Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психоделический опыт




 

Термин «психоделический» был предложен Хемфри Осмондом, одним из пионеров ЛСД-исследований, и буквально означает – «ум, открывающий или выражающий психику» (27 с. 67). Говоря о психоделическом опыте вообще, необходимо подчеркнуть, что способность получать его естественно присуща нам от рождения. Поначалу она реализуется только в ходе сновидений и спонтанно возникающих состояний необычного (изменённого) сознания. Но в силу неизбежности свойственного нам, определённого личностного развития, этим дело не ограничивается. Содержание весьма специфических процессов «движения», присутствующих, в том или ином качестве, в психике любого человека, таково, что оно обязательно потенцирует стремление (желание) реализовать эту способность осознанно, активно. Такое стремление к получению психоделического опыта – опыта открытия, познания психики, – человек может удовлетворить, используя различные психотехники, в том числе медитативные и применяемые в практиках мировых духовных движений, а также с помощью психоделических веществ искусственного или природного происхождения. На некоторых аспектах психоделической практики основанной на применении веществ, обладающих психоделической активностью я и остановлюсь.

Говоря о психоделическом опыте, или как определяет его С.Гроф – опыте «проявления психики», вообще, отмечу, во-первых, тот факт, что все эмпирические техники, которые используются в различных духовных практиках, а также эмпирические психотехники современной психотерапии обладают психоделическим эффектом. Но психоделический опыт духовных практик значительно выраженнее и целенаправленнее, чем психотерапевтических, за исключением тех из последних, что обладают очень большой глубиной (степенью) эмпиричности. И, во-вторых, то, что в любой из этих практик психоделический эффект достигается или с использованием специальных составов растительного и искусственного происхождения, или с помощью медитативной, телесной и дыхательной техник. В древних текстах «Вед», для целей личностного развития, предпочтение отдаётся медитативным и дыхательным техникам, с указанием на то, что первые более эффективны в практике познания себя. Я знаю, что медитация без определенного телесного и дыхательного статусов не состоится, а поэтому речь, скорее всего, идёт о ведущей, определяющей роли медитативного подхода, при соответствующем, дополняющем участии других компонентов.

Человек обращается за помощью к выражено эмпирическим техникам тогда, когда интенсивность стремления к получению психоделического опыта достигает некой критической точки. Это легко обнаружить, просто оглянувшись вокруг: можно увидеть тех, кому удаётся преодолеть, подавить его (этого стремления) смутное проявление, или свести его к минимуму, но немало обнаружится и тех, для кого оно (это стремление) столь выражено, что какое-либо подавление оказывается нежеланным, да и невозможным. Такое положение дел объясняется особенностями их личного «движения».

Таким образом, фактом является то, что наряду с возможностью спонтанного получения психоделического опыта имеются и возможности активного его обретения. При этом в обоих случаях отмечается нечто весьма важное: в человеческой природе заложена способность тем или иным образом получать психоделический опыт. Поэтому можно сказать, что в основе реализации возможностей эмпирических техник лежит не только стремление человека к психоделическому опыту, а и врождённая его (человека) способность получать таковой. Последняя весьма индивидуально проявляется в разные годы его жизни, имея оттенки, соответствующие не только личному опыту, но и чему-то ещё, мало доступному словесной конкретизации, и являющемуся отражением предназначенного «движения».

Стремление к психоделическому постижению себя – результат естественного развития процесса «движения к истинному “Я”», и не может появиться как спланированное только эго-сознанием. Реализоваться оно может в многообразных формах: начиная от интенсивных занятий спортом, и погружения в искусство или какую-то область исследований, до специальных духовных практик. При этом необходимо с пониманием относиться и к тому, что многие люди, в определённые периоды «движения», испытывают настоятельную потребность в получении такого опыта с помощью естественных, природных веществ или искусственных препаратов. Первые и вторые, используемые для этих целей, мы с полным правом можем определять как психоделики. Они кардинально отличаются своей направленностью и возможностями от веществ, которые мы называем наркотиками и к которым психоделические вещества неоправданно причисляются большинством представителей сегодняшнего социума. Сходство между веществами этих двух групп заключается лишь в том, что все они являются психоактивными средствами.

В связи с особым значением для личностного становления человека (открытия им себя), препаратов обладающих психоделическими свойствами, целесообразно продолжить выделение их в группе психоактивных веществ, как отдельную подгруппу. Продолжить, не ограничиваясь только указанием, что такая группа веществ есть и скромным перечислением двух-трёх из них. Необходим взвешенный подход, который позволит непредвзято изучать их свойства, и возможные сферы их использования. Тем более, что на сегодня сложилась парадоксальная ситуация, когда, например, некоторые психоделические препараты из подгруппы эмпатогенов, которые при использовании их в медицинских целях могли бы помочь многим людям, недоступны специалистам в силу имеющегося запрета на их официальное использование, но зато, свободно обходя все запреты, доступны многим и многим, потребляющим их с другими целями.

В моём предложении нет ничего нового, так как мескалин, псилоцибин, ЛСД и другие вещества (28, 31) уже не одно десятилетие указываются в литературе (в том числе и отечественной) под именем – психоделики. И изучение психоделических веществ, именно как психоделических, ведётся давно. Подтверждением этому служат работы учёных представляющих различные научные направления. Достаточно упомянуть такие имена как А.Готлиб, С.Гроф, К.Кастанеда, Т.Маккенна, М.Элиаде, Е.П.Блаватская, Т.Лири, Р.Метцнер, М.Д. де Риос (26, 29-33, 48-52, 79, 147, 173, 177, 178).

При формировании конструктивной социальной стратегии, соответствующей тяге человека к получению психоделического опыта, необходимо принимать во внимание опасливое отношение большей части общества к веществам подобного рода. Поэтому сначала необходимо признать, что стремление к переживанию состояний раскрывающих психику можно и нужно рассматривать, как естественную потребность любого человека, потому, что, как подчёркивает С.Гроф «...возможность мистического опыта является естественным врождённым правом всех человеческих существ...». И, что для нас особенно важно, потребность эту можно удовлетворить и без применения психоделических веществ. Для этого эффективны как веками отработанные медитативные и дыхательные методики в совокупности с соответствующей телесной практикой, так современные эмпирические психотехники.

Сегодня использование психоделиков вызывает озабоченность общества, неоправданно приравненную к таковой же, проявляемой в отношении наркотиков. Такое одноплановое восприятие столь противоположных групп психоактивных веществ – есть результат представления их в массовом сознании, как одного и того же. Причины последнего факта можно обнаружить во многих нюансах общественного устройства, а следствие в одном: смешение и неразбериха в представлениях и понятиях, на которых базируется общественное отношение к психоактивным веществам вообще и борьба с ними, в частности. И, как бы весомы не были аргументы, используемые в этом противостоянии, понятно, что путём тотального запрета всего и вся, добиться устраивающего всех результата – просто невозможно.

Прежде всего, если мы действительно хотим что-то изменить, необходимо самим чётко разобраться в ситуации, и начать с того, что отделить психоактивные вещества, обладающие способностью содействовать развитию личности, от психоактивных веществ действующих на неё разрушающе. Основанием для этого, естественно, послужит абсолютно разный результат их воздействия на человека. Так, например, если психоделики, при определённых, известных условиях их применения, в конечном итоге действительно способствуют познанию себя и достижению личностью целостности, то употребление наркотиков приводит к болезненной зависимости от них и разрушению личности. Именно, исходя из этого, первые обозначены и описаны, как психоделики – «ум открывающие или выражающие психику» вещества, а вторым специалистами присвоено наименование – наркотики (вещества, приводящие в оцепенение). Тогда, например, псилоцибин, ЛСД, и т.п. оказываются представителями многочисленной группы психоделиков, а героин, кокаин и им подобные – представителями значительно меньшей группы наркотиков

Если мы говорим, что и к психоделикам может сформироваться хотя бы эмоциональная зависимость, то надо честно признать, что таковая формируется и ко многим весьма обыденным, на значительно более вредным по своему влиянию на личность «объектам». Я имею ввиду группу, так называемых, «социальных наркотиков», в которую относятся средства массовой информации, и ряд общепринятых продуктов питания (чай, сахар, кофе...). В использовании человеком средств массовой информации, с какого-то момента, явно прослеживается его эмоциональная зависимость от них, его стремление убежать от своих неоднозначных, внутренних проявлений, в этот мир искусственных ценностей и страстей. Ну а то, что, например, кофе, чай и сахар обладают весьма определённым наркотическим воздействием с элементами привыкания и некоторой зависимости от них – факт вообще общеизвестный. Но, возразят мне, ведь они не разрушают личность. Это, как говорил один литературный герой, с какой стороны посмотреть.

Что же касается психоделического опыта, так ведь он может быть получен множеством способов, и каждый такой опыт обязательно даст почву для эмоциональной, психологической зависимости. Но какой? Разве она несёт в себе какой-то элемент разрушающий личность? Наоборот, она напрямую связана с насущной потребностью человека познавать себя и окружающий нас мир и при этом, совершенствуясь, становится Человеком. Определённая эмоционально-психологическая потребность в регулярной практике, формирующаяся у лиц постоянно использующих какую-то медитативную или другую духовную практику, профессионально занимающихся спортом, искусством и т.п. Ведь она имеет место во всех этих случаях. И во всех них есть возможность получать психоделический опыт.

Ещё раз подчеркну, что выделение в группе психоактивных веществ подгруппы психоделиков, во-первых, давно уже сделано (в том числе и отечественными специалистами), и, во-вторых, обоснованно реальными параметрами – задачи и результат. Из всех представителей психоактивных веществ именно психоделики и наркотики вызывают наибольшую социальную озабоченность. И если по отношению к последним её уровень объективно оправдан, то по отношению к психоделикам общественная настороженность и отрицание явно избыточны, чрезмерны. Признание этого позволяет, в частности, вести соответствующую образовательную работу без фальши и лицемерия. И ложные ситуации, подобные той, в которой студенты спросили лектора, рассказывающего им о широко известном психоделическом препарате, как об опасном наркотике, откуда он знает о наркотической опасности данного вещества, а он смог лишь замяться в ответ, так как действительно, несмотря на широко распространённое использование этого вещества во всём мире, фактов наркотической его опасности нет (о чём студенты, в отличии от лектора, знают!), – будут скорее исключением, чем правилом.

Но есть другие факты, свидетельствующие о переходе от употребления какого-то психоделика к использованию наркотиков. Причины такой смены психоактивных веществ – вот, что нуждается в анализе с последующей разработкой, соответственных задаче мер. Так же как нуждаются в непредвзятом анализе и вообще причины побуждающие употребить тот или иной психоделик.

Провести нужную подборку теоретического материала и сделать всё необходимое для распространения соответствующих знаний – задача вполне реальная для наших наркологических и других, в купе с ними, заинтересованных служб. Этот подход честнее и эффективнее, чем безоглядный запрет всего, сваленного в одну кучу, под громким, устрашающим названием – наркотики. При нём (таком подходе) само собой разумеющейся будет и информация о том, что познание себя возможно без психоделических препаратов или с весьма кратковременным, безболезненным периодом их использования. Последнее можно реализовать в официально разрешённых условиях, созданных профессионалами, способными оказать соответствующую помощь в получении такого психоделического опыта.

Необходимо считаться с тем, что стремление к психоделическому опыту действительно свойственно человеку, как проявление его потребности к открытию и постижению духовных глубин. Другое дело, почему оно деформируется и псевдореализуется в неадекватных задаче формах: через наркотики. Понимание происходящего в этом случае может быть достигнуто, если рассматривать его причины в контексте ответа на главный вопрос: что может являться побудительным мотивом к использованию психоактивного вещества?

Практика различных духовных движений показывает, что приём психоделиков, как средства познания себя, носит кратковременный характер на определённом этапе развития (исключение составляет практика целенаправленных визионерских исследований). Такое их использование не сопровождается переходом к употреблению наркотиков, потому что сам факт применения психоделика – есть осознанная реализация естественной потребности «движения» именно через этот опыт. Более того, из такой практики известно, что приём психоделиков не столько сопряжён с получением удовольствия, сколько является основательной духовной работой, так как вскрываемое ими требует последующих нравственных усилий и труда для осознания и вплетения результатов полученного опыта в канву собственной жизни.

Весьма часто переход с использования психоделиков на наркотики происходит в случаях приёма первых, осуществлённого не как результат потребности к личностному развитию и познанию, а как поиск средства для достижения «кайфа». Однако психоделики побуждают процессы далеко не всегда соответствующие желаемому. И человек, употребляющий их, может разочароваться. Но, продолжая иметь установку на получение «кайфа», осуществит смену используемых веществ: психоделиков на наркотики. Знание о том, что он применил в погоне за удовольствиями, приходит впоследствии и, нередко, с очень большим опозданием.

