ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Глава 12. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМАИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
§ 1. Криминалистическое исследование письма
Почерковедение - отрасль криминалистической техники - система знаний о закономерностях почерка как феномена функционально-человеческой природы и методах (методиках) его исследования в целях установления фактических данных, имеющих доказательственное значение при расследовании преступлений. Почерк - понятие, тесно связанное с письмом как средством коммуникации в человеческом обществе. Письмо - исторически сложившаяся категория, возникшая, как и язык, из потребности людей в общении и расширении этого общения. Под письмом понимают средство запечатления человеком мыслей с помощью специально созданных условных обозначений. Письмо прошло длительный, многовековой путь развития от первобытной примитивной формы рисуночного (пиктографического) письма до сложной системы алфавитного письма, непосредственно связанного с языком и устной речью. Современная система алфавитного письма, как правило, предполагает быстрое и вместе с тем четкое выполнение рукописи. Этой задаче отвечают конструкции письменных знаков. Письмо, приспособленное для быстрого и четкого выполнения рукописи, называют скорописью. Для современной русской скорописи характерно быстрое, связное, ритмичное выполнение письменных документов. Письмо как процесс основано на сложной и многообразной системе навыков, образующих письменный функционально-динамический комплекс (ФДК), подчиненный единой цели - фиксации мысли в рукописи для передачи ее на расстояние и для сохранения во времени. Письменный ФДК объединяет две тесно связанные и вместе с тем относительно автономные подсистемы: письменно-речевой (смысловая сторона) и письменно-двигательный (графическая техника письма) ФДК. Функцией письменно-двигательного ФДК является реализация в рукописи в процессе письма итоговой программы, содержание которой составляют зрительно-двигательный образ исполняемых рукописей (психофизиологический регуляторный компонент) и развернутая система движений, специально приспособленная для реализации этого образа (биомеханический исполнительный компонент). Формируясь в результате специального обучения и практики письма на основе субъективного приспособления пишущего к разнообразным внешним и внутренним условиям, письменно-двигательный ФДК приобретает у каждого пишущего своеобразные черты. Именно с субъективным характером письменно-двигательного ФДК связывается представление о почерке, индивидуальность которого сделала это понятие синонимом всего своеобразного. Таким образом, почерк - это основанная на письменно-двигательном ФДК навыков и получающая отображение в рукописях итоговая программа их выполнения, содержащая субъективный зрительно-двигательный образ выполняемых рукописей и специально приспособленную для его реализации систему движений. Процесс письма, состоящий в функционировании письменно-двигательных навыков, является сложной системной деятельностью, реализуемой с помощью соответствующего анатомического аппарата (пишущей руки и верхнего плечевого пояса), биомеханики, управления движениями со стороны центральной нервной системы. К основным свойствам (качествам) почерка, существенным с точки зрения его криминалистического исследования и решения экспертных задач, относятся: индивидуальность, динамическая устойчивость, вариационность, избирательная изменчивость. Индивидуальность почерка - это его своеобразие, неповторимость у разных людей. Благодаря этому свойству возможна идентификация исполнителя рукописи. Проявление индивидуальности сопутствует формированию почерка. На первых порах обучения письму, когда еще отсутствует автоматизация движений, а ведущий образ полностью соответствует прописям, трудно говорить об индивидуальности почерка, который приобретает отчетливо выраженные черты к третьему - четвертому классу средней школы. Индивидуальность почерка предопределяется своеобразием письменно-двигательного ФДК, который зависит от следующих факторов: - индивидуальности личности в единстве ее анатомических, физиологических и психологических свойств (внутренний субъективный фактор); - условий формирования почерка - школьное обучение письму и иные, например поспешность при выполнении домашних заданий, необходимость быстро записывать лекции, неудобная обстановка при оформлении документов и т.п. (внешний объективный фактор); - взаимодействия условий формирования навыков, с одной стороны, и индивидуальности свойств личности - с другой. Индивидуальность почерка проявляется в системе более частных его свойств, образующих признаки, на исследовании которых строится криминалистическая идентификация. Динамическая устойчивость почерка означает его определенную стандартность, стабильность во времени и относительно различного рода сбивающих факторов (необычных условий). Она образуется в процессе формирования почерка. В начале обучения изображения букв и рукописи в целом неустойчивы, они постоянно корректируются и совершенствуются. Постепенно период относительной их стабильности возрастает. Обычно почерк стабилизируется к 25 годам и в дальнейшем не подвергается существенным изменениям до наступления пожилого (с 60 лет) и старческого (с 74 лет) возраста, когда в силу возрастных изменений нарастают нарушения ФДК. Под вариационностью почерка понимают устойчивое видоизменение почерка одного и того же лица как результат приспособления почерка к различным условиям выполнения рукописей. Вариационность почерка и его признаков обусловлена адаптационным, приспособительным характером формирования и функционирования письменно-двигательного ФДК. Так, человек постепенно приобретает способность определенным образом корректировать свои движения, создавая варианты почерка и его признаков. Это достигается за счет незначительных перестроек механизма письма. Различная внутренняя установка лица на написание более или менее важных, значимых для него документов обусловливает появление разных вариантов почерка (например, при подписании поздравительной открытки будет использован усложненный вариант почерка, а при записи лекций - упрощенный). Вариационность увеличивает индивидуализирующую конкретный почерк информацию, так как позволяет использовать признаки не только в однократно программированных схемах буквенных изображений, но и в их вариантах. Избирательная изменчивость - способность почерка изменяться определенным образом в зависимости от степени и вида причин, влиявших на процесс письма. Эта изменчивость наступает под влиянием различных групп сбивающих факторов, носит избирательный характер, т.е. изменения (их объем, характер) жестко детерминированы и зависят от воздействующих причин. Так, например, специфичны наступающие изменения признаков, проявляющиеся при письме непривычной левой рукой; информативен комплекс признаков, проявляющийся в рукописях, выполненных с намеренным изменением почерка; характерны изменения в почерке, наступающие при письме в затемненном помещении, в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и т.п. Избирательная изменчивость существенна для решения диагностических задач, ее учет важен и для идентификации. Рассмотренные фундаментальные свойства почерка находят свое выражение в более частных, которые, в свою очередь, проявляются в рукописях в виде признаков, служащих непосредственным объектом экспертного исследования. Признак почерка - материализованное в рукописях свойство почерка, которое заключает в себе информацию, полезную для решения задач экспертизы. Признаки делятся на общие и частные. К общим относят признаки, проявляющиеся в рукописи в целом, к частным - признаки, характеризующие выполнение отдельных элементов рукописи (букв, цифр, их частей, отдельных безбуквенных штрихов). В зависимости от отображаемых свойств письменно-двигательного навыка общие признаки делятся на три группы: Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|