Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 1. Творческая и организационная деятельность балетмейстера.




1. Определение профессии балетмейстера.

2. Балетмейстер – художественно-творческий руководитель и воспитатель к-ва.

3. Задачи и содержание работы балетмейстера.

Хореография от греческого- писать танец. Но позднее им называют все, что относится к танцевальному искусству.

Хореография имеет три раздела:

a) народный

b) бытовой (бальный)

c) профессиональное ис-во танца, в том числе и классический балет.

Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека передается движением и мимикой.

Сочинение танца требует специалиста в своей области- балетмейстера. Балетмейстер- имеет специальное хореографическое образование, и способности к этому виду творчества. Талант балетмейстера состоит из многих слагаемых: отлично развитая фантазия, способность мыслить хореографическими образами и способность сочинять разнообразные комбинации, должен иметь выразительное лицо и тело. Балетмейстер - создатель крупных хореографических произведений- должен обладать знаниями и способностями режиссера – постановщика.

Балетмейстер – мастер балетного спектакля.

4 типа балетмейстеров:

· сочинитель- ( можно сравнить с композитором).Способность мыслить хореографическими образами отличает балетмейстера от режиссера, но балетмейстер- автор балета, а затем постановщик его на сцене.

· постановщик - тот кто показывает сочинение артистам.

Чаще всего эти два типа объединены в одном лице.(Балет Дидло, постановка Глушковского)

· репетитор - репетирует сочиненный и поставленный танец или балет. Чаще занимается возобновлением старых спектаклей, вводом новых исполнителей, параллельно с постановщиком работает со вторым и третьим составом нового балета.(Уланова, Семенова, Мессерер)

· танцмейстер – «Мастер танца», то есть отдельного номера.

Процесс создания нового произведения состоит из 5 звеньев (каждое из них самостоятельный сложный творческий процесс, они логично связаны друг с другом.)

1-е звено - возникновение идеи- темы будущего спектакля и воплощение ее программе (словесное изложение идеи, сюжета).

Программа должна быть оставлена по законам драматургии и содержать изложение сюжета- событий, происшедших в определенное время, в определенных условиях, - с обозначением и описанием места, времени и характера действия, перечисление и развернутые х-ки всех основных действующих лиц.

2-е звено- композиционный план или музыкально-хореографический сценарий, который создается для композитора.

Композиционный план состоит из следующих компонентов:

ü время, место и действия танца,

ü обстановка в которой танец возникает,

ü описание декораций,

ü описание законов драматургии (экспозиция, завязка, ступени развития, кульминация, развязка).

ü описание необходимых нюансов в музыке, желательный муз. размер, х-р, темп.

3-е звено –сочинение композитором произведения.

4-е звено – период сочинения всех танцев, сцен, декораций, костюмов. Постепенно балетмейстера номер за номером сочиняет все сольные и массовые танцы и сцены, одновременно он пишет экспозицию (замысел) спектакля.

5-е звено – постановка в зале. Завершающий этап- репетиция на сцене с гримом, костюмами, декорациями и освещением.

Либретто - краткое изложение сюжета в программке спектакля, кот. помогает зрителю понять происходящее на сцене действия (с 17 века)

v Может ли балетмейстер ограничится лишь художественным руководством коллектива? Балетмейстер является организатором всей творческой деятельности к-ва. Он определяет ее идейную и художественную направленность (ответственность за репертуар). Балетмейстер - активный участник общественной жизни. Балетмейстеру недостаточно обладать талантом и трудоспособностью. Он должен быть воспитанным чел., обладать выдержкой, быть дипломатом (творч. процесс- состояние нервного напряжения).

ТЕМА 2. РИСУНОК ТАНЦА.

РИСУНОК ТАНЦА - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ КОМПОЗИЦИИ ТАНЦА.

Композиция - сочинение, составление, соединение, связь. В рамках этих смысловых прочтений хореографическая композиция- это сочинение хореографа, составление им единого целого из различных танцевально-пластических элементов (соотношение отдельных частей, образующих единое целое).

Хореографическая композиция-сочетание различных танцевальных «па» (движений, шагов) и расположение в пространстве элементов рисунка. Лексика и рисунок – это два собственно хореографических компонента. Они вступают в сложные отношения со сценарием, музыкой, световым решением, творчеством исполнителей и т. д. и могут быть вычленены только формально с целью их анализа. Эти компоненты находятся в сложных взаимосвязях между собой, где может то один, то другой из них. Они могут взаимокомпенсироваться и заменять друг друга, но во всех случаях должны предстовлять единое целое.

Рисунок танца- это перемещение исполнителей по сценической площадке и тот воображаемый след, который как бы остается на полу, фиксируя всевозможные танцевальные фигуры и формы их передвижения по сцене. Без геометрических фигур нет танца ни в народе, ни на сцене: круги, диагонали, квадраты, треугольники, спирали – все это мы используем в танцевальном рисунке.(Р.Захаров «Сочинение танца»).

Рисунок – 1) путь движения танцующих по площадке;

2) пространственное расположение танцующих по площадке (фигурность).

Переход от рисунка к рисунку- мостик, связывающий рисунки в единую последовательность. Рисунок и переход отличаются тем, что рисунок имеет устойчивую форму своего исполнения и развязку, а переход – текучую форму. Рисунок – это только пространственное построение, а переход еще и движение, жест. Переходы могут быть интенсивные (развивается мысль ранее начатого рисунка) и простые. Каждый рисунок должен иметь завершение, «точку».

Рисунки бывают: 1) одноплановые, двуплановые, многоплановые;

2) основной (гл. мысль, не зависимо от местонахождения на площадке)

и второстепенный (аккомпанирующий) и должны работать на одну мысль;

3) симметричные (впечатление устойчивости, покоя) и ассиметричные (впечатление динамики, движения).

Каждый рисунок строится исходя из законов восприятия.

Восприятие- в психологии – это отражение в сознании человека целостных комплексов, свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств (по Верхаймеру). В хореографии - это психологический анализ происходящего действия, которое приводит человека к оценке того или иного факта, т. е. способность воспринимать в частности хореографическое искусство. Степень заинтересованности человека складывается из интереса и насыщенности действия. Восприятие зависит от предлагаемого материала, глубины идеи, средств развития, выразительности. Если не учитываются законы восприятия, возникает длиннота (длительное использование мотива, композиция не воспринимается).

Точка восприятия - место наиболее актуальных действий, зона повышенного внимания. Т.Е. у балетмейстера появляется возможность концентрировать внимание зрителя на определенный участок сцены, на определенном исполнителе.

Приемы возможности увеличения восприятия:

ü смена ракурса,

ü введение движений рук, головы,

ü изменение направления движения,

ü изменение амплитуды движения,

ü введение атрибутов, игра костюма,

ü смена движений,

ü ускорение или замедление темпа движения,

ü изменение освещения,

ü ритмическое изменение движения,

ü использование приема контраста.

Круг – наиболее повторяемый мотив во всех народных танцах (символ солнца, расположение вокруг очага, демократичная фигура), самая распространенная фигура для хороводов, песенных плясок.

Разновидности круга (напр., хоровод «Березка»):

Ø замкнутый

Ø полукруг

Ø круг в круге

Ø по общему в несколько кругов (мужской и женский)

Ø переплетный.

Круг развивается за счет смены темпо-ритмического рисунка движения, смены ракурсов, динамики вращения, пространственных перестроений.

Линейное построение. При использовании линейных построений особенно четко возникает требование к законам перспективы.

Перспектива – важное художественное средство, помогающее балетмейстеру найти композиционное построение, наиболее убедительно выражающее замысел автора. Глубина изображения пространства достигается правильным размещением исполнением по площадке и соотношением рисунков тех, что находятся вдали от нас, и тех, что мы видим на переднем плане.

Располагая в линию исполнителей можно достичь разного эффекта воздействия: напр., уменьшая рост при усилении перспективой, создается впечатление уходящей вдаль линии, или подобного восприятия можно достичь, сужая две линии к центру, или увеличить восприятие прыжка за счет обратного движения (наклона, приседания окружающих).

Линейные мотивы, как и круговые, развиваются за счет темпа, перестроения и местонахождения линий в пространстве сцены.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Сочинить хоровод на основе простого шага, шага на полупальцах и переменного шагов (не менее 6 рис.)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных