Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Натурализм как направление в философии - общая характеристика.




НАТУРАЛИЗМ (лат, natural -естественный) — философское направ­ление, объединившее различные фило­софские школы. Натуралистический под­ход в философии существовал на протя­жении всего ее существования, однако как философское направление был осоз­нан в XVIII-XIX ев. Согласно П., приро­да является единственным «предельным» принципом объяснения всего существую­щего, обращение к природе — основа решения всех философских проблем.

Для Н. характерны следующие осо­бенности. Природа рассматривается в качестве единственного субстанциональ­ного начала. Все законы, действующие в мире, имманентны природе, не существу­ет трансцендентных, запредельных при­роде законов. Социальная жизнь подчи­няется те» же закономерностям, что и природные явления. И. свойствен редук­ционизм — сведение социальных явле­ний к природным. 6 природе отсутствует осмысли, ориентация на человека, скры­тая «благаяв Цель. Натуралистический взгляд на мир лишает человека уникаль­ности, неповторимости: человек не мо-жег стать выше природы, Н. предлагает человеку осознанно подчиниться при­родным закономерностям. Призыв Голь-бита «покоримся природе» как нельзя лучше выражает суть отношения Н. к че­ловеку.

В теории познания Н, проявляется г постулировании универсальных мето­дов исследования, применимых в рав­ной степени к исследованию неживой природы, живых организмов, человека и общества. Применение исторического подхода к явлениям социальной жизни в Н. крайне ограничено; исключается, как правило, ценностный подход в по­знании.

6 области социальной философии Н. проявляется в многочисленных по­пытках выявлений природных факторов, определяющих развитие общества (не­омальтузианство, географический де­терминизм, геополитика), в рассмотре­нии общества как гигантского живого организма, подчиняющегося законам Биологической эволюции (социал-дар­винизм, эволюционизм), ■ рассмотрении социальных изменений как результата возрастания или уменьшения энергии (социальный энергетизм).

В философской антропологии Н. сводит сущность человека, особенности его поведения к набору врожденных ■природных» качеств: инстинкта само­сохранения, сексуального инстинкта, аг­рессивной установки.

В этике Н. обнаруживает себя в тео­риях утилитаризма и гедонизма.

В эстетике Н. проявляется в принци­пе подражании природе во всех подроб­ностях; в отказе от ценностной интер­претации изображаемого.

Вместе с тем различных представите­лей Н. многое не только объединяет, но иразделмт. Понятие -природа» крайне широко и неопределенно, содержание его определяется историческими усло­виями, состоянием наук о природе, ин­дивидуальными установками исследова­теля. В рамках Н. может родиться уве­ренность в познавательных и социаль­но-преобразовательных возможностях человека (Г. Спенсер. Дм. Писарев),» Могут возникнуть фаталистические настрое­ния. Н. может принять как форму панте­изма и гилозоизма (Спиною, Дт. Бруно), так и материализма {Гольбах, Латтри). Н. хорошо уживается с познавательным рационализмом, но чаще ориентируется на эмпиризм. Н. старается избавиться от эмоций, аффектов в процессе познания природы, но порой включает эмоцио­нальное отношение к природе, экзальти­рованную любовь, поклонение ей, сопро­вождающееся отрицательным отношени­ем к ее познанию {Ж.-Ж. Руссо).

Понятие природы, центральное в Н„ несет в себе скрытую оппозицию иному, это «соотносительное» понятие. Истори­чески самой ранней формой Н. можно назвать философию досократиков, где природа — это гармоническое целое, одушевленный космос вечно движущий­ся и стоящий на месте, находящийся за пределами добра и зла, оптимизма и пес­симизма. Он несет в себе как единое про­тивопоставление «многого» — частно­му, отдельному. В эпоху Возрождения Н. противопоставляет природу миру транс­цендентного — Богу теизма. В Новое время сливается с механицизмом; глав­ная оппозиция здесь — противопостав­ление «естественности» как следования природе, где действуют «разумные» за­коны, человеческой субъективности, не­разумности, предрассудкам. В ВД в. И. обосновывается в сфере познания соци­альных явлений. Появляется эволюцион­ная социология Г. Спенсера, идеи Н. под­хвачены в 'осени. Природа понимает­ся преимущественно как живая природа «естественность», органичность, целост­ность, способность к самоорганизации. Эта «природа» противопоставляется «ис­кусственному» — механическому мерт­вому, сконструированному человеком, природа противопоставляется культуре. «Философия жизниа попыталась прими­рить противоположности естественного и искусствен ног о, природы и культуры в ПОНЯТИИ «ЖИЗНЬ».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных