Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






НЕОРЕАЛИЗМ – НАЧАЛО НОВОГО ИТАЛЬЯНСКОГО КИНО




ВЕЛИКОЕ ИТАЛЬЯНСКОЕ КИНО

(50 гг. ХХ века – настоящее время)

НЕОРЕАЛИЗМ – НАЧАЛО НОВОГО ИТАЛЬЯНСКОГО КИНО

 

Кинематограф в Италии существовал ещё с конца XIX века, однако становление национальной школы в кино принято связывать с появлением такого направления, как «неореализм». Оно возникло сразу же после падения фашистской диктатуры и расцвело в период с 1945 по 1955 годы. Эстетические принципы неореализма были сформулированы кинокритиком Дзаваттини. Неореализм требовал показа неприкрытой реальности. Его внимание было обращено, в первую очередь, на обездоленных, городскую и сельскую нищету, «маленьких людей». Жизнь этих слоев общества показывалась с сочувствием и симпатией. Съёмки велись на природе, с естественным освещением. Часто в основу фильма ложился реально произошедший случай.

К неореализму относят чётко обозначенную группу работ. Вот самые известные из них: «Рим — открытый город» Р. Росселлини (1945); «Похитители велосипедов» В. де Сика (1948); «Земля дрожит» Л. Висконти (1948); «У стен Малапаги» Р. Клеман (1949).

Самый известный из них и считающийся эталоном неореализма – «Рим – открытый город» (Roma, città aperta, 1945), снятый режиссёром Роберто Росселини. Работа над фильмом началась ещё в оккупированном фашистскими войсками Риме. Сюжет основан на реальном происшествии, у всех героев фильма есть прототипы, а некоторыми моменты этого произведения напоминают документальную хронику. В центре сюжета – судьбы инженера Джорджио, его друга Франческо, невесты Франческо Пины, их общего знакомого, священника Пьетро. Все эти люди будут уничтожены гестаповцами.

 

После неореализма итальянское кино стало развиваться в двух самостоятельных направлениях: авторское кино и «комедия по-итальянски». Рассмотрим каждое из них в отдельности.

 

АВТОРСКОЕ КИНО

 

Так называется кинематографическое направление, которое выносит личность режиссёра на первый план. Режиссёр – автор фильма, в нем он выражает свою индивидуальность и создает собственный, неповторимый стиль. Авторское кино часто соприкасается с таким понятием арт-хауса, то есть «кино не для всех». Оно противопоставляет себя, как коммерчески успешным фильмам, так и тем, что стремятся найти понимание у широких масс. Расцвет авторского кино и арт-хауса – это 60-70 годы ХХ века. Именно итальянским режиссёрам удалось сказать весомое слово в их формировании. Рассмотрим творчество трёх наиболее значительных, на мой взгляд, режиссёров Италии – Федерико Феллини, Лукино Висконти и Микеланджело Антониони.

 

 

ФЕДЕРИКО ФЕЛЛИНИ

(1920-1993)

Федерико Феллини принадлежит к числу наиболее оригинальных режиссёров ХХ века. В своих воспоминаниях он напишет о себе следующее: «Я очень рано понял, что отличаюсь от других людей. Чтобы не выглядеть сумасшедшим в глазах большинства, мне надо было стать кинорежиссером»[1].

До того, как начать карьеру режиссёра, Феллини много лет работал журналистом, сотрудничал с радиостанцией, рисовал карикатуры. Затем стал сценаристом, и наконец, режиссёром.

Феллини умело сочетал в своих фильмах реальность и фантасмагорию, сознание и подсознание, а еще он создатель нелинейного и несюжетного кино. Две его хрестоматийные работы – «Сладкая жизнь» («La Dolce Vita», 1959) и «» (1963) – вообще лишены сюжета. Первая представляет собой внешне несвязанные эпизоды из жизни римской богемы, вторая – поток сознания кинорежиссера, переживающего творческий кризис. Прокат «Сладкой жизни» сопровождался сильным скандалом: фильм был объявлен оскорбляющим общественную мораль, церковь угрожала посмотревшим его отлучением. Скандальная слава «Сладкой жизни» сопутствовала успеху фильма – в кинозалах на него собирались целыми деревнями. А еще именно благодаря «Сладкой жизни» родилось слово «папарацци». Папараццо – это имя собственное, которое носит один из героев ленты, бездушный репортёр с фотокамерой.

Единый сюжет трудно отыскать и в «Амаркорде» («Amarcord», 1973), фильме, который представляет собой воспоминания режиссёра о родном городе. «Амаркорд» можно назвать «Декамероном памяти» - он тасует колоду неприличных анекдотов (сцена на исповеди), поэтических видений (павлин, распускающий хвост на фоне снега), портретных зарисовок (одиночество Градиски, ждущей своего Гарри Купера) и даже историй, порождённых коллективным бессознательным (эпизод с гаремом). Иногда «Амаркорд» относят к направлению «магического реализма».

Еще в молодые годы Федерико Феллини встретил Джульетту Мазину, женщину, которая станет его верной женой и музой. Они проживут вместе целую жизнь и умрут с разницей в пять месяцев. Подробнее предлагаю остановиться на одном из шедевров совместного творчество Феллини (как режиссера) и Джульетты (как актрисы) – фильме «Ночи Кабирии».

«НОЧИ КАБИРИИ» / «LE NOTTI DI CABIRIA», 1957

В уже упоминавшихся мной воспоминаниях режиссер рассказал о своём творении следующее: «И в жизни, и в творчестве меня интересовали люди, шагающие не в ногу с остальными... В фильме «Ночи Кабирии» я заговорил о гордости одной из отверженных»[2].

В этой картине Феллини рассказывает о судьбе обычной римской проститутки по имени Кабирия. В работе режиссёра еще проглядывает влияние эстетики неорелизма, но Феллини обращается с ним достаточно вольно.

Интересно построение композиции фильма. В «Ночах Кабирии» несколько завязок, которые так и не разворачиваются в отдельные истории. Это создает особенный эффект. Героиня ждет, когда же начнется ее настоящая жизнь. Но каждая завязка, соотнесенная с еще одной надеждой Кабирии, не получает дальнейшего развития…

Условно фильм можно разделить на две половины. Первая – своеобразная одиссея главной героини по Риму. Мы знакомимся с его обитателями, нравами и с самой Кабирией, боевой, жизнерадостной девушкой, которая и в драку способна ввязаться, и за себя постоять. Кабирия смешна, но за её комичностью кроется доверчивость, ранимость, незащищенность. Во второй части фильма Феллини предлагает поразмышлять о месте чудес в жизни человека. Кабирия молится Мадонне и просит о чуде – вырваться из того ада, в котором она живет, о человеке, который ее полюбит и станет опорой. Она ждет чуда долго, и вот, наконец, кажется, находит. Её хочется в это верить. В луч света после стольких неудач. В то, что небо услышало, а счастье возможно и для неё. Только чуда не состоится, а явившийся в жизнь Кабирии мужчина окажется не спасителем, не долгожданной любовью и счастьем, а банальным и жалким мошенником, у которого была одна цель – ограбить доверчивую девчушку. И в финале поруганная, ограбленная и брошенная в лесу Кабирия, Кабирия, отвергнутая самим небом, всё-таки улыбнется. Критики не раз сравнивали ее улыбку с улыбкой другой итальянской девушки – той, что на картине Леонардо.

Как мы хотим верить в чудеса, как неисправимо надеемся на лучшее. Принимаем на веру то, во что хотим верить. А жизнь бьет, почти добивает, но в который раз после вопля о том, что сил больше нет, мы находим способность на улыбку. И очередное крушение – не в последний раз. И улыбка... она еще с нами.

Феллини говорит о своей героине следующее: «Природа характера Кабирии благородна и удивительна… Хоть она и проститутка, но её основная цель – стремление к счастью, которое она ищет, как умеет, ищет как человек, которому от рождения не везет. Она жаждет перемен, но судьба определила ей жребий неудачника. И все же она – тот неудачник, который не теряет надежды…»[3].

А еще этот фильм отвергли почти все продюсеры. Снимать фильм о проститутке – нет, это не для ханжеского общества, которое боится говорить об отверженных. В своих мемуарах Феллини приводит один случай, связанный с «Ночами Кабирии»: «Существует анекдот, который часто цитируют, о диалоге между мной и неким продюсером, когда я предложил ему сценарий «Ночей Кабирии». Продюссер: «Нам надо серьезно поговорить. Ты снимал фильмы про гомосексуалов, о сумасшедших, и вот теперь – проститутки. О ком же будет твой следующий фильм?» Я сердито ответил: «Мой следующий фильм будет о продюсерах»»[4].

ЛУКИНО ВИСКОНТИ

(1906-1976)

Всю жизнь почитавший творчество Томаса Манна, Лукино Висконти сам казался персонажем, сошедшим со страниц книг немецкого писателя. Последний потомок когда-то могущественного рода, эстет, посвятивший свою судьбу искусству. Род Висконти был известен еще с Х века, из него вышли правители Милана. На своем закате одна из ветвей рода Висконти подарила миру великого режиссера, который прославил кино Италии на весь мир.

В жизни и творчестве Лукино Висконти был настоящим аристократом. Фильмы Висконти похожи на реквием по миру и искусству, которые перестали существовать в ХХ веке. И в этом смысле режиссер кажется одним из последних представителей старой европейской культуры, погибшей под натиском коммерциализации искусства и торжества масскульта. Его можно назвать и последним аристократом европейской культуры.

Величие прошлого вовсю пронизывает творчество Висконти. Действие многих его фильмов происходит в ХIX веке. Камера режиссёра талантливо оживляла прошлое. Например, в исторической мелодраме «Чувство» («Senso», 1954) режиссер рассказал историю любви на фоне борьбы за воссоединение Италии. Киноэпопея «Леопард» («Il Gattopardo»,1962) вновь обращается к эпохе Рисорджименто, к походу Гарибальди. Биографическая драма «Людвиг» («Ludwig», 1972) повествует о судьбе баварского короля Людвига II, влюбленного в творчество Вагнера и увлеченного строительством сказочных замков.

В подборе актёров и актрис Висконти всегда проявлял себя настоящим эстетом. Его картины – это бесконечные панорамы красивых человеческих лиц, которыми не устаешь любоваться при просмотре. Висконти в своих творениях вновь вознес человека на уровень произведения искусства.

В фильмах режиссёра часто звучит классическая музыка. В этом плане шикарна «Смерть в Венеции» - почти весь фильм зрителя раскачивает на волнах «Пятой симфонии» Густава Малера, и смотрящий фильм как бы входит в состояние транса.

Помимо кинематографа, Висконти работал в драматическом и музыкальном театре, ставил оперы, а также спектакли по произведениям А.Чехова, Т.Уильямса, А.Миллера, Ж.Ануйя, Бомарше, Еврипида и др. И в кино он не раз обращался к экранизациям, перенес на язык седьмого искусства «Смерть в Венеции» Т.Манна, «Белые ночи» Ф.Достоевского, «Постороннего» А. Камю, «Невинного» Г. д’Аннунцио.

Знаменитый фильм Висконти «Рокко и его братья» («Rocco e i suoi fratelli», 1960) представляет собой едва ли не пересказ романа Ф.Достоевского «Идиот» языком итальянского неореализма. «Святой» Рокко, образ которого восходит к князю Мышкину, неожиданно превращается у Висконти в красавца-боксёра. Его играет молодой Ален Делон, в которого режиссер в то время был безответно влюблен. Герой Делона, Рокко, не просто занимается боксом, но даже становится в это виде спорта чемпионом. Это только усиливает контраст его бессилия перед мировым злом. Рокко и его брат Симоне влюблены в одну женщину – проститутку Надю. Жуткой кульминацией фильма становится торжество обезумившего Симоне: он насилует Надю на глазах у Рокко. Добро в который раз проигрывает, оно не может защитить Красоту и дать отпор злу. Физическая сила, подчеркивает Висконти, не имеет значения, не она определяет исход поединка. Незащищенность и обреченность Добра и Красоты становятся одним из центральных мотивов фильма.

Висконти не боялся поднимать в творчестве запретные темы. Например, его драма «Туманные звёзды Большой Медведицы» («Vaghe stelle dell'Orsa...», 1965) посвящена трагической истории любви между братом и сестрой. Талантливо прописанный сценарий превращает героев киноленты в современных Электру и Ореста, которые открывают в себе мучительное и пугающее их самих чувство. Две судьбы оказываются сломленными предрассудками, сплетнями и ханжеской моралью. Фильм снят в любимом жанре режиссёра – семейной драме.

 

 

А ещё Висконти одним из первых вывел на большой экран тему однополой любви. Многим его работам свойственен лёгкий оттенок гомоэротизма, а также подчеркнутая эстетика мужской красоты.

Один из самых противоречивых фильмов в карьере Висконти – драма «Гибель богов» («La caduta degli dei», 1969). Она представляет собой хронику нравственного и физического вырождения аристократического рода Эссенбеков на фоне становления нацизма в Германии. История гибели одной семьи, членов которой пожирают борьба за власть и детские комплексы, становится аллегорией на возникновение фашизма и обнажает его скрытые импульсы.

Более подробно предлагаю рассмотреть фильм Висконти, который часто называют одним из лучших творений мастера.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных