Для того чтобы наемный сотрудник приносил доход своему патрону, важно правильно определить то место в вашем бизнесе, заняв которое этот человек будет максимально успешен.
КОГДА ВЫ ПОДБИРАЕТЕ ДЛЯ ПРИНЯТОГО НА РАБОТУ ЧЕЛОВЕКА ФУНКЦИИ, КОТОРЫЕ ЕМУ ПРЕДСТОИТ ВЫПОЛНЯТЬ, НЕЛЬЗЯ УПУСКАТЬ ИЗ ВИДУ И ТО, НА КАКОЙ НКАРНАЦИОННОЙ СТУПЕНИ В НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ ПРОЖИВАЕТ СВОЮ ЖИЗНЬ ВАШ ПОДЧИНЕННЫЙ.
Напомню, что инкарнационные ступени бывают следующие: РОДОНАЧАЛЬНИК, РАЗГОНЩИК, УМНОЖИТЕЛЬ, ПРОФЕССИОНАЛ, ПОПУЛЯРИЗАТОР, ДУХОВНИК, УСЕКАТЕЛЬ (ЧИСТИЛЬЩИК - разновидность усекателя). Определить принадлежность своего подчиненного к какой-то конкретной ступени можно с помощью тестирующих вопросов. Например, на предмет его отношения к противоположному полу, к журналистам и политикам, вообще к тем или иным жизненным привязанностям, склонностям (желание поучать или делиться информацией, оставаться в тени, скрупулезно делать свою работу и т. д.). Об этих психологических особенностях каждой инкарнационной ступени читатель знает из моих предыдущих публикаций[7]. В настоящем издании я лишь кратко изложу психологические особенности людей, находящихся на той или иной ступени.
РОДОНАЧАЛЬНИК (3-й, 6-й, 9-й и т. д. ребенок у своих родителей) часто медлителен, погружен в себя, заведомо неудачлив, когда стремится подражать в ведении дела другим, пусть даже успешным людям. Он мучительно ищет собственное оригинальное видение решения тех или иных задач, собственную нишу на коммерческом поприще. Если он находит себя в большом или малом, то неизменно достигает успеха. РАЗГОНЩИК — продолжатель рода того из своих родителей, кто появился на свет РОДОНАЧАЛЬНИКОМ, также медлителен и неуверен в себе и, естественно, неудачлив до тех пор, пока не станет продолжать идею, вызванную к жизни своим родителем. Характерная черта УМНОЖИТЕЛЯ — повышенное внимание к противоположному полу и такой же взаимный интерес к нему в ответ. Даже если УМНОЖИТЕЛЮ по какой-то причине не интересны представители другого пола, он все равно будет ими замечен. УМНОЖИТЕЛЬ прямолинеен, уверен в себе, исполнителен, конкретен. Он легко перенимает чужой оправдавший себя метод достижения успеха и победоносно шествует благодаря ему. Такой человек не любит пустых, беспредметных разговоров и поэтому на дух не переносит тех, у кого подобные разговоры являются профессией, — журналистов, политиков, психологов, проповедников и т. п. И тем не менее сами УМНОЖИТЕЛИ стремятся обрести веру, душевное очищение. Они охотно спасают от духовного или нравственного падения тех, кому оно грозит. ПРОФЕССИОНАЛ — это сверхисполнительный человек, для которого оставить начатое дело незавершенным равносильно трагедии. В профессиональной деятельности его интересует не столько карьерный успех, сколько совершенствование того технологического процесса, в котором он занят. ПРОФЕССИОНАЛ охотно помогает тем, кто страдает физическим недугом или выброшен за границы нормальной человеческой жизни. Люди, пребывающие на этой ступени, не приемлют все, что связано с мистикой. ПОПУЛЯРИЗАТОР — веселый, жизнерадостный человек. Он легко увлекает окружающих тем, чем однажды увлекся сам, — книгой, приобретенной вещью, профессией и т. д. Как правило, у них хорошо подвешен язык. ПОПУЛЯРИЗАТОРЫ не любят больных или неудачников, но зато всегда стремятся иметь успех у противоположного пола. Отличительные черты ДУХОВНИКА — это прежде всего умение проповедовать, наставлять, совершать переворот в мировоззрении людей, это искренняя забота о том, чем живет человек, который находится рядом. И тем не менее свободное время они охотно проводят с техникой. Эти люди пунктуальны, самоорганизованны, верны своему слову, а также своей фирме, своему работодателю. А вот что касается противоположного пола, то отношение к нему весьма своеобразное: им часто кажется, что время потрачено ими на любовь напрасно — они зря оторвали себя от более серьезных дел. УСЕКАТЕЛЬ обладает, как правило, слабым здоровьем (физическим или духовным), производит впечатление не приспособленного к жизни человека. Он никогда не стремится к лидерству, охотно исполняет функцию «незаменимого второго». Этим людям присуще отвращение к дисциплине, порядку, они не переносят малейшего насилия над собой. Они непунктуальны в быту и не в ладах с техникой. И в то же время это люди начитанные, просвещенные, с большим интересом следящие за тем, что происходит вокруг. ЧИСТИЛЬЩИК — разновидность УСЕКАТЕЛЯ. Его отличает то, что он, как правило, в глубине души не хочет иметь семью и потомство, а если все же предпринимает усилия к их обретению, то попытки неизменно заканчиваются неудачей. И наоборот, чем меньше он стремится обрести семью, тем большим успехом пользуется у противоположного пола. Такой человек часто меняет род и место деятельности, причем работа всегда сама находит его. Но какая бы деятельность его ни нашла, он всегда в ней достигнет успеха. ЧИСТИЛЬЩИК любопытен, жизнерадостен и стремится прожить свою жизнь словно праздник — это может быть как шикарный банкет, так и скромная, но неизменно веселая студенческая вечеринка.
Руководитель может предварительно ознакомить своего подопечного с теорией реинкарнаций и выслушать его мнение на свой счет — к какой категории он себя относит: к умножителю или чистильщику, профессионалу или духовнику, может сам понаблюдать за поведенческими особенностями своего подопечного, сделать соответствующий вывод. Но предупреждаю, что чаще всего этого оказывается недостаточно. С достоверной точностью можно определить инкарнационную ступень человека, образно говоря, «по трем точкам». Первая точка: один из родителей исследуемого (тот, чьему роду он принадлежит). Нас интересует, на какой инкарнационной ступени находится этот родитель. Вторая точка: инкарнационная ступень самого исследуемого человека. И третья точка: инкарнационная ступень его ребенка (опять же того, кто является продолжателем рода). Ступени всех троих должны располагаться в строго определенной последовательности. Эта последовательность такова: У РОДОНАЧАЛЬНИКА (третьего, шестого, девятого и т. д. ребенка в семье) родится РАЗГОНЩИК, у того появляется на свет УМНОЖИТЕЛЬ, у УМНОЖИТЕЛЯ - ПРОФЕССИОНАЛ, у ПРОФЕССИОНАЛА - ПОПУЛЯРИЗАТОР, у ПОПУЛЯРИЗАТОРА - ДУХОВНИК, у ДУХОВНИКА - УСЕ-КАТЕЛЬ, у УСЕКАТЕЛЯ (если он не ЧИСТИЛЬЩИК) — снова УМНОЖИТЕЛЬ.
Таким образом, если, основываясь на косвенных признаках, вы не решаетесь вынести вердикт, на какой инкарнационной ступени находится подчиненный, например ПРОФЕССИОНАЛ он или ДУХОВНИК, то побеседуйте с ним о его отце (если он первенец у родителей) и о его ребенке (опять же первом, если исследуемый — мужчина). Сделав вывод из услышанного, что отец скорее УМНОЖИТЕЛЬ, чем ПОПУЛЯРИЗАТОР, а ребенок больше похож на ПОПУЛЯРИЗАТОРА, чем на УСЕКАТЕЛЯ, смело делайте вывод, что ваш подопечный находится на инкарнационной ступени ПРОФЕССИОНАЛ. Из этого следует, что ему лучше всего поручить тот участок работы, где требуются сосредоточенность, скрупулезность, высокая ответственность, — например, учет товара или работа с документами, сборка механизмов, редакторская правка текстов, ведение бухгалтерского учета и т. п. Если бы в результате исследований выяснилось, что ваш подопечный находится на инкарнационной ступени ДУХОВНИК, ему можно было бы с легкой душой поручить организацию охраны предприятия или доверить представлять интересы вашей фирмы на переговорах с партнерами без боязни, что он ущемит ее интересы или вообще переметнется к другому хозяину. Такому человеку можно поручить работу с кадрами — пусть именно он вдохновляет и мотивирует людей работать с высокой отдачей, а вы тогда со спокойной душой сможете заняться, например, выработкой стратегической политики своего предприятия.
РОДОНАЧАЛЬНИК полезен там, где нужно выработать новую идею, создать новый товар, придумать новый рекламный ход, короче, там, где нужен интеллектуальный прорыв. РАЗГОНЩИК хорош, когда надо довести до технического завершения идею шефа. УМНОЖИТЕЛЬ — это вообще рабочая лошадь, а в отдельных случаях даже трактор. Как использовать таких людей, я думаю, учить не надо. ПОПУЛЯРИЗАТОР особенно полезен на продажах товара, услуг, на расширении рынка сбыта. УСЕКАТЕЛЬ — это «незаменимый второй», тень своего начальника, ему можно поручить любую работу, и он ее худо-бедно, но обязательно выполнит. Читатель может сам продолжить список технологических узлов, где окажется полезен сотрудник, обладающий теми или иными человеческими качествами.
На ЧИСТИЛЬЩИКА можно просто махнуть рукой — пусть работает на том месте, куда его поставила судьба. Все равно это не надолго.
Не новость, что от того, насколько правильно распределены функции между нанятыми на работу людьми, порой зависит успех всего дела.
Нина Абрамовна держала небольшой ресторан русской кухни. В штате, помимо поварих, официанток, посудомойщиц, было двое молодых мужчин, Борис и Петр. Борис — высокий, статный, откровенно красивый мужчина. Наверное, не было женщины, которая не обратила бы на него внимания. Да и сам Борис — человек решительный, привыкший действовать. Его девиз: «Да что тут думать — трясти надо!» Петр, наоборот, ни выдающейся внешностью, ни решительностью не отличался — милый, приятный, немного рассеянный человек. Первого — Бориса — владелица ресторана решила сделать лицом своего заведения: нарядила в ливрею и поставила в фойе встречать гостей. По ее замыслу, заходящие в ресторан женщины должны пленяться импозантным метрдотелем и почаще сюда заглядывать. В обязанности же метрдотеля входило сообщать посетителям о тех приятных сюрпризах, которые их в этот вечер ждут в заведении: новинки кухни, живая музыка и т. д. Петра Нина Абрамовна озадачила поставками продуктов. Во-первых, Петр имел образование по профилю, а во-вторых, несмотря на неказистую внешность, умел нравиться людям. Но в результате оказалось: то, как осуществляется деятельность этими двумя молодыми людьми в своих «технологических узлах», хозяйку заведения не устраивает.
Красавец Борис просто барабанил заученный текст о приятных новшествах в ресторане и как следствие оказывался не способен увлечь людей. С его появлением в образе человека, радушно встречающего гостей, выручка заведения не повысилась. Петр же вообще иногда приносил убытки. По рассеянности он мог забыть заказать что-то из продуктов, и приходилось снимать блюдо из меню.
Нина Абрамовна ломала голову, как ей поступить с этими двумя молодыми людьми. Случилось так, что именно в этот момент ей в руки попала книга «Думай и богатей по-русски-2», где я подробно описываю влияние инкарнационной ступени на ту деятельность, которую будет успешно вести человек. Женщину увлек прочитанный материал, и она задалась целью самостоятельно вычислить инкарнационную ступень, на которой находится каждый из вышеописанных молодых людей. Сначала работодательница стала исследовать поведенческие особенности самих Бориса и Петра. Оба были жизнерадостными людьми, обладали быстрой реакцией, легко входили в контакт с окружающими и увлекались женщинами. На первый взгляд казалось, что тот и другой мужчина находились на одной инкарнационной ступени. Но только на какой? Это мог быть УМНОЖИТЕЛЬ, мог быть и ПОПУЛЯРИЗАТОР. Такой вывод не давал возможности владелице ресторана сделать правильные шаги, для того чтобы использовать человеческие качества обоих наемных работников с максимальной выгодой для себя. Нужна была дополнительная информация о поведенческих особенностях их родителей и детей.
Нина Абрамовна вспомнила, что Борис как-то обмолвился о том, что его дед (по отцу) был последним ребенком в многодетной семье, кажется, шестым. Он всегда до самой старости донашивал вещи, оставшиеся от старших братьев. Отцу Бориса — старшему ребенку — всегда было стыдно за своего родителя, который, во-первых, сам не заработал на достойную жизнь, а во-вторых, не гнушался подачками братьев. Поэтому своего единственного ребенка, то есть Бориса, он воспитал независимым и самостоятельным. В таком раскладе получалось, что Борис и впрямь находится на инкарнационной ступени УМНОЖИТЕЛЬ. Но это только в том случае, если его дед был шестым ребенком в своей семье. А в этом владелица ресторана уверена не была. Не был в этом уверен и сам Борис. (Речь шла о том, что его дед был шестым из живых братьев и сестер, а вот были ли среди них умершие, например, в младенчестве, которых тоже надо считать? Об этом уже никто не знал.) Для определения инкарнационной ступени мужчины становилось необходимым составить психологический портрет его старшей дочери. Оксану — так звали дочь — Нина Абрамовна знала. Ее собственная дочь училась с ней в одном классе. Это была на редкость аккуратная, исполнительная девочка, практически лишенная амбиций, к тому же она на дух не переносила модные одно время мистическую литературу и кинофильмы. Все говорило о том, что дочь Бориса находится на инкарнационной ступени ПРОФЕССИОНАЛ. Но ПРОФЕССИОНАЛ может в качестве первого ребенка появиться только у УМНОЖИТЕЛЯ. Значит, Борис действительно УМНОЖИТЕЛЬ.
Петр был вторым ребенком в семье. Значит, предстояло исследовать его мать. Эта женщина всю жизнь проработала бухгалтером. Исполнительная, ответственная, трезвомыслящая. С ней директор любого предприятия чувствовал себя как за каменной стеной. Нина Абрамовна сама стремилась ее заполучить, для этого и взяла на работу ее сына. Скорее всего, она находится на инкарнационной ступени ПРОФЕССИОНАЛ. Тогда продолжатель ее рода — Петр, второй ребенок, должен быть ПОПУЛЯРИЗАТОРОМ. В пользу такого вывода говорил тот факт, что единственный сын Петра мечтал стать священником и пренебрежительно относился к девочкам. «Что на них зря время тратить, — отвечал он на вопросы официанток, когда заходил к отцу на работу, и добавлял: — Я лучше книгу хорошую почитаю или в Интернете посижу». Так мог себя вести только ДУХОВНИК. Но ДУХОВНИКА мог произвести на свет ПОПУЛЯРИЗАТОР. Выходит, что им и был Петр.
«Но если Петр — ПОПУЛЯРИЗАТОР, — продолжала размышлять владелица ресторана, — то именно у него лучше всех получится функция метрдотеля. Он от природы способен легко увлекать гостей тем, что понравилось самому». Нина Абрамовна переместила мужчину на эту должность и дала распоряжение обязательно знакомить Петра со всеми новинками кухни, звать на прослушивание приглашаемых певцов и т. п. Неказистый с виду мужчина полностью оправдал ожидания владелицы ресторана. Он мог так вдохновенно расхвалить блюдо или артиста случайному посетителю, который попросту заглянул в бар, чтобы купить сигареты, что тот, заинтригованный, оставался и проводил в ресторане весь вечер. Естественно, что выручка заведения заметно увеличилась.
Борису, напротив, Нина Абрамовна поручила закупку продуктов. Напористый, собранный УМНОЖИТЕЛЬ умело влиял на тех поставщиков, которые являлись представительницами прекрасной половины человечества, и, пользуясь их повышенным вниманием к своей особе, поставлял на кухню только лучшие продукты и по слегка заниженным ценам. А главное, предельно мобилизованный Борис никогда не подводил свою патронессу.
Так хозяйка ресторана, применив на практике учение о реинкарнации, правильно расставила персонал по технологическим узлам.
НА ПРАВИЛЬНОСТЬ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ТАКЖЕ ВЛИЯЕТ ТО ЗАНЯТИЕ, КОТОРОЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНЫМ СРЕДСТВОМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА.
По этой причине следует провести с подчиненным индивидуальную беседу, целью которой является выявление того, в чем именно состояло его превосходство над своими сверстниками на рубеже 10—16 лет. Если явного превосходства не наблюдалось, следует поинтересоваться, за счет какого рода деятельности кормилась семья, из которой вышел этот человек. То есть надо узнать профессию отца и матери (в отдельных случаях бабушки, деда [8]). Исходя из полученной информации, следует определить, какой вид деятельности в вашей фирме наиболее подходит для того, чтобы деньги сами шли в руки сотруднику. Сергей Валентинович держал большую торговую сеть. Множество продавцов в разных филиалах, в разных городах. В качестве наемных рабочих приходилось брать самых разных людей, которые, начав торговать, по-разному понимали этот процесс. Возникла необходимость создать нечто вроде обучающего центра, но неофициально — так сказать, для внутренних нужд. В задачу центра входило проведение тренинговых занятий, посвященных приобретению правильных навыков торговли. От приглашения специалистов со стороны создатель центра отказался. Решил использовать в этих целях собственных сотрудников. Ведь были же в его компании очень удачливые продавцы. Когда встал вопрос, кому именно поручить процесс обучения, он выбрал для этих целей продавщицу, которая приносила самую большую выручку. «Будешь учить людей успешно торговать», — объяснил Сергей Валентинович задачу Зое — так звали продавщицу. Однако никакого результата от Зоиных занятий с людьми видно не было. Преподавание чужих систем ей оказалось чуждо. Было видно, что Зоя не педагог. «Да ты рассказывай людям, как сама это делаешь», — в отчаянии советовал руководитель компании. «Да честное слово, Сергей Валентинович, мне в сто раз легче что-то продать, чем кому-то объяснить, как я это делаю», — растерянно заявляла женщина. Слушатели и в самом деле ничего не могли понять из того, что говорила им Зоя.
Так случилось, что хозяин компании попал на мой семинар «Искусство эксплуатации» и не без интереса познакомился с тем, как помогать каждому из наемных работников выбирать ту нишу, которая будет его кормить. Он стал опрашивать сотрудников, в чем они превосходили сверстников на возрастном отрезке 10—16 лет. Многие пожимали плечами — не знали, что вспомнить. Одна продавщица — Елизавета, которую Сергей Валентинович собирался было уволить, поскольку продажа у нее шла из рук вон плохо, вспомнила, что в этом возрасте к ней обращались едва ли не все одноклассники с просьбой объяснить какую-нибудь теорему или пересказать на перемене то, что в этот день следовало отвечать на уроке истории или литературы. И если Лиза была знакома с материалом, она быстро и доходчиво объясняла его друзьям. «А может, попробовать использовать ее в качестве бизнес-тренера?» — промелькнуло в голове у владельца фирмы, и он сделал женщине соответствующее предложение.
Эта перспектива привела Лизу в состояние шока. «Да как же я буду учить продавать других, когда сама этого делать не умею?» — удивленно спросила она. Шеф не знал, что ей ответить, и наобум сказал: «А ты почитай литературу, поговори с нашими успешными продавцами, а потом подумай, как объяснить людям, в чем состоит секрет успешной торговли».
К удивлению Сергея Валентиновича, первое же занятие нового бизнес-тренера принесло результат. Женщина настолько точно и доходчиво изложила, что и как следует делать на рабочем месте продавца, что не усвоить было просто невозможно. Оставалось лишь в точности воспроизвести. И многие из тех, кто был на занятии, воспроизвели. Результат был налицо. Новоиспеченный бизнес-тренер сразу получила карт-бланш от своего
работодателя. Она тут же создала лекционно-тренинговый курс и стала ездить с ним по многочисленным филиалам компании. Ее работа с персоналом приносила ощутимый результат. Вскоре на Лизину деятельность обратили внимание владельцы других фирм и стали предлагать проводить занятия уже с их сотрудниками, сулили немалые деньги. Слухи об этом дошли до Сергея Валентиновича. Он не стал дожидаться, когда успешного бизнес-тренера переманят большими деньгами, и решил официально открыть обучающий бизнес-центр для всех желающих, а не только для сотрудников своих филиалов, как это было раньше. Возглавить центр он попросил Лизу, естественно, пообещав повысить ей зарплату. Женщина охотно это предложение приняла. На занятиях Лизе часто задавали каверзный вопрос: «Вот вы учите нас, как продавать, а вы сами были успешным продавцом?» «Я — не продавец, я — бизнес-тренер», — с достоинством отвечала женщина.
А теперь о Зое, той, что успешно торговала, но не смогла преподавать. Как-то Сергей Валентинович задал ей тот же вопрос: «В чем ты превосходила сверстников на отрезке 10—16 лет?» В ответ услышал: «Я в детстве дружила с цыганскими ребятишками. Они с самых малых лет уже продавали на улицах самодельную косметику. Я иногда занималась этим вместе с ними. Так вот у меня это получалось лучше, чем у цыганят — прирожденных торговцев». Сергей Валентинович сделал для себя вывод, что к подсказкам природы имеет смысл прислушиваться.
Кстати, он извлек и еще один полезный урок из моего семинара. На место Лизы, которая стала тренером, надо было брать продавца. Взять кого-то со стороны владелец фирмы не хотел. Решил поставить кого-нибудь из своих. Но кого? Поговорил с обслуживающим персоналом — подходящей кандидатуры не нашел. Тогда его взгляд упал на уборщицу. Скорее ради интереса он спросил о ее превосходстве над сверстниками в детстве. А в ответ услышал: «Да о каком превосходстве вы говорите! Моя семья только тем и жила, что мать самогоном торговала!» Мужчина вспомнил материал семинара про покровительство родительской профессии. «Если торговля, пусть самогоном, кормила семью этой женщины в детстве, то, возможно, именно торговля принесет успех во взрослые годы ей самой», — сообразил владелец фирмы и решил попробовать поставить уборщицу торговать. Результат этого перемещения вполне устроил Сергея Валентиновича.
Я думаю, что читатель и сам постепенно приходит к мысли о том, что,
ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПОМЫШЛЯТЬ О ВЫСОКОЙ ОТДАЧЕ ОТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ, НАНЯТЫХ ТОБОЙ НА РАБОТУ, СЛЕДУЕТ САМОМУ ПОЗАБОТИТЬСЯ О ТОМ, ЧТОБЫ ЭТИ ЛЮДИ МАКСИМАЛЬНО РАСКРЫЛИСЬ В ТЕХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ МЕСТО НА ТВОЕМ ПРЕДПРИЯТИИ.
Этим можно заняться самому, можно выделить из штата специального человека.
Сегодня можно с полной уверенностью сказать, что тот тип руководителя, у которого подчиненные ходят по струнке, слепо копируют своего патрона, не имеют собственного мнения, не имеют пространства для проявления инициативы, — отживающий свое тип. Фирмы, руководимые такими людьми, рано или поздно проиграют в конкурентной борьбе тем, кто опирается не столько на свою личность, сколько на личности тех, кого привлекли к сотрудничеству. Это происходит потому, что люди в условиях свободы личности и поощрения развития их инициатив трудятся на другом качественном уровне, даже не являясь владельцами предприятий, где работают.
Глава 4.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|