, что арабский языкязык Бога: "Воистину, Мы ниспослали его (Писание) в виде Корана на арабском языке в надежде, что вы поймете". [12:2] А значит, даже самый точный перевод не может считаться священным!

Окончательная редакция текста Корана была осуществлена в середине VII в. при халифе Османе, одном из ближайших сподвижников Мухаммеда.

Вопреки мусульманским представлениям о том, что человеку не под силу создание текста подобного масштаба, безукоризненного по форме и содержанию, лингвисты утверждают, что подобный стиль соответствует диалекту и литературной манере племени курейшитов, к которому принадлежал Пророк, и использовался еще прорицателями языческой Аравии. Кроме того, в Коране найдены слова, мысли и даже стилистика известных поэтов и ораторов — современников Мухаммеда. 1)

состоит Коран из 114 сур (глав), большинство из которых названы по одному из первых слов. Расположены суры не по смыслу, а по мере убывания размера. Так как проповеди читались Мухаммедом в разное время, в разных социально-исторических условиях, взгляды его трансформировались, отдельные положения сур повторяются, а нередко и противоречат друг другу.

Суры, в свою очередь, состоят из стихов — аятов [араб. знамение, чудо]. Особую значимость для мусульман имеют аяты, которые являются прямой речью самого Аллаха. Эти аяты заучиваются наизусть, используются в оформлении мечетей, книг и т.д.

Мало кому доступно чтение Корана на арабском языке, но хранить его — почетный долг каждого правоверного. В некоторых домах для хранения Корана даже выделяется специальная комната.

Как бы кто не относился к Священному Писанию ислама — с верой в его божественное происхождение или как к грандиозному духовному литературному памятнику арабского народа, Коран несомненно является величайшим вкладом в культурное наследие человечества. А международной культурной организацией ЮНЕСКО он признан самым поэтичным религиозным произведением всех времен и народов!

· Второй по значимости религиозный текст ислама — Священное ПреданиеСунна [араб. путь, пример, образец]. "Сунна посланника Аллаха" (таково полное название этого текста) представляет собой сборник преданий о жизни и деятельности Мухаммеда в форме коротких рассказов — хадисов, а также его высказывания и суждения, правовые и нравственные положения.

Согласно Сунне, Мухаммед считается чудотворцем, а его жизнь — образцом нравственности. Когда мусульманин не находит в Коране ответа, как правильно действовать в той или иной ситуации, ему следует поступать так, как в схожих ситуациях поступал пророк.

 

______________________

1) Ньюби Г. Краткая энциклопедия ислама. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2007. С. 228.

Сунна была записана последователями Мухаммеда в VIII-IX вв. До того эти повествования существовали в устной форме. Поэтому в качестве доказательства их подлинности используется своеобразный прием иснад ― цепочка ссылок на предыдущих рассказчиков: "А рассказывал, что Б ему рассказывал, что В сообщил ему..." и т.д.

Со временем сборники хадисов стали дополняться примерами из жизни ближайших сподвижников и преемников пророка. Так появилась "Сунна Праведных халифов" (см. раздел 5.1), а число сборников Сунны дошло до шести.

 

4.2 Святыни ислама

· Молитвенный дом в исламе носит название "мечеть" [араб. масджидместо коленопреклонения]. Поначалу любую мечеть называли "домом Бога", т.е. храмом, но со временем храмом стали считать только комплекс мекканской мечети Аль-Масджид-аль-Харам, возведенной вокруг Каабы. Тем не менее, мусульмане к любой мечети относятся как к священному месту, хотя оно никак не освящается.

В каждой мечети естьмихраб ― богато декорированная ниша, заменяющая алтарь. михраб должен быть обращенным к Мекке, а потому может располагаться в любой из стен, так как в условиях городской застройки далеко не всегда удается сориентировать здание мечети в нужном положении.

По-возможности, мусульманин должен молиться в мечети. Но посещение мечети по пятницам для участия в общей полуденной молитве является обязательным (см. разделы 4.3, 4.4).

В мечети мужчины и женщины молятся отдельно, для чего имеется балкон для Женин или специальной перегородкой или тканью отделяется часть помещения. Во многих мечетях для мужчин и женщин предусмотрены отдельные входы.

· Мекка (родина Мухаммеда) и Медина (место его захоронения) почитаются как Священные и Запретные [араб. аль-харам] места. Эти города Саудовской Аравии запрещено посещать немусульманам, так как там сосредоточены важнейшие святыни ислама, которые не должны быть осквернены "нечистыми", каковыми считаются иноверцы.

Мекка ― религиозный центр ислама, куда хотя бы раз в жизни должен совершитьпаломничествокаждый правоверный мусульманин, посетив главную духовную святынюединственный в исламском мире храмКаабу (см. раздел 4.3 — хадж).

Именно в сторону Каабы, как к центру мироздания, обращают свой взор мусульмане во время молитвы, в какой бы стороне света они не находились.

Кааба― сооружение близкое к кубической форме со сторонами 10×12 м и высотой 15 м, возведенное, согласно легенде, задолго до возникновения ислама праотцом арабского и еврейского народов Ибрахимом в память о чудесном спасении его сына исмаила (в иудейской традиции — Исаака), которого он должен был принести в жертву Богу (см. там же). Ибрахим же воздвиг храм на месте первого в истории святилища, сооруженного еще Адамом и снесенного Потопом, в точности воспроизведя его облик.

Исмаил не только помогал отцу строить храм, но и стал его первым хранителем.

На арабском языке "Кааба" означает "почитаемое высокое место", а слово "куб" произошло от "Кааба".

В доисламскую эпоху в Каабе, служившей культовым центром народов Аравии, и вокруг нее располагалось 360 языческих идолов разных племен. Но после завоевания Мекки Мухаммедом идолы были уничтожены, а Кааба стала духовным центром ислама.

Каабу покрывает кисва — шелковая ткань черного цвета, в верхней части которой полосой располагаются вышитые золотом аяты из Корана. Традиция покрывать Каабу существует еще с доисламских времен. Менялся цвет кисвы и частота ее замены. Длительное время новые кисвы надевали поверх старых. Так было, пока многотонный слой ткани не стал угрожать обрушением святилищу. Тогда было решено заменять кисву ежегодно по окончании палом-ничества, а старое покрывало разрезать на кусочки и раздавать или продавать паломникам как священные реликвии.

Сегодня кубический храм стоит посреди огромного внутреннего двора мечетиАль-Масджид-аль-Харам, которую в день могут посетить до полутора миллионов паломников!

· Главной священной релик-вией ислама является Черный Камень [араб. аль-хаджар аль-асвад] — камень прощения.

По одной из легенд, ослепительно сияющий Камень был послан Богом Адаму и Хавве (Еве) с неба, но со временем почернел от людских грехов. Согласно другому преданию — это окаменевший ангел-хранитель Адама, не уберегший его от грехопадения. С тех пор потомки Адама стремятся прикоснуться к Камню, дабы очиститься, оставив на нем свои грехи. В Судный День ангел воскреснет, чтобы поведать Аллаху, кто как исполнял обряды и обязанности.

 
 

Оправленный в серебряный оклад, Черный Камень вмонтирован в восточный угол Каабы на высоте 1,5 м, чтобы грешники могли прикоснуться к нему и поцеловать.

Видимая поверхность Черного Камня имеет площадь 16,5×20 см. Посредине Камня образовалось углубление от бесчисленных прикосновений и целований верующими.

Версии ученых о метеоритном или вулканическом происхождении Черного Камня не дают объяснения таким его свойствам, как, например, способность держаться на воде.

· Второй по значимости после Каабы святыней ислама является могила пророка в мечети Масджид ан-Наби в Медине.

· Третья высокочтимая святыня ислама — "Купол Скалы" в Иерусалиме — святилище, построенное на месте, с которого Мухаммед вознесся на небо к Престолу Аллаха. В центре святилища — полутораметровая скала, с которой и началось чудесное восхождение. Расположенный на вершине Храмовой горы, Купол Скалы возносится над Святым городом, и его золоченный купол виден с любой точки.

Некогда здесь стоял единственный иудейский храм — храм Соломона или Иерусалимский, впоследствии разрушенный римлянами. И именно на этом месте, якобы, был установлен Ковчег Завета с двумя скрижалями — каменными плитами с высеченными на них десятью заповедями, переданными Богом через Моисея.

Так вышло, что это священное место, связывающее три религии (в том числе, христианство), стало для иудеев и мусульман камнем преткновения, т.к. иудеи, вернувшиеся на Землю Обетованную после восстановления в 1948 году государства Израиль, не могут смириться с тем, что на месте их главной святыни расположено мусульманское святилище.

 

4.3. Пять Столпов Веры

Неукоснительное соблюдение культовых предписаний считается высшей добродетелью мусульманина. Важнейшие, обязательные к исполнению предписания, несоблюдение которых становится препятствием для души на пути в рай, называют Пятью Столпами Веры[араб. Аркан-ад-дин].

1. Первейшей обязанностью мусульманина является свидетельство верышахада. Неоднократно провозглашая: "Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения кроме единственного Бога, и Мухаммед — его раб и посланник"или в более привычном для нас переводе: "Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его", правоверный подтверждает свою веру в то, что Бог един, и в исключительную пророческую миссию Мухаммеда.

Эти слова произносятся на арабском языке, когда человек принимает ислам, для призыва на молитву, во время молитвы, при пробуждении, при рождении ребенка, как последние слова умирающего и т.д.

2. Аллахом установлено ежедневное пятикратное молениесалят [араб.] или намаз [тюрк.]: "Прославляй хвалой Господа своего перед восходом солнца и перед его закатом, славь его и в течение ночи, а также в течение дня — быть может, ты будешь доволен [воздаянием в будущей жизни]".[20:130]

пять раз в сутки мусульманин, где бы он не находился, обязан молиться, обратившись лицом к Мекке, в коленопреклоненной позе. Для этого выбирается чистое место и используется специальный молитвенный коврик, с которым правоверный не расстается. Женщинам рекомендуется молиться дома.

Перед молитвой обязательно совершается тщательное омовение, дабы предстать перед Аллахом неоскверненным.

Для общей молитвы верующие располагаются ровными рядами. Впереди стоит имам, который руководит молитвой (см. раздел 5.1 — имам).

Как уже говорилось, мужчины и женщины молятся отдельно.

Особо важны общие пятничные полуденные и праздничные молитвы в мечети.

3. Стремясь хотя бы отчасти смягчить имущественное неравенство, Мухаммед установил обязательный благотворительный налогзакят, который распределялся между нуждающимися членами общины, использовался для выкупа рабов, выплаты долгов (кроме тех, которые возникли по причине порочного поведения), для помощи путникам, оказавшимся без средств на чужбине, а также на распространение ислама.

Закят не имеет строго установленного размера и взимается с учетом многих факторов. Если поначалу необходимо было отдавать пятую часть всех доходов и добычи, то в настоящее время эта сумма составляет в среднем 2,5% от всех видов доходов и выплачивается, чаще всего, в денежной форме. Малоимущие от выплаты закята освобождаются.

Закят стал важнейшей основой социальной справедливости. При этом, ислам отрицает возможность имущественной уравниловки, ведь Аллах, по мудрости своей, не создал всех людей одинаковыми.

4. Свое первое откровение Мухаммед получил в Ночь могущества в месяц Рамадан (Рамазан). В честь этого события установлен обязательный 30-дневный пост — саум.

На протяжении всего поста в светлое время суток — от рассвета до заката — запрещено употреблять еду и воду, возбраняются любые увеселения, интимные отношения и даже прием лекарств.

От поста освобождаются только тяжелобольные, маленькие дети, беременные женщины. Если человек по уважительным причинам не может поститься в положенные дни, он должен держать пост в любые удобные для него дни до наступления следующего месяца рамадан. Если же человек вообще не может держать пост, он должен во искупление накормить бедняков.

Особенно важным в этот период является совершение благих дел, значимость которых, согласно словам пророка Мухаммеда, возрастает в 700 раз! Возрастает и роль молитв, может быть даже добавлена дополнительная ночная молитва.

завершается пост праздником разговения (см. раздел 4.4).

5. В память о трех знаменательных событиях в исламе установлено искупительное паломничество в Священную Меккухадж (хаджж):

— первое из них — прощение Аллахом Адама и Хаввы (Евы), изгнанных из Рая, и их воссоединение, так как в скитаниях они потеряли друг друга. В знак благодарности они возвели первое в истории человечества святилище — Каабу;

— второе событие — жертвоприношение пророком Ибрахимом своего сына Исмаилаи его чудесное спасение. Ибрахим служит образцом послушания для мусульман в своей безоговорочной готовности выполнить волю Аллаха, принеся сына в жертву. Испытав веру Ибрахима, Аллах не только сохранил ему сына, но и явил, что Ему отныне не нужны кровавые человеческие жертвоприношения, которые с тех пор заменяют жертвенными животными. Как уже говорилось выше, именно в ознаменование этого события Ибрахим заново отстроил Каабу;

— хадж — это еще и следование традиции, заложенной Мухаммедом, когда в 628 г.|м.| он, в знак покорности перед Богом, совершил первыйхадж из|із| Медины в мекку, тогда еще языческий город.

Длится хадж 13 дней и требует от верующих больших усилий, затрат и выносливости. Облаченные в белые одежды паломники совершают ряд обрядов: семикратный обход вокруг Каабы; целование Черного Камня или прикосновение к святыне, дабы оставить на нем свои грехи; семь раз пробегают между священными холмами в долине Арафат; центральный обряд хаджа ¾ многочасовое молитвенное предстояние с непокрытой головой перед Богом в долине Арафат, являя Ему свое смирение; побивание камнями столба, символизирующего Шайтана (Сатану), дабы изгнать из своей жизни бесов и всяческое зло, и др.

На 11-й день начинается праздник Жертвоприношения (см. раздел 4.4).

В эти дни режут (желательно собственноручно) жертвенных животных — барана, козу, либо вскладчину верблюда или корову. Коран велит поминать с благодарностью имя Аллаха над приносимыми в жертву животными. "Ни мясо их, ни кровь жертвенных животных не нужны Аллаху, Ему нужна лишь ваша набожность. Посему Он дал вам власть над жертвенными животными, чтобы вы величали Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь". [22:37]

Мусульмане верят, что в рай ведет тонкий, как волос, и острый, как лезвие меча ангела смерти Азраила, мост Серат, висящий над адской пропастью, по которому грешники пройти в рай не могут. Но у входа на мост в Судный день будут ждать животные, на спинах которых хозяева, принесшие их в жертву, будут переправляться в рай. Поэтому жертва может быть принесена не только за живых, но и за усопших.

После завершения хаджа паломник считается очищенным от грехов, получает звание хаджии право на ношение отличительного знака — зеленой чалмы.

Даже смерть во время хаджа (а в многотысячной толпе это случается нередко) воспринимается как благословение Божье, т.к. душа паломника, очистившегося от грехов, сразу попадает в рай.

Хадж каждый совершеннолетний мусульманин должен совершить хотя бы раз в жизни. Но многие мусульмане, по возможности, стремятся повторить паломничество. Если же человек в силу уважительных причин не может сам совершить хадж, он имеет право послать вместо себя другого, оплатив ему необходимые расходы. Но таким человеком может быть лишь тот, кто уже ранее совершал хадж за себя.

Затем паломники отправляются в Медину, чтобы посетить могилу Мухаммеда, а также могилы его ближайших сподвижников в Мечети Пророка Масджид ан-Наби. Посещая Медину, мусульманин выполняет наставление пророка, который говорил: "Тот, кто совершает хадж и не посещает меня — ничтожен. Тому, кто посетит мою могилу и поприветствует меня — воздастся ответным приветствием".

 

4.4. исламские праздники

· По аналогии с иудеями и христианами, празднующими священные дни субботу (шаббат) и воскресенье, у мусульман священным днем недели считается пятница — Джума [араб. день собраний].

В этот день мусульмане не должны работать, обязательным является посещение мечети для общей молитвы.

Выбор пятницы обусловлен тем, что в этот день родился и умер пророк Мухаммед, в этот день он получил откровение. Кроме того, именно в пятницу будет Судный День, а значит, наилучшим для правоверного было бы пребывать в этот момент в молитве.

· По-арабски "праздник" — "ид", что означает: "возвращение в определенное время".

Немногочисленные исламские праздники отмечаются радостно и торжественно, но без помпезности и излишеств — Коран призывает к скромности.

Каждый мусульманин в праздничные дни считает своим долгом воздать благодарение и хвалу Аллаху за все Его милости, благодеяния и особую благодать. Кроме того, праздник — это возможность объединиться всем мусульманам для поддержания возвышенного чувства сопричастности к исламской общине — умме. поэтому праздник — это еще и повод для примирения, восстановления прерванных связей с родственниками.

В праздничные дни обязательно поминают умерших, молятся за них и, по возможности, посещают могилы.

Это также повод вспомнить о бедных и помочь тем, кто не имеет собственных средств для празднования.

Мусульмане живут по лунному календарю, в шести месяцах которого насчитывается по 30 дней, а в остальных шести — по 29. Всего в мусульманском году 354 дня. Поэтому праздники не имеют фиксированной даты по привычному для нас солнечному календарю и ежегодно сдвигаются на 11 дней.

· Один из главных праздников исламского календаря — праздник разговения — Ураза-байрам [тюрк.] или Ид аль-Фитр [араб.]. Он знаменует завершение многодневного поста в месяц Рамадан и посвящен одному из важнейших событий мусульманской истории — получению пророком Мухаммедом Откровения.

Праздник разговения продолжается три дня и сопровождается ярмарками, красочными представлениями, пирами и другими развлечениями.

Накануне праздника собирается закят.

Особо торжественно отмечается первая из трех праздничных ночей — Ночь Могущества или Ночь Предопределения (а еще ее называют Ночью Благословения или Ночью Заповеди) — Лейлят аль-Кадр. В эту ночь Аллах через ангела Джебраила ниспослал Мухаммеду первые стихи Корана, поэтому особое внимание уделяется чтению Священной Книги.

Почти всю ночь длятся праздничные застолья, гулянья по парадно освещенным улицам. А еще мусульмане верят, что в Ночь Предопределения Аллах определяет дальнейшую судьбу каждого, поэтому стараются подвести итоги и строят планы на будущее.

· через 70 дней после праздника Ураза-байрам отмечается главный мусульманский праздник Жертвоприношения — Курбан-байрам, по-арабски Ид аль-Адха, установленный в память о чудесном спасении сына Ибрахима Исмаила.

Трехдневный праздник является кульминацией хаджа, но празднуется не только паломниками, а всеми верующими. В эти дни после обязательной молитвы и посещения кладбища правоверные приносят в жертву специально отобранное животное. Треть мяса идет на праздничный стол, а 2/3 раздается бедным соседям и в виде милостыни.

· Праздник Лейлят аль-Мирадж или просто Мирадж [араб. лестница ввысь] или Ночь Вознесения — в память о вознесении Мухаммеда к небесному престолу Аллаха.

Праздничную ночь мусульмане проводят в бдении, читают Коран, молятся и пересказывают предание о чудесном вознесении пророка.

· Маулид ан-Наби — день рождения Мухаммеда. Празднуется 12 числа третьего месяца лунного календаря. Поскольку точная дата рождения пророка неизвестна, Маулид приурочен ко дню его смерти, потому что для мусульман дата смерти более значима, нежели дата рождения, так как это — рождение для новой, вечной жизни.

В разных странах отношение к этому празднику неоднозначное — в одних празднование ограничивается чтением Корана и раздачей милостыни, в других проходят торжественные процессии с зажженными фонарями и факелами, в некоторых же торжества длятся на протяжении целого месяца.

 

5. Религиозные институты ислама

 

5.1. Духовные лица

Ислам — одна из немногих религий, где нет ни священнослужителей, ни монашества, т.к. между верующим и Аллахом не нужны никакие посредники. В первоисточниках однозначно говорится только о Пророке, его сподвижниках и улемах — ученых-богословах, досконально знающих священные тексты и законы шариата. Улемы пользовались безоговорочным авторитетом в общине, являясь образцом для остальных правоверных.

Однако со временем в исламе появился ряд духовных званий, отражающих ученость их носителя и его статус в общине.

· Халиф [араб. наместник, преемник] — самый высокий титул в исламе — лицо, наделенное высшей духовной и светской властью, глава исламского государства.

С X века, когда халифы практически утратили политическую власть, это звание стало чем-то вроде мусульманского первосвященника, .

· Имам [араб. предводитель, стоящий впереди] — многозначное духовное звание: а) духовное лицо, которое заведует мечетью, руководит общей молитвой, читает проповеди, совершает некоторые обряды; б) выборное лицо, руководящее общей молитвой — в самом многочисленном исламском течении суннизме (см. раздел 5.2) для проведения общей молитвы имамом может быть выбран любой мусульманин, достигший 8 лет; в) в шиизме, втором по значимости течении ислама, имам — глава исламской общины — уммы.

· Мулла [араб. владыка, хранитель, хозяин] — арабское духовное звание улема — ученого-богослова и правоведа, хорошо знающего Коран (нередко даже наизусть), хадисы и нормы шариата. Как правило, исполняет роль наставника при мечети, учителя в медресе — средней или высшей духовной школе.

· Муфтий — главный авторитет в вопросах шариата, наделенный правом делать заключение по религиозным, нравственным и правовым вопросам, давать разъяснения по применению норм шариата.

После того как титул халифа в ХVI в. стали носить османские султаны, сосредоточившие в своих руках преимущественно политическую власть, они назначали своих заместителей по духовным вопросам — муфтиев.

· Кади — шариатский судья, выносящий правовое решение на основе самостоятельного истолкования Корана и Сунны. Решение кади не может быть пересмотрено, т.к. считается, что его устами говорит Бог.

По статусу кади стоит даже выше имама мечети и может являться главой мусульман города или области.

· Муэдзин — служитель мечети, помощник имама, с минарета призывающий мусульман на молитву. Раньше, когда не было аудиотехники, широко используемой сегодня, муэдзин должен был обладать мощным, но приятным голосом, который должны были слышать все жители территории, обслуживаемой мечетью.

 

5.2. Главные течения в исламе: суннизм и шиизм

При Мухаммеде ислам сплотил племена Аравии в монолитное сообщество. Но уже в середине VIII века произошел раскол в рядах последователей новой религии, а по мере расширения границ мусульманского мира, стали проявляться также этнические и правовые разногласия.

Большей частью, эти противоречия не носили догматического, богословского характера, как это происходило в других религиях. Одним из ключевых спорных вопросов, приведших к разделению ислама на два главных течения — суннизми шиизм, стал вопрос о наследовании власти и законности преемников Пророка.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2020 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных