ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Функциинаследия в современном мире. Наследие и глобализаци-онные процессы.Наследие, как способ отношений прошлого с настоящим и будущим выполняет в нынешнем обществе множестве современных функций, обеспечивая тем самым его устойчивое развитие. Первую группу можно условно обозначить как психолого-социальную или образовательную. Она включает в себя удовлетворение психологических нужд индивидуума, и, говоря шире, общества в целом: «таким образом, комфорт прошлого может быть якорем в бурлящем будущем». Одно из негативных последствий распространения современной массовой культуры - различные проявления коллективной амнезии общества в смысле отношения к исторической памяти и, как следствие, социальная дезориентация. Наследие в этом смысле может существенно снижать негативные проявления данного фактора. Происходить это может в форме реализации различных образовательных программ и осуществления музейной деятельности. Изначально достаточно узкое определение и понимание «образования» использовалось музеями как главное оправдание своего появление и существования. Очевидно, что в настоящее время настала пора перейти к новому определению этой очень важной деятельности, которое в ходу у социологов, к «социализации», посредством которой и осуществляется передача норм и стандартов общества новым поколениям. Ко второй группе функций относятся функции идеолого-политические. Ключевое слово для описание этой группы «легитимизация», которое часто используется политологами, для которых «события прошлого, рассказанные применительно к настоящему, представляют из себя не только способ продолжения норм общества, но и способ апелляции к непрерывности прошлого и настоящего, которым действующие влиятельные политические идеологии и группы могут оправдать свое доминирование». Две первые функции наследие выполняет уже очень давно, третья группа, которую можно назвать экономической, появилась в последние годы. Выяснилось, что исторические физические ресурсы создают не только хорошую базу для «культурного» туризма или туризма «наследия», но и в более широком смысле создают полезную и благоприятную ресурсную основу для множества видов экономической деятельности более высокого порядка. Использование подобного ресурса для удовлетворения многообразных и различных по своей природе нужд современного общества может предоставить достаточно выгодные возможности для достижения целого круга достаточно разных целей. Данные ресурсы могут использоваться в различных политических и экономических стратегиях, а сочетание этих стратегий или применение их в комплексе может приводить к их взаимному усилению. В то же время, их разнообразность и разнородность может привести к конфликтам и противоречиям. Поэтому здесь необходим грамотный и правильный их выбор, который и осуществляется в рамках политики, применительно к наследию. В ходе процесса реализации определенных функций в жизни физические исторические ресурсы путем интерпретации превращаются в продукты наследия. Наследие в свою очередь оказывает влияние на современный исторический процесс и формирование новых исторических ресурсов - процесс, который используется для достижения современных целей и не имеющий начала и конца. Он очень сложен и многогранен по своей природе и для его осуществления необходим выбор определенных исторических ресурсов. Имеется глубокая внутренняя связь между этим выбором и понятием «идентичность», поскольку в его ходе реализуются функции второй группы, а именно «...формирование социокультурных идентичностей места в поддержку определенных государственных структур»41. Между тем, на взгляд автора, не все исследователи ощущают вполне определенное различие между самими физическими историческими ресурсами и процессом их интерпретации, в результате которого они и превращаются в объект, или «продукт» наследия, причем как в социальном, так и в научном контексте. Процесс интерпретации всегда субъективен, конъюнктурен, и зависит от множества различных факторов: местного сообщества, политической ситуации в стране и местном сообществе, включенности данной местности в процессы, связанные с глобализацией или интернационализацией, экономической конъюнктурой и т.д. В его ходе осуществляется выбор тех объектов наследия, которые в наибольшей степени могут вписаться в существующую идеологию и систему ценностей. От степени демократичности общества, наличия, либо, наоборот, отсутствия внутреннего и внешнего плюрализма, предыдущего исторического опыта общества зависит, будет ли этот выбор максимально широк, либо будет использоваться и интерпретироваться лишь как часть комплекса наследия. От этого зависит также и корректность его (наследия) интерпретации. Мировой опыт дает нам различные примеры как негативного, так и позитивного плана. Как результат определенной существующей политической конъюнктуры отдельные объекты наследия остаются в тени, в то время, как другие начинают интенсивно «ревитализироваться», т.е. становятся частью современной жизни, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Они становятся элементом региональной и национальной самоидентификации, вводятся в экономический и социальный оборот, используется их образовательный потенциал. Рассмотрев пример нашей страны, можно увидеть, например, как в 70-80-е годы вкладывались определенные средства в города «русского Золотого кольца» или комплексы, связанные с военно-патриотическим наследием Великой Отечественной войны, но при этом практически полностью отсутствовал политический и экономический интерес к не менее интересным объектам, связанным со средневековым городским наследием Золотой Орды, и многим другим объектам археологического наследия, которые не вписывались в схему существующей политической идеологии, которая относилась к проявлениям прошлого через призму утверждения державных амбиций и подтверждения своей легитимности. При этом многие физические культурные ресурсы по-прежнему осознанно или неосознанно рассматриваются в системе «метрополия» — «колонизируемые окраины», с явным предпочтением для объектов, находящихся в центре метрополии и «работающих» на «великорусские» идеи. Эта традиция в значительной степени продолжается и в настоящее время, достаточно рассмотреть материалы, посвященные наследию, содержащиеся на сайте Московского бюро ЮНЕСКО (http://www.unesco.ru). Они касаются, в основном, архитектурных памятников Древней Руси, которые являются, очевидно, лишь небольшой частью огромного культурного наследия Российской Федерации. В то же время, пример нашей страны стоит особняком в мировой практике освоения и интерпретации комплекса наследия, потому что в прежние годы ему так и не удалось стать «товаром», продуктом в полном смысле этого слова. Если предложить мировую шкалу с двумя своеобразными полюсами степени противоположного отношения к наследию, то на одном полюсе можно увидеть сегодняшнее бережное отношение современного общества США, в значительной степени состоящего из потомков колонизаторов, к наследию индейцев как к краеугольному камню комплекса наследия страны и ресурсу развития, важному элементу единой мифологии страны и легитимизации существующей многоуровневой и мультикультурной системы. С другого полюса мы можем увидеть средневековый вандализм талибов, разрушивших статуи Будды, которые не «вписывались» в существовавшую экстремистскую религиозно-идеологическую систему. При этом данные полюсы условны и зачастую зависят от политической и упомянутой выше идеологической конъюнктуры. Так, та же самая, претендующая на лидерскую позицию, единственная мировая держава и «продвинутое» современное демократическое государство демонстрировало абсолютное равнодушие к варварскому разграблению культурного наследия Ирака. Думается, что причина была заключена именно в естественной невключенности в чувственную интерпретацию, естественной чуждости иракского национального наследия для США как для государства и общности людей, за исключением узкого круга историков, культурологов и интеллигенции, мыслящей общечеловеческими категориями, выходящими за рамки одной страны. Связь наследия с чувственным восприятием и ценностной системой общества, подчеркивает и Г.Эшворт, «на поверхностном уровне продукт наследия- это определенный опыт, например, посещения музея, но на более глубоком - это неосязаемая идея чувства. Будь то фантазия, ностальгия, удовольствие, гордость или тому подобное. Такие неизбежные последствия- это именно то, что одновременно и «продаваемо», и «покупаемо» в качестве определенного содержания, «месседжей», посланий. Эти «послания» ведут свое начало от сознательного выбора ресурсов, продуктов и их «упаковки», которые, в свою очередь, базируются на основе субъективных групп ценностей. В результате именно ценности, осознанно или нет, играют ключевую роль в выборе». На наш взгляд, совершенно правильный и применимый в любой географической точке тезис, с единственной оговоркой, что, как показывает опыт закрытых или полузакрытых, тоталитарных или полутоталитарных структур и обществ, данный выбор можно осуществлять и вне системы товарно-денежных отношений. Целый ряд других западных исследователей, например, Дж.Дэвис, И.Бредбир и Дж.Мун, развивали на этой основе т.н. «доминирующую идеологическую гипотезу». Она предполагает, что правительства или правящие элиты будут предлагать и опираться в своей деятельности на некий «месседж», послание обществу, основанный на интерпретации наследия, которое легитимизирует их позицию. Другую интересную точку зрения, перекликающуюся с первой, предлагает нам П. Бурдье. Он предполагает существование так называемого «культурного капитала», который состоит из аккумулированной культурной продуктивности общества и также из критериев вкуса для отбора и оценки подобных продуктов. Каждый правительственный режим в целях удержания власти должен накапливать этот капитал, который включает в себя и наследие, если он хочет легитимизировать исполнение им функций государственной власти. Вместе с тем, по крайней мере, в обществах западных демократий, как справедливо замечает Г.Эшворт, «не обязательно принимать без критики универсальное наличие простой доминирующей идеологии во всей интерпретации наследия. Производители зачастую используют множество достаточно разных идеологий как производное даже от одного источника наследия, нежели чем одну ясную политическую программу, предназначенную поддержать четко превалирующую точку зрения в обществе». Вместе с тем, очевидно, что людей, соприкасающихся с физическими культурными ресурсами, например, в музеях, нельзя рассматривать как пассивных получателей, потребителей некоего продукта наследия и, соответственно, определенной идеологии. Именно в момент этого соприкосновения происходит таинство интерпретации, а абстрактные культурные ресурсы превращаются в продукт наследия. Таким образом, это взаимосвязанная система: ценностные и идеологические «послания», «месседжи», содержащиеся в наследии не просто некие ненужные придатки наследия как продукта, или его намеренные искажения, с целью достичь определенную политическую или иную цель. Это — его ядро, сущностная сердцевина, без которой другие различные компоненты не могут быть трансформированы из физических культурных ресурсов в продукты наследия. Между тем, они не могут быть получены без интерпретации, «потребления» их индивидуумом, который может существенно повлиять на его содержание. Так вкратце можно описать сущность процесса, при котором физический культурный ресурс превращается в «объект» или «продукт» наследия. При этом можно поддержать также точку зрения, что такие «послания», заключенные в наследии как в продукте и товаре, имеют обязательный идеологический характер только в смысле того, что несут в себе информацию, определенный набор идей, которые с помощью них передаются. Это означает также, что оно несет в себе идеологическую информацию такого рода всегда, даже в случае, если производитель продукта наследия (его «интерпретатор») не задумывается о своей роли некоего «почтальона», лица, которое ответственно за доставку «послания», или потребитель получает «послание», которое значительно отличается от того, которое было ему предназначено первоначально, как представителю определенной целевой группы. Процесс интерпретации наследия в некоторых странах, например, Франции получил название «патримонализации». В ходе его анализа очень важно не только рассмотреть объект или в данном случае ход получения «продукта» наследия, но и различные субъекты, его сообща создающие. Как пишет А.Бурден, «этот путь ведет к изучению трех значимых типов субъектов и их суждений. Во-первых, это управленцы-организаторы, занимающиеся упорядочением определения наследия; во-вторых, интеллектуальные и художественные авторитеты, по возможности, работающие в определенных научных учреждениях и вырабатывающие мнения, которые позволяют квалифицировать наследие. Наконец, в-третьих, индивидуальные эксперты и личности, то есть население, которое само производит наследие, придавая ценность поселениям»44. Так или иначе, наследие, а точнее «продукт» наследия, служит достижению целей, которые устанавливают связь пространства, времени и политики, или, говоря шире, идентичности места в различных пространственно-временных измерениях. Они обычно формируются или достигаются с помощью политики в сфере наследия. Процессы глобализации вызвали кризис идентичности по всему миру. Как отмечает М. Кастельс, «распад единой самобытности (в оригинале идентичности -авт.), равнозначный распаду общества как разумной социальной системы, вполне может оказаться приметой нашего времени. Ничто не говорит о возникновении новых форм самобытности, о том, что социальные движения будущего должны воссоздать цельность общества, что появятся новые институты, обращенные в светлое завтра. На первый взгляд, мы являемся свидетелями становления мира, который состоит из одних рынков, сетей, индивидуумов и стратегических организаций. Этот новый мир не испытывает необходимости ни в какой форме самобытности: базовые инстинкты, рычаги власти, нацеленность на свои собственные интересы, а на макросоциальном уровне «отчетливые черты кочевника-варвара, угрожающего разрушить все границы и делающего проблематичными международные политико-юридические и цивилизованные нормы». Точкой опоры этого мира могли бы стать, как мы уже убеждаемся в ряде стран, национальное самоутверждение на останках государственных структур, отказ от любой претензии на легитимность, забвение истории и взятие на вооружение принципа власти во имя самой власти, иногда задрапированного в тогу националистической риторики». Однако мы также отмечаем и становление мощной «самобытности сопротивления», которое находит себе опору в ценностях сообщества и не поддается напору глобальных тенденций и радикального индивидуализма. Такая самобытность строит свое сообщество на традиционных ценностях Бога, нации и семьи, возводя укрепления вокруг своего лагеря, созданного по этническому и территориальному признакам. Самобытность сопротивления не ограничивается традиционными ценностями. Она также может строиться при помощи (и вокруг) проактивных социальных движений, предпочитающих утверждать свою самостоятельность именно через общинное сопротивление, пока они не наберутся достаточных сил для того, чтобы подняться в наступление против институтов угнетения, которым они противостоят, чем вступить в схватку со временем...». Основой для такой «самобытности» или «идентичности» сопротивления» служит культурное наследие. Тем самым, оно обеспечивает устойчивость или «самоподдерживаемость» общества. Сама этимология понятия наследия связана с понятием наследство — это то, что мы получили от предков и должны, приумножив, передать нашим потомкам. Прежде всего, оно включает в себя определенные культурные «коды», информацию. Эти коды создают систему пространственно-временных связей, благодаря которым в свою очередь и образуется идентичность. Таким образом, мир вокруг нас оказывается пронизанным информацией, в основе которой в качестве её материальных носителей лежат скрытые или плохо видимые остатки прошлого, которые интерпретируются нами как объекты наследия. Кроме этого, как справедливо пишет английский исследователь Дон Хенсон, «мы связаны с прошлыми временами течением собственной жизни, жизни наших родителей и прародителей»46. Во все более усложняющемся, стремительно развивающемся и глобализирующемся мире роли и функции, выполняемые культурным наследием изменяются и усложняются. Чтобы ответить на вопрос исходящих перемен, надо повнимательнее вглядеться в суть происходящих процессов. К сожалению, как справедливо отмечает Т.Г. Богатырева, «среди глобальных проблем современности исследование тех из них, которые отражают неэкономическое содержание хозяйственных и социальных процессов в становлении нового мирового порядка, по-прежнему остается на втором плане. Вопросы культурной глобализации, как правило, не рассматриваются среди глобальных проблем современности, хотя очевидно, что процессы в этой сфере носят отнюдь не инертный характер, и не исключено, что формирование глобальной культуры будет в ближайшее время одним из наиболее ярких проявлений глобализма» 47. Наследие, занимающее чрезвычайно важное место в культуре и выполняющее в обществе, как уже отмечалось, роль информационно-культурных кодов, занимает чрезвычайно важное место в этих процессах. Чтобы осознать, что это за место, нам необходимо разобраться, что такое глобальная культура вообще. Это понятие оживленно дискутируется в настоящее время. Некоторым исследователям, которые акцентируют особое внимание на информационной революции, принесенной процессами глобализации и внешними их образными проявлениями, она видится как «...недифференцированное общее поле, которое структурирует сам пользователь в зависимости от собственных целей и потребностей»48, нечто лишенное «...всякой ценностной и любой другой иерархии и структуры. Доступное благодаря телекоммуникациям получение новостей в реальном времени соседствует с немыслимым коллажем из разновременных сообщений и смешением стилей всех исторических эпох. Время становится неоднородным, оно подвергается сжатию в результате ускорения всех процессов, оно обрабатывается в банковских трансакциях и даже становится производителем, когда компьютер учитывает в сделке будущий прирост капитала. Устранение строгой очередности создает недифференцированное время, которое равнозначно вечности. Культура информационного общества характеризуется исследователями как «культура созидательного разрушения»49. Последователи подобной точки зрения, таким образом, отдают явное предпочтение силе культурной гомогенизации, в результате мощного влияния которой вместо множества локальных самобытных культур и цивилизаций образуется некое новое однородное, хотя и состоящее из «обломков» прежних локальных культур, подчиняющееся исключительно законам рынка и постоянно изменчивое культурно-информационное пространство, в изменении которого и есть единственная постоянная составляющая. Они утверждают, что вследствие процессов культурной унификации именно различные формы национального культурного наследия зачастую подвергаются угрозе уничтожения в первую очередь. Как пишет по этому поводу Майкл Кернеа, «несмотря на то, что тенденции экономической глобализации повышают культурное разнообразие, очень часто они ведут к возникновению рисков для культурного плюрализма, повышению степени унификации и могут стать причиной потери разнообразия. Для повышