Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Постмодернизм как явление культуры - общая характеристика.




Постмодернизм

Этот термин используется для обозначения нескольких сходных течений. Постмодернизм возник в 1976 г. в результате искусствоведческой дискуссии. Обсуждаемая проблема: неудовлетворенность модернизмом.

1980 г. – взлет постмодернизма.

Представители: Р.Рорти (теоретик постмодернизма), Ж.Деррида (род. 1930), Ж.Ф.Лиотар (род. 1924), Юрген Хабермас (род. 1929).

Модернизм - ряд направлений в искусстве (формализм, символизм, абстракционизм: Малевич, Пикассо; атональная музыка). Основной мотив: отказ от предшествующих традиций, попытка создать оригинальный современный стиль. Это эпоха Просвещения с культом разума и науки. Это то, что характеризует современное индустриальное общество.

Постмодернизм - сожаление об утраченном; критика разума и науки, стремление к разрушению логоцентризма современной культуры. Выступает против деспотизма, рационализма.

Стиль постмодернизма - это смешение всех стилей, коллаж; отсутствие своего собственного стиля. Это искусство смешения всех стилей, используя ассоциативность, алогичносить. Идеология постмодернизма: в наш век уже невозможно создать оригинальное художественное произведение, которое расширило бы средства художественного выражения (мыслей, чувств...). Мы больше не можем создать универсальных, рациональных рамок нашей жизни. Все, что нам осталось - это цитирование, интерпретация (даже без поиска смысла), компиляция.

Отказ от рациональной культуры. Попытка иррациональными средствами овладеть многообразием человеческой культуры (``Игра в бисер''). (Русская культура: только внешние черты постмодернизма, но для нее более важны рациональные тенденции.)

Ключевое понятие постмодернизма (ввел Деррида): деконструкция - процесс разложения, расслоения структур, разбиения на части. И не ради чего-то, а ради ней самой. Это не есть разрушение. Это не анализ и не критика (последние также должны быть деконструированы). Это событие, которое предшествует любому размышлению.

Цитата: ``Наше современное общество - это феодализм с постмодернистским лицом''.

 

В строгом смысле философия постмодернизма не существует: постмодернистская рефлексия направлена на доказательство невозможности философии как таковой, невозможности выработки нового философского стиля мышления, понимаемого как создание целостной объясняющей мировоззренческо-теоретической системы. Ж. Деррида развивает тезис об исчерпанности философии и разума в классических формах, основанных на понимании бытия как присутствия. Способом преодоления кризисной ситуации в философии он считает предложенный им метод деконструкции. Это основной метод освобождения человека от разрушающего и деформирующего влияния со стороны репрессивных структур государства. Ж. Деррида избегает конструирования сколь-нибудь систематического мировоззрения, относя систематичность, определенность к характеристикам метафизического мышления. Разработка постмодернистских идей осуществляется и в работах Ж. Делёза и Ф. Гваттари, синтезирующих в них философию, психоаналитические подходы, политическую теорию и претендующих на создание теории, направленной против европейского панлогизма и рационализма. Они исследуют проблему желания, его рефлексии, фиксации и кодификации, что связано с языковым оформлением желания, его конструированием “грамматикой” культуры, которая определяет место человека в “социальной машине”. С критикой модернизма и постмодернизма выступил Ричард Рорти, представитель современной модификации прагматизма, обогащенного поздними версиями аналитической философии и европейским нигилизмом. Его неопрагматизм являет собой попытку «наведения мостов» между модернизмом и постмодернизмом. Он противопоставляет неопрагматизм всей остальной философии как наиболее целостное, открытое и творческое мировосприятие. История философии, согласно Р. Рорти, есть давний спор прагматизма с репрезентативизмом или эпистемологией как квинтэссенцией дуалистического мышления. На место философии должно быть поставлено, по Рорти, всестороннее, индифферентное к дисциплинарным и мировоззренческим делениям исследование индивидуальности и социума. Рорти отождествляет социум с общением, его идеал – либерально-демократическое общество, не приемлющее никакой власти и унификации, кроме общего интереса “собеседников”. В идеях Р. Рорти нашла выражение коммунологическая тенденция современной философии. Он трактует философию как “голос в разговоре человечества, картину всеобщей связи, посредницу во взаимопонимании людей”. Таким образом, к концу XX века в философии произошли существенные сдвиги в видении мира. На смену модернистскому взгляду на мир, для которого был характерен позитивистский, техноцентристский и рационалистический универсализм, приходит видение мира плюралистического и фрагментарного, отдающего предпочтение различию и подвижности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных