ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 1. Творческая и организационная деятельность балетмейстера.1. Определение профессии балетмейстера. 2. Балетмейстер – художественно-творческий руководитель и воспитатель к-ва. 3. Задачи и содержание работы балетмейстера. Хореография от греческого- писать танец. Но позднее им называют все, что относится к танцевальному искусству. Хореография имеет три раздела: a) народный b) бытовой (бальный) c) профессиональное ис-во танца, в том числе и классический балет. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека передается движением и мимикой. Сочинение танца требует специалиста в своей области- балетмейстера. Балетмейстер- имеет специальное хореографическое образование, и способности к этому виду творчества. Талант балетмейстера состоит из многих слагаемых: отлично развитая фантазия, способность мыслить хореографическими образами и способность сочинять разнообразные комбинации, должен иметь выразительное лицо и тело. Балетмейстер - создатель крупных хореографических произведений- должен обладать знаниями и способностями режиссера – постановщика. Балетмейстер – мастер балетного спектакля. 4 типа балетмейстеров: · сочинитель- ( можно сравнить с композитором).Способность мыслить хореографическими образами отличает балетмейстера от режиссера, но балетмейстер- автор балета, а затем постановщик его на сцене. · постановщик - тот кто показывает сочинение артистам. Чаще всего эти два типа объединены в одном лице.(Балет Дидло, постановка Глушковского) · репетитор - репетирует сочиненный и поставленный танец или балет. Чаще занимается возобновлением старых спектаклей, вводом новых исполнителей, параллельно с постановщиком работает со вторым и третьим составом нового балета.(Уланова, Семенова, Мессерер) · танцмейстер – «Мастер танца», то есть отдельного номера. Процесс создания нового произведения состоит из 5 звеньев (каждое из них самостоятельный сложный творческий процесс, они логично связаны друг с другом.) 1-е звено - возникновение идеи- темы будущего спектакля и воплощение ее программе (словесное изложение идеи, сюжета). Программа должна быть оставлена по законам драматургии и содержать изложение сюжета- событий, происшедших в определенное время, в определенных условиях, - с обозначением и описанием места, времени и характера действия, перечисление и развернутые х-ки всех основных действующих лиц. 2-е звено- композиционный план или музыкально-хореографический сценарий, который создается для композитора. Композиционный план состоит из следующих компонентов: ü время, место и действия танца, ü обстановка в которой танец возникает, ü описание декораций, ü описание законов драматургии (экспозиция, завязка, ступени развития, кульминация, развязка). ü описание необходимых нюансов в музыке, желательный муз. размер, х-р, темп. 3-е звено –сочинение композитором произведения. 4-е звено – период сочинения всех танцев, сцен, декораций, костюмов. Постепенно балетмейстера номер за номером сочиняет все сольные и массовые танцы и сцены, одновременно он пишет экспозицию (замысел) спектакля. 5-е звено – постановка в зале. Завершающий этап- репетиция на сцене с гримом, костюмами, декорациями и освещением. Либретто - краткое изложение сюжета в программке спектакля, кот. помогает зрителю понять происходящее на сцене действия (с 17 века) v Может ли балетмейстер ограничится лишь художественным руководством коллектива? Балетмейстер является организатором всей творческой деятельности к-ва. Он определяет ее идейную и художественную направленность (ответственность за репертуар). Балетмейстер - активный участник общественной жизни. Балетмейстеру недостаточно обладать талантом и трудоспособностью. Он должен быть воспитанным чел., обладать выдержкой, быть дипломатом (творч. процесс- состояние нервного напряжения). ТЕМА 2. РИСУНОК ТАНЦА. РИСУНОК ТАНЦА - СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ КОМПОЗИЦИИ ТАНЦА. Композиция - сочинение, составление, соединение, связь. В рамках этих смысловых прочтений хореографическая композиция- это сочинение хореографа, составление им единого целого из различных танцевально-пластических элементов (соотношение отдельных частей, образующих единое целое). Хореографическая композиция-сочетание различных танцевальных «па» (движений, шагов) и расположение в пространстве элементов рисунка. Лексика и рисунок – это два собственно хореографических компонента. Они вступают в сложные отношения со сценарием, музыкой, световым решением, творчеством исполнителей и т. д. и могут быть вычленены только формально с целью их анализа. Эти компоненты находятся в сложных взаимосвязях между собой, где может то один, то другой из них. Они могут взаимокомпенсироваться и заменять друг друга, но во всех случаях должны предстовлять единое целое. Рисунок танца- это перемещение исполнителей по сценической площадке и тот воображаемый след, который как бы остается на полу, фиксируя всевозможные танцевальные фигуры и формы их передвижения по сцене. Без геометрических фигур нет танца ни в народе, ни на сцене: круги, диагонали, квадраты, треугольники, спирали – все это мы используем в танцевальном рисунке.(Р.Захаров «Сочинение танца»). Рисунок – 1) путь движения танцующих по площадке; 2) пространственное расположение танцующих по площадке (фигурность). Переход от рисунка к рисунку- мостик, связывающий рисунки в единую последовательность. Рисунок и переход отличаются тем, что рисунок имеет устойчивую форму своего исполнения и развязку, а переход – текучую форму. Рисунок – это только пространственное построение, а переход еще и движение, жест. Переходы могут быть интенсивные (развивается мысль ранее начатого рисунка) и простые. Каждый рисунок должен иметь завершение, «точку». Рисунки бывают: 1) одноплановые, двуплановые, многоплановые; 2) основной (гл. мысль, не зависимо от местонахождения на площадке) и второстепенный (аккомпанирующий) и должны работать на одну мысль; 3) симметричные (впечатление устойчивости, покоя) и ассиметричные (впечатление динамики, движения). Каждый рисунок строится исходя из законов восприятия. Восприятие- в психологии – это отражение в сознании человека целостных комплексов, свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств (по Верхаймеру). В хореографии - это психологический анализ происходящего действия, которое приводит человека к оценке того или иного факта, т. е. способность воспринимать в частности хореографическое искусство. Степень заинтересованности человека складывается из интереса и насыщенности действия. Восприятие зависит от предлагаемого материала, глубины идеи, средств развития, выразительности. Если не учитываются законы восприятия, возникает длиннота (длительное использование мотива, композиция не воспринимается). Точка восприятия - место наиболее актуальных действий, зона повышенного внимания. Т.Е. у балетмейстера появляется возможность концентрировать внимание зрителя на определенный участок сцены, на определенном исполнителе. Приемы возможности увеличения восприятия: ü смена ракурса, ü введение движений рук, головы, ü изменение направления движения, ü изменение амплитуды движения, ü введение атрибутов, игра костюма, ü смена движений, ü ускорение или замедление темпа движения, ü изменение освещения, ü ритмическое изменение движения, ü использование приема контраста. Круг – наиболее повторяемый мотив во всех народных танцах (символ солнца, расположение вокруг очага, демократичная фигура), самая распространенная фигура для хороводов, песенных плясок. Разновидности круга (напр., хоровод «Березка»): Ø замкнутый Ø полукруг Ø круг в круге Ø по общему в несколько кругов (мужской и женский) Ø переплетный. Круг развивается за счет смены темпо-ритмического рисунка движения, смены ракурсов, динамики вращения, пространственных перестроений. Линейное построение. При использовании линейных построений особенно четко возникает требование к законам перспективы. Перспектива – важное художественное средство, помогающее балетмейстеру найти композиционное построение, наиболее убедительно выражающее замысел автора. Глубина изображения пространства достигается правильным размещением исполнением по площадке и соотношением рисунков тех, что находятся вдали от нас, и тех, что мы видим на переднем плане. Располагая в линию исполнителей можно достичь разного эффекта воздействия: напр., уменьшая рост при усилении перспективой, создается впечатление уходящей вдаль линии, или подобного восприятия можно достичь, сужая две линии к центру, или увеличить восприятие прыжка за счет обратного движения (наклона, приседания окружающих). Линейные мотивы, как и круговые, развиваются за счет темпа, перестроения и местонахождения линий в пространстве сцены.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Сочинить хоровод на основе простого шага, шага на полупальцах и переменного шагов (не менее 6 рис.) Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|