Планируя какую-то просветительскую или практическую работу, необходимо иметь в виду, что в этом аспекте всё не так просто и не так однозначно, как говорится и пишется. Первоочередная озабоченность должна касаться изучения мотивов потребления психоактивных веществ, знание которых (мотивов) в каждом конкретном случае может иметь прогностическое значение. При этом всё же важно учитывать, что словесное изложение человеком своих мотивов, потенцируемых процессом «движения», весьма сложно и неоднозначно, и поэтому стремление к приёму каких-то психоактивных веществ, выраженное словами – «ловить кайф», может, в частности, означать и то, что сказавший не может сформулировать истинной причины своего шага. За ним может скрываться более фундаментальное, не вербализуемое устремление. Вот как об этом говорит С.Гроф в книге «Неистовый поиск себя»: «Не исключено, что за потребностью многих людей в наркотиках или алкоголе скрывается потребность в трансценденции, потребность в целостности. Если это так, то тогда наркотическая и алкогольная зависимость, так же как и другие формы зависимости, могут быть во многих случаях формами духовного кризиса....Для многих людей за их потребностью в наркотиках или алкоголе скрывается потребность в своей Высшей Сущности или Боге».

Имея в виду оба представленные выше аспекта, можно определять и своего рода стратегию. Если, в первом случае, эффективной профилактикой наркоманий является образовательная, просветительская деятельность, то во втором, уже необходима разносторонняя, как профессиональная помощь, так и помощь различных объединений исповедующих какое-то духовное направление. Идея применения Божественного Духа против алкогольных напитков – «spiritus contra spiritum», – высказанная К.Г.Юнгом, когда-то стала основой многих программ лечения алкоголизма. Сегодня этот же принцип применения Божественного Духа против наркотической зависимости широко используется в комплексном лечении и реабилитации лиц страдающих наркоманией. При этом, очевидно, что строго разграничить причины, по которым человек начал применять наркотики – невозможно, поэтому профилактика наркоманий, как и помощь, оказываемая лицам, попавшим в наркотическую зависимость, должны иметь комплексный характер.

Отмечу ещё одну, на мой взгляд, важную особенность психоделиков: они весьма специфично, избирательно инициируют психоделические процессы. То, что я пережил сам и то, что имел возможность слышать в чьих-то, соответствующих данной теме, рассказах, одновременно сопоставляя слышимое с личностью рассказчика, привело меня к мысли о том, что процессы, которым способствуют психоделики – чрезвычайно индивидуальны. В каждом из них раскрываются психические пространства, соответствующие достигнутому конкретным человеком в его «движении». Очевидность правила – каждому своё, – здесь реализуется на высочайшем, я бы сказал – разумном, уровне.

 

 

Восьмая лекция

Содержание «движения» или психология судьбы

 

Приступая к разговору о некотором обязательно присутствующем содержании «движения», я хочу отметить, что для меня ещё очень многое остаётся неясным. Вопросы, которые я задавал себе, встречаясь с множеством различных вариантов личностного развития, так и остались пока без ответа. Я лишь отмечал, что наиболее сложными для интерпретации являются жизненные сюжеты, в которых просматривается «движение» свойственное периоду, следующему за получением опыта соприкосновения с истинным «Я». При этом совсем не обязательно подразумевается, что этот опыт был получен в настоящей жизни. В этих случаях степень понимания находится в зависимости от опыта личного становления лица, желающего понять. И какие-либо интерпретации, осуществляемые при наличии ограниченного опыта, суетны и просто неуместны. Однако, относительное количество таких людей – перешагнувших заветный рубеж, – весьма мало. Поэтому ниже я предлагаю своё представление только о том, с чем большинство из нас уже встречается или с чем встретиться предстоит в ближайшей перспективе.

Несмотря на бесконечное многообразие «движения», в ходе его отслеживаются стратегически значимые периоды. Они имеют разную продолжительность и широко варьируются в деталях своего содержания, но сохраняют определённую последовательность своего появления-развития. Так, например, психические процессы, связанные с отработкой материала, включённого в понятие – «Образ Души», приходятся на вторую половину жизни. Однако дабы не ввести кого-либо из читателей в заблуждение, я особо подчеркну, что из упоминания о некой последовательности определённых периодов «движения» никак не следует вывод об обязательном течении личностного развития, как линейного процесса. Окружающая действительность демонстрирует, во-первых, то, что пожизненное присутствие психологических феноменов свойственных одной грани «движения», характерно и для других его граней. При этом, каждый психологический феномен «движения» имеет возможность проявляться в личности в диапазоне от максимума до минимума в течение всей жизни человека. И, во-вторых, периоды этих проявлений обладают определённой повторяющейся цикличностью, но в каждом следующем цикле они имеют качественные отличия от предыдущего.

И, естественно, в тексте нет никакого основания для восприятия описания какого-то психологического феномена «движения», как полного, всё охватывающего, завершённого.

Опираясь на представления автора аналитической психологии – К.Г.Юнга, а так же основываясь на своём опыте и итогах наблюдений «движения» других людей, я расположил то, с чем встречается человек, по мере познания себя, следующим образом:

à отработка биографических тем (в том числе и главная тема – «травма рождения»);

à опыт жизни «под покровом Тени»;

à «Образ Души»;

à «Самость»; истинное «Я»;

à дальнейшее личностное развитие на фоне бесконечного познания (созерцания) истинного «Я».

Теперь я позволю себе краткие комментарии, исходя из собственного опыта эмпирического познания себя.

1. Как уже отмечалось, всё перечисленное не является в строгом смысле изолированным друг от друга. Классификация лишь подчёркивает наличие особой, фоновой значимости проявлений того или другого феномена в какой-то период жизни. И, например, активизация психических процессов связанных с постижением «Образа Души» не исключает продолжения работы над биографическим материалом, но качество этой работы будет кардинально другим, по сравнению с таковой, проходящей в пределах времени, когда на первый план выступают психологически значимые биографические закладки. На этом принципе строятся взаимоотношения проявлений всех, вышеназванных, аспектов «движения»: любые личностные нюансы просматриваются, отрабатываются через «призму» того психологического феномена, который актуален для человека в текущий период его жизни.

2. Проявления каждого психологического феномена «движения» столь многозначны и при этом столь индивидуальны, что мы вряд ли найдём среди людей хотя бы двоих абсолютно одинаково их воспринявших. Занявшись подобным исследованием, мы вскоре обнаружим, что имеющаяся разница носит качественный характер, кажется бесконечно многовариантной, и что именно последним определяется столь грандиозное многообразие человеческих жизней. Диапазон же проявлений каждого из них столь обширен, что поневоле задашься вопросом: «Сколько же раз надо прожить, чтобы пройти весь путь?»

3. К.Г.Юнг в ходе своей аналитической практики сделал интереснейшие наблюдения, касающиеся особенностей становления-развития личности, которые, в частности, обобщил в работе “Психология и алхимия”. Он писал, что между сознанием и бессознательным существует некая диалектическая дискуссия, развитие или движение к некоторой цели или концу. При этом психологическое самоисследование может завершиться на любом этапе развития без ощущения того, что цель достигнута. И далее он перечисляет возможные причины такого завершения. Например, такие как: а) совершение более менее полного, но тем не менее адекватного признания чего-то; б) после трудного отделения от детского психе; в) после исчезновения болезненных симптомов; г) после некоторого положительного поворота в судьбе, такого как экзамены, помолвка, брак, развод, изменение профессии и т.д.; д) после возвращения кого-либо к церкви или вероучению, которое он раньше исповедовал, или после изменения убеждений...

Эмпирическая практика убедительно показывает, что указанный диалог действительно присутствует в психе любого человека, вне зависимости от того работает с ним психоаналитик, психотерапевт или ещё кто-то, или нет. Действительно, можно обнаружить, как временные остановки в этом процессе, так и остановки претендующие на фрагментарную завершённость. Но последнее далеко не однозначно, отсюда и чувство завершения при одновременном отсутствии ощущения того, что цель достигнута.

В “движении к истинному “Я”” завершение предназначенного не означает достижения всего, и потому любое промежуточное завершение даёт возможность предчувствовать следующую перспективу.

Динамика “движения” непрерывна, но внешне воспринимается, как имеющая временные остановки, и, возможно, причин для них имеется более, чем представлено в указанной работе. Все причины (исключая остановки, вызванные целенаправленным противодействием “движению”) имеют один корень: любой, достигнутый в ходе упорного труда, рубеж требует времени для сознательной разработки множества открывающихся на нём аспектов. Так, в частности, наиболее значимая остановка, претендующая на завершение, возникает при достижении личностью предназначенного, и потенциально для неё возможного. Но даже в этом случае, говорить об остановке нельзя, в силу того, что “движение” лишь меняет характер, качество.

Открытия, сделанные на каждом из этапов, неравнозначны, но любое из них даёт столь необъятную пищу для размышления, что человек может всю оставшуюся жизнь посвятить осознанию открывшегося ему, при этом достигая всё более ясного понимания недостижимости полного знания. Отсюда понятно, что любое завершение действительно не соответствует появлению чувства достижения цели. Более того, чем значимее открывающееся в ходе “движения”, тем очевиднее недостижимость окончательного осознания сущности истинного “Я”. При этом нет ощущения дискомфорта, ущербности. Просто идёт постепенная работа, приводящая к пониманию того, что возможно, что неизбежно, а что недостижимо в ходе этой жизни. Её итог – мудрое примирение с собой.

Попутно замечу, что я умышленно не упоминаю о философско-религиозных трактовках возможного, полного завершения “движения”, в силу несоотносимости их содержания с задачей этой лекции.

Остановка “движения” может сопровождаться и отягощением личностных характеристик, что является следствием её искусственной природы. Последнее – есть результат выбора, сделанного человеком в пользу мер, активизирующих сопротивление “движению”. Однако, я бы не советовал быть категорично однозначным в оценке такого исхода (как, впрочем, и в оценках любых других проявлений “движения”). Во-первых, желание такой остановки часто соответствует весьма сложным периодам “движения” и по-человечески она понятна. Фридрих Ницше знал о чём говорил, когда писал, что “даже самый храбрый из нас часто робеет, когда дело коснётся настоящего знания...”. И, во-вторых, зная, что каждому дано пройти своё, я могу говорить о том, что такой поворот событий – тоже часть личностного развития конкретного человека и потому правомочен.

Непрерывность “движения” периодически столь ощутимо властна и столь неизбежна, а содержание его порой так непросто, что человек испытывает муки именно от отсутствия передышки, от непонимания происходящего и от ощущения своего бессилия перед властью “движения”. Вот как отражал это Отто Вейнингер в своей книге “Пол и характер”: “Человек слепо идёт за категорическим, неумолимым императивом в нём. “Искупления, отдыха, отдыха от врагов, от мира, лишь бы не эта бесконечная борьба!” (так восклицали Шопенгауэр и Вагнер) – восклицает он и ужасается: в жажде искупления – трусость, в молящем “довольно” – бегство человека, сознавшего свою слабость в борьбе”.

Всё, что касается личностного развития – очень индивидуально, и во многих случаях, при ближайшем рассмотрении, легко обнаруживается, что непрерывно осуществляемое “движение” имеет одни более спокойные, менее напряжённые периоды, и другие – бурные, динамичные, требующие много личных усилий.

4. В ходе развития личности происходит такое изменение эго, на фоне которого, в какой-то момент, реализуется открытие Сущности истинного “Я”. И если поначалу оно имеет косвенный характер, то затем, по мере нарастания необходимых преобразований в эго, Сущность реализует возможность непосредственного проявления в личности. Феномен этот столь потрясающе значим, что одновременно с пониманием невозможности постичь, осознать эту безбрежность скудными ресурсами человеческого ума, происходит и постижение того, что её можно только созерцать. Воздействие даже кратковременного приближения к Сущности приводит к кардинальному пересмотру эго структур (подготовкой к чему собственно и служит всё предшествующее), и становится очевидным, что само эго имеет тенденцию к растворению в истинном “Я”, в Сущности.

У меня есть ощущение, что Самость – одно из качеств «истинного “Я”». Поэтому выше я поместил их рядом в одну строку.

Всё выше сказанное позволяет подробнее остановиться на некоторых важных, на мой взгляд, моментах.

Надо признать, что максимально возможное проявление какого-то феномена «движения» – явление редкое, в то время как промежуточных ступеней, подходов к этому максимуму, множество. И для его проявления «движение» предполагает накопление такого индивидуального опыта, обретение которого возможно лишь в течение длинного ряда жизней. Последний факт позволяет надеяться на то, что не только избранные могут достигать вершин «движения». Мне импонирует мысль о том, что мы все, не спеша, направляемся к одному и тому же. Поэтому, возможно, в мыслях философов, говорящих о необходимости многократной жизни, есть весомая истина. Но, возможно, я лишь лукавлю, потакая своей столь понятной человеческой слабости, и действительно всё обстоит совсем по-другому, не предугадываемому мною сценарию.

Несмотря на сложность процесса становления целостной личности, некоторые общие его закономерности на сегодня практически отслежены и описаны психологами различных школ. Правда, их описания – это только попытка перевести на язык науки нюансы сложнейших аспектов развития человека, уже отражённых сотни лет назад в различных религиозно-философских теориях.

Первый шаг на пути «движения к истинному “Я”» – отработка биографического материала. Мы все, вольно или невольно, в какой-то мере проделываем эту работу. И каждый из нас порой имеет возможность оценить благотворное влияние процессов разрешения биографических личностных проблем. Однако, доминирующая в какой-то период жизни человека отработка им своего биографического материала имеет целью, если можно так сказать, и другой, важный для дальнейшего развития личности, момент: именно в ходе её нарабатывается опыт, позволяющий понять основополагающие вещи, без которых дальнейшее личностное развитие просто не возможно.

Прежде всего, осознаётся, что движение к цельности, к истинному «Я» – это постепенный, длительный процесс. И на смену желанию быстро избавиться от всего, кажущегося в себе ненужным, приходит понимание того, что личностные изменения совершаются постепенно. На всё требуется определённое Время. Это понимание и соответствующий ему опыт включаются в общую структуру формирования второго, необходимого для дальнейшего личностного становления, качества – Доверия. Его основой служит получаемый опыт. Он подводит к доверительному принятию происходящего в своей жизни.

В период интенсивной отработки биографического материала человек встречается с тем, что некоторые моменты его биографии отрабатываются легко и почти безболезненно, тогда как разрешение других сопровождается сложными личностными проявлениями. Доверие к происходящему позволяет перестать оценивать что-то в себе – только как плохое (ненужное), а что-то – только как хорошее (нужное). Со временем, оно (доверие) даёт основание сделать и третье открытие, заключающееся в том, что на пути «движения к истинному “Я”» требуется Мужество. Все три открытия оказывают их владельцу неоценимую услугу в предстоящем личностном развитии.

Говоря об отработке психологического материала имеющего своей природой биографические нюансы, необходимо подчеркнуть, что мы имеем два биографических среза: период вынашивания-рождения и период после рождения. Значение происходящего в них настолько взаимосвязано, взаимозависимо, что вроде бы говорить о них изолированно – некорректно. Но в тоже время сама практика отработки чего-то связанного с «травмой рождения» столь специфична, что мы просто вынуждены говорить о ней, как об отдельном проявлении «движения», затрагивающем хоть и биографические пласты, но значительно более глубокие, чем всё связанное с биографическими событиями послеродовой жизни. «Движение» подразумевает разрешение значимых психологических нюансов обоих биографических аспектов. При этом естественно очевидным становится то, что первопричина большинства проблем человека закладывается в самом начале его жизни, ещё до его рождения.

Когда опыт отработки биографического материала достигает определённой качественной величины, человек, весьма естественно, подходит ко второму важному шагу – знакомству со своей «Тенью». Познание собственной «Тени» позволяет ему увидеть Мир таким, каков он есть на самом деле: во всех своих проявлениях состоящим из единства противоположностей – рождение-смерть, зло-добро, тьма-свет... Знакомство с психическими феноменами, имеющими отношение к «Тени» – весьма драматично, поэтому требует мужества. Но, несмотря на неординарную сложность, оно необходимо, так как самореализация возможна лишь после принятия психологических нюансов теневой стороны.

Говоря о процессах связанных с познанием «Тени», отмечу две важных особенности. Первая связана с тем, что в ряде проявлений этого феномена «движения» ощущается родство с переживаниями зафиксированными в БПМ2. Так как подтверждение данного аспекта требует привлечения практического материала из моего личного опыта эмпирического познания себя, что не входит в задачу данной лекции, я не буду подробнее останавливаться на нём. Лишь отмечу, что имел возможность реально отследить данную связь, и потому отсылаю заинтересованных читателей к своей работе – «Опыт эмпирического познания», – в которой эти наблюдения изложены.

Вторая особенность связана с тем, что, познание «Тени» порождает встречи с переживаниями, назначение которых понять не удаётся, так же, как не удаётся осознать и то, зачем ты в них участвуешь. Их приходится просто принимать, как есть. Умение отслеживать себя в любой ситуации, осознавать её значение, то есть то, чему человек научается в ходе обретения состояния «ответственность», здесь весьма часто не имеет никакого смысла. Необходимо это признать, так как, начиная с данного рубежа, активизируются встречи с таким ходом «движения», в котором требуется доверие без самоанализа. Подобное происходит и в периоды активизации других феноменов «движения». Более того. Открывается, что стремление всё осознавать, достигнув определённой меры, может становиться препятствием к личностному развитию. Ведь любое качество может достигнуть своей противоположности, и способность всё осознавать, с какого-то момента, может становиться равной способности всё держать под контролем. А в этом случае она уже используется, как вариант психологической защиты.

Определённое завершение знакомства с «Тенью» является своеобразным пропуском в дальнейшие процессы личностного становления: «Образ Души», Самость, Истинное «Я»…

Отмечу, что понятие – «Образ Души» не тождественно тому, что мы определяем, как родственная «половина души». Возможно в лице, имеющем качества «Образа Души», человек обнаружит массу «чужеродного» себе, переплетённую с массой «родственного» себе же и весьма сильно скрепляющего взаимоотношения с этим «образом».

О Самости, истинном «Я» говорить объективно весьма сложно, если вообще возможно. Поэтому я отсылаю всех заинтересованных к литературе по аналитической и трансперсональной психологии, но в ещё большей мере к философской и религиозно-духовной литературе.

То, что процесс «движения к истинному “Я”» – благотворен, не вызывает сомнений. Люди, активно следующие по этому пути, становятся объективнее и терпимее к личностным проявлениям окружающих. Постепенно формирующаяся самодостаточность позволяет им глубже понимать своё назначение в этом Мире. Предъявляемые ими жизненные ценности реальны и естественно отражают процесс их личного развития. Их созидательная, творческая деятельность определяется внутренними стимулами, соответствующими этому развитию, и потому она экологична. На фоне примера их жизни, то, что делают с окружающим Миром многие, «цивилизованные», «нормальные», не имеющие сознательного опыта открытия себя, люди – может быть понято только, как результат отсутствия у них действительного знания о себе.

Прохождение личностного развития – «движения к истинному “Я”» – подводит каждого к простому и естественному в своей простоте открытию: любое человеческое устремление должно иметь источником и побудительным мотивом происходящее в пределах его истинного «Я». Только в этом случае то, что он делает, действительно имеет созидательный, творческий характер; тогда и, разрушая, он создаёт, привнося в свои создания глубокое понимание Красоты, Любви, истин «Вечной философии».

Понимая, что всего объять не возможно, и желая как-то предостеречь интересующихся этими вопросами от крайних выводов, могущих последовать на основе материала, изложенного в этой лекции, хочу отметить три момента.

Во-первых, процесс «движения к истинному “Я”» длителен, и отдельные его проявления сопоставимы не только с определёнными периодами жизни человека, как показано в аналитической психологии К.Г.Юнга, но и, в какой-то мере, они сопоставимы с так называемыми периодами «возрастных кризисов». Например, психологические процессы, связанные с отработкой биографического материала могут проходить в первые два-три десятилетия жизни и пики их активности, в определённых аспектах, соответствуют известным психологическим кризисам этого периода жизни. А активизация постижения «Образа Души» соответствует началу второй половины жизни, и, вероятно, психологическому кризису 40-45 лет. Следует иметь ввиду, что рациональные, искусственные попытки что-то ускорить, или чего-то избежать в изначально предназначенном «движении», просто наивны. Мы можем помогать друг другу. И любая помощь реально возможна, но только та, что имеет в основании опыт постижения себя.

Во-вторых, есть смысл избегать одного из самых распространённых заблуждений: буквального понимания изложенных в литературе открытий, касающихся психической (духовной) жизни человека. Часто именно буквальное понимание почерпнутого из книг знания, приводит к его догматизации. Язык наш так несовершенен, а происходящее в нас столь многогранно, непостижимо, что естественным будет принимать любое вычитанное знание, лишь как ещё одну попытку перевода на язык слов наших открытий себя.

И, в третьих, важно отметить, что «движение» к целостности сопровождается глубокими изменениями личности, что проявляется в изменении вкусов, образа жизни, круга общения и т.д. Здесь принцип свободы выбора в каждый конкретный момент, проявляется во всей своей полноте. И что бы не предпринял конкретный человек, наше знание о его глобальной ответственности за собственную жизнь, и наше понимание того, что его побуждения естественны, так как они всегда соответствуют его личностным процессам, позволяют нам терпимо относится к тому, что с ним происходит, и, сопереживая ему, оказывать посильную помощь на основе соответствующего собственного опыта.

 

 

Рекомендуемая литература

1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. Москва: Медицина, 1993

2. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней. Москва: Прогресс, Культура, 1995

3. Андреас К.., Андреас С. Сердце разума. Новосибирск: Экор, 1993

4. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Москва: Рефл-бук, Ваклер, 1997

5. Баскаков В.Ю. Хрестоматия по телесно-ориетирован-ной психотерапии и психотехнике. Москва, 1992

6. Бауер В., Дюмоц И., Головин С. Энциклопедия символов. Москва: Крон-Пресс, 1995

7. Бердяев Н. Самопознание. Москва: Дэм, 1990

8. Берёзкина-Орлова В.Б. Актёрские телесно-ориентированные психотехники. Москва, 1992

9. Бёрн Э. Секс в человеческой любви. Москва, 1990

10. Бёрн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Санкт-Петербург: Лениздат, 1992

11. Блаватская Е.П. Разоблачённая Изида. В 2-х томах. Москва: АСТ, 1999

12. Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 2-х томах. Санкт-Петербург: Кристалл, Корона принт, 1998

13. Ботвинник М.Н., Коган Б.М., Рабинович М.Б., Селецкий Б.П. Мифологический словарь. Москва: Просвещение, 1994

14. Брэгг Поль С. Чудо голодания. Москва: Книжный дом, 1990

15. Бэндлер Р. Магия в действии. 1991

16. Бэндлер Р. Используйте свой мозг для изменений. Новосибирск: Новосибирский университет, 1992

17. Бэндлер Р. Гриндер Д. Из лягушек в принцы. Новосибирск: Новосибирский университет, 1992

18. Бэндлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. Воронеж: НПО МОДЭК, 1993

19. Бэндлер Р., Гриндер Д. Структура магии. Санкт-Петербург: Белый кролик, 1996

20. БЭСТ - массаж. С.-Петербург, 1991

21. Bleuler E. Руководство по психиатрии. Берлин: Врач, 1920. Москва: Смысл, 1993

22. Вейнингер О. Пол и характер. Москва: Форум, 1991

23. Вульф Т. Электропрохладительный кислотный тест. Санкт-Петербург: Азбука, Терра, 1996

24. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. Москва: Педагогика-Пресс, 1993

25. Гессе Г. Своенравие. Москва: Издательская группа Прогресс-Литера, ТКО АСТ; Харьков: Фолио, Собрание сочинений в 8-ми томах, том 8, 1995

26. Гордон Д. Терапевтические метафоры. 1991

27. Горшкова Е.В. Учимся танцевать. Путь к творчеству. Москва: НПО Психотехника, 1992

28. Готлиб А. Энциклопедия не запрещённых психоактивных средств. Санкт-Петербург: Мёбиус, 1996

29. Гроф С. Области человеческого бессознательного: опыт исследований с помощью ЛСД. Москва: ИНИОН РАН, 1992

30. Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. Москва: Соцветие, 1992

31. Гроф С. Путешествие в поисках себя. Москва: Издательство Трансперсонального института, 1994

32. Гроф С., Гроф К. Неистовый поиск себя. Москва: Издательство Трансперсонального института, 1996

33. Гроф С., Хэлифакс Д. Человек перед лицом смерти. Киев: Издательство Трансперсонального института, 1996

34. Гроф С. Холотропное сознание. Москва: Издательство Трансперсонального института, 1996

35. Гроф С. Космическая игра. Москва: Издательство Трансперсонального института, 1997

36. Грушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. Н. Новгород, 1995

37. Гурин С.П. Проблемы маргинальной антропологии. Саратов, 1999

38. Данте Алигьери Божественная комедия. Москва: Правда, 1982

39. Джонсон Р. А.. Он. Глубинные аспекты мужской психологии. Харьков: Фолио. Москва: Институт общегуманитарных исследований, 1996

40. Джонсон Р. А.. Она. Глубинные аспекты женской психологии. Харьков: Фолио. Москва: Институт общегуманитарных исследований, 1996

41. Древнекитайская философия. В 2 тт. Москва: ПринТ, 1994

42. Зейга Дж. К.. Семинар с доктором медицины Милтоном Г. Эриксоном. Москва: Класс, 1994

43. Зуев Е.И. Сексоматика. Санкт-Петербург: Лань, 1999

44. Идрис Шах Суфизм. Москва: Клышников, Комаров и К°, 1994

45. Калинина Н.Ф., Тимощук И.Г. Основы Юнгианского анализа сновидений.. Москва: Рефл-бук, Ваклер, 1997

46. Кант И Критика чистого разума. Москва: Мысль, 1994

47. Каплан Г.И, Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия в 2-х томах. Москва: Медицина, 1994

48. Капра Ф. Дао физики Санкт-Петербург: Орис, 1994

49. Капра Ф. Уроки мудрости. Киев: Издательство трансперсонального института, 1996

50. Каптен Ю.Л. Основы медитации. Санкт-Петербург: Андреев и сыновья, 1991

51. Карлгрен Фр. Воспитание к свободе. Москва: Парсифаль, 1993

52. Кастанеда К. Учение Дона Хуана. Москва: Миф, 1991

53. Кастанеда К. Сказки о силе. Второе кольцо силы. Киев: София, 1992

54. Кастанеда К. Дар Орла. Огонь изнутри. Киев: София, 1993

55. Кастанеда К. Сила безмолвия. Киев: София, 1993

56. Кастанеда К. Искусство сновидения. Киев: София, 1993

57. Кастанеда М. Р. Магическое путешествие с Карлосом Кастанедой. Красноярск: МИФ, 1998

58. Кемпер И. Практика сексуальной психотерапии. В 2 тт. Москва: Прогресс, 1994

59. Керлот Х.Э. Словарь Символов. Москва: REFL-book, 1994

60. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. Москва: Класс, 1993

61. Книга Экклезиаста. В сборнике: Семь самоцветов Востока, составитель Н.Б. Кондырева. Москва: Школа-Пресс, 1995

62. Ковалевский П.И. Психиатрические эскизы из истории. В 2 тт. Москва: Терра-Terra, 1995

63. Коляну Н.М. Практика использования психотехник базирующихся на применении связного дыхания. Переславль-Залесский, 1994

64. Кришнамурти Дж. Свобода от неизвестного. Киев: София, 1991

65. Кэлдер П. Око возрождения. Киев: София, 1997

66. Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. Москва: Рефл-бук, АСТ. Киев: Ваклер, 1997

67. Кэмпбелл Дж. Маски бога 1-ый том “Созидательная мифология” книга 1-ая. Москва: Ассоциация духовного единения “Золотой век”, 1997

68. Кэмпбелл Дж. Маски бога 1-ый том “Созидательная мифология” книга 2-ая. Москва: Ассоциация духовного единения “Золотой век”, 1998

69. Лаберж С. Рейнгольд Х. Исследование мира осознанных сновидений. Москва: Издательство Трансперсонального институт, 1995

70. Лаврин А.. Хроники Харона. Энциклопедия смерти. Московский рабочий, Москва, 1993

71. Ландсберг А., Файе Ч. Встречи с тем, что мы называем смертью. В сборнике Жизнь земная и последующая. Москва: Издательство политической литературы, 1991

72. Лао-цзы. Дао-дэ-цзин. В сборнике “Древнекитайская философия” т.1, стр. 114-138.

73. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. Москва: Высшая школа, 1996

74. Лейнг Р. У. Политика переживания. В книге “Расколотое “Я”, 224-335. Москва: Академия. Санкт-Петербург: Белый кролик, 1995

75. Лейнг Р. У. Разделённое "Я". Киев 1995

76. Лейтц Г., Морено Я.Л. Психодрама: Теория и практика, Классическая психодрама.Я.Л. Морено. Москва: Прогресс, Универс, 1994

77. Леонард Дж., Лаут Фил Ребёфинг или как познать и использовать всю полноту жизни. Санкт-Петербург: Икам, 1993

78. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев: Вища школа, 1981

79. Лили Дж. Центр циклона. Киев: София, 1995

80. Лири Т., Метцнер Р., Олперт Р. Психоделический опыт. Львов: Инициатива, 1998

81. Лоренц К. Агрессия. Москва: Прогресс, Универс, 1994

82. Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера. Москва: Компания ПАНИ, 1996

83. Магический кристалл. Редактор и составитель Касавин И.Т.: Перевод. – Москва: Республика, 1992

84. Маккенна Т. Пища богов. Поиск первоначального древа познания. Москва: Издательство Трансперсонального института, 1995

85. Марлин Добкин де Риос Галюциногенные растения. Москва: КСП, 1997

86. Маслоу А.. Психология бытия. Москва: Рефл-бук, Ваклер, 1997

87. Менегетти А. Словарь образов. Ленинград: Экос, 1991

88. Минделл А.. Дао шамана: путь тела сновидения. Москва: Трансперсональный институт, Киев: София, 1996

89. Минделл Э. Психотерапия как духовная практика.. Москва: Класс, 1997

90. Мифы народов мира в 2 тт. Москва: Российская энциклопедия, 1994

91. Моуди Р. Жизнь после жизни. В сборнике Жизнь земная и последующая. Москва: Издательство политической литературы, 1991

92. Моуди Р. Снова о жизни после жизни. Москва: Веге, АСТ, 1998

93. Мудрецы Китая. Санкт-Петербург: 21 век, 1994

94. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Москва: Фирма Класс, 1994

95. Наранхо К. Гештальттерапия. Воронеж: НПО Модэк, 1995

96. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Москва: Сирин, 1990

97. Ницше Ф., Фрейд З., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.П. Сумерки богов. Москва: Политическая литература, 1990

98. О’Брайен Б. Необыкновенное путешествие в безумие и обратно. Москва: Класс, 1996

99. Основы буддизма. Талин, 1990

100. Ошо Оранжевая книга. Измерения неведомого. Москва, 1991

101. Ошо Духовный путеводитель. Москва, 1996

102. Пезешкян Н. Торговец и попугай. Москва: Культура, 1992

103. Подводный А. Возвращённый оккультизм или повесть о тонкой семёрке. В 2 тт. Воронеж: НПО МОДЭК, 1993

104. Прибрам К. Я зыки мозга. Москва: Прогресс, 1975

105. Притчи человечества. Составитель Лавский В.В. Минск: Лотаць, 1997

106. Психология эмоций. Тексты, под редакцией В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. Москва: Издательство Московского университета, 1984.

107. Психотерапия и духовные практики. Сборник. Составитель В.Хохлов. Минск: Вида-Н, 1998

108. Радхакришнан С. Индийская философия. В 2 тт. Москва: Миф, 1993

109. Райгородский Д.Я. Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Самара: Бахрах, 1996

110. Рамачакра Наука о дыхании индийских йогов. Петроград, 1916

111. Религии мира. Под редакцией Щапова Я.Н. Москва: Просвещение, 1994

112. Рудестам К. Групповая психотерапия. Москва: Прогресс, 1993

113. Санчес В. Учение дона Карлоса. Практическое использование техник Карлоса Кастанеды. Москва: КОР, 1996

114. Сатпрем Шри Ауробиндо или путешествие сознания. Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1989

115. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. Москва: Художественная литература, 1986

116. Стульгинскис С.А. Космические легенды Востока. Москва: Сфера, 1992

117. Судзуки Д.Т. Наука Дзен-Ум Дзен. Киев: Пресса Украины, 1992

118. Тибетская книга мертвых. Москва: Двойная звезда, Фаир, 1994

119. Тихомиров А. Трактаты. Воронеж: НПО МОДЭК, 1993

120. Томас Дж. Практика психосинтеза. Москва: Жизнь, 1992

121. Уилбер К. Никаких границ. Москва: Издательство Трансперсонального института, 1998

122. Уоттс А. Психотерапия. Восток и Запад. Львов: Инициатива, 1997

123. Уотсон Л. Ошибка Ромео. В сборнике Жизнь земная и последующая. Москва: Издательство политической литературы, 1991

124. Франкл В. Человек в поисках смысла. Москва: Прогресс, 1990

125. Фрейд З. Психология бессознательного. Москва: Просвещение, 1990

126. Фрейд З. Психоанализ и русская мысль. Москва: Республика, 1994

127. Фрейд А. Психология "Я" и защитные механизмы. Москва: Педагогика, Пресс, 1993

128. Фромм Э. Искусство любить. Москва: Педагогика, Знание, 1990

129. Фромм Э. Психоанализ и религия. В сборнике “Сумерки богов”, стр. 143-221. Москва: Политическая литература, 1990

130. Фромм Э. Иметь или быть. Москва: Прогресс, 1990

131. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. Москва: Республика, 1994

132. Фромм Э. Бегство от свободы. Москва: Прогресс, Универс, 1995

133. Хаксли О. Вечная философия. Москва: Рефл-бук, Киев: Ваклер, 1997

134. Хан Х.И. Учение суфиев. Москва: Сфера, 1998

135. Хорни К. Женская психология. Санкт-Петербург: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1993

136. Хоружий С.С. Диптих безмолвия. Москва: Центр психологии и психотерапии, 1991

137. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. Санкт-Петербург: Алетейя, 1994

138. Хьелл А., Зиглер Д. Теории личности. Санкт-Петербург:, Питер, 1997

139. Шах И. Путь суфиев. Москва, 1993

140. Шопенгауэр А. Максимы. Минск: ООО “Попури”, 1998

141. Шопенгауэр А. Понятие воли. Минск: ООО “Попури”, 1998

142. Шопенгауэр А. Смерть и её отношение к неразрушимости нашего существа. Минск: ООО “Попури”, 1998

143. Шопенгауэр А. Метафизика половой любви. Минск: ООО “Попури”, 1998

144. Шопенгауэр А. О свободе воли. Минск: ООО “Попури”, 1999

145. Шопенгауэр А. Об основе морали. Минск: ООО “Попури”, 1999

146. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. Минск: ООО “Попури”, 1999

147. Шри Ауробиндо Сборник. Ленинград: Институт Эволюционных исследований Савитри, 1991

148. Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада Бхагавад-Гита как она есть. Москва, 1984

149. Штейнер Р. Мистика. Ереван: Ной, 1993

150. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая книга перемен. Москва: Наука, 1993

151. Энрайт Д. Гештальт ведущий к просветлению. Москва, 1988

152. Энциклопедия мистицизма. Санкт-Петербург: Литера,, 1996

153. Эриксон М. Мой голос останется с вами. Санкт-Петербург: 21 век, 1995

154. Элиаде М. Мифы. Сновидения. Мистерии. Москва: Рефл-бук. Киев: Ваклер, 1996

155. Эткинд А.. Эрос невозможного (история психоанализа в России). Санкт-Петербург: Медуза, 1993

156. Юнг К.Г. Архетип и символ. Москва: Ренессанс, СП ИВО-СиД, 1991

157. Юнг К.Г. Аналитическая психология. Санкт-Петербург: Кентавр, Палантир, 1994

158. Юнг К. Либидо, его метаморфозы и символы. Санкт-Петербург: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1994

159. Юнг К.Г. Дух и жизнь. Сборник. Москва: Практика, 1996

160. Юнг К.Г. Воспоминания, сны, размышления. В сборнике дух и жизнь. Москва: Практика, 1996

161. Юнг К.Г. Семь проповедей мертвецам. В сборнике дух и жизнь. Москва: Практика, 1996

162. Юнг К. Г. AION. Исследование феноменологии самости. Москва: Рефл-бук. Киев: Ваклер, 1997

163. Юнг К.Г. Психология и алхимия. Москва: Рефл-бук. Киев: Ваклер, 1997

164. Юнг К.Г. Борьба с тенью. В сборнике Синхронистичность, 41-53. Москва: Рефл-бук. Киев: Ваклер, 1997

165. Юнг К.Г. Нераскрытая самость. В сборнике Синхронистичность, 53-121. Москва: Рефл-бук. Киев: Ваклер, 1997

166. Юнг К.Г. Обзор теории комплексов. В сборнике Синхронистичность, 121-137. Москва: Рефл-бук. Киев: Ваклер, 1997

167. Юнг К.Г. О перерождении. В сборнике Синхронистичность, 137-179. Москва: Рефл-бук. Киев: Ваклер, 1997

168. Юнг К.Г. О синхронистичности. В сборнике Синхронистичность, 179-195. Москва: Рефл-бук. Киев: Ваклер, 1997

169. Юнг К.Г. Синхронистичность: акаузальный объединяющий принцип. В сборнике Синхронистичность, 195-308. Москва: Рефл-бук. Киев: Ваклер, 1997

170. Юнг К.Г. Стадии жизни. В сборнике Сознание и бессознательное, 13-33. Санкт-Петербург – Москва: Университетская книга, 1997

171. Юнг К.Г. Структура души. В сборнике Сознание и бессознательное, 33-57. Санкт-Петербург – Москва: Университетская книга, 1997

172. Юнг К.Г. Инстинкт и бессознательное. В сборнике Сознание и бессознательное, 57-69. Санкт-Петербург – Москва: Университетская книга, 1997

173. Юнг К.Г. Понятие коллективного бессознательного. В сборнике Сознание и бессознательное, 69-80. Санкт-Петербург – Москва: Университетская книга, 1997

174. Юнг К.Г. Отношения между Эго и бессознательным. В сборнике Сознание и бессознательное, 80-150. Санкт-Петербург – Москва: Университетская книга, 1997

175. Юнг К.Г. Психологические типы. Москва: Университетская книга, АСТ, 1997

176. Юнг К.Г. Духовная проблема современного человека. В сборнике Сознание и бессознательное, 474-500. Санкт-Петербург – Москва: Университетская книга, 1997

177. Юнг К.Г. Различие между восточным и западным мышлением. В сборнике Сознание и бессознательное, 500-523. Санкт-Петербург – Москва: Университетская книга, 1997

178. Юнг К.Г. Mysterium coniunctionis. Москва: Рефл-бук. Киев: Ваклер, 1997

179. Якоби И. Психологическое учение К.Г Юнга. В сборнике. Дух и жизнь. Москва: Практика, 1996

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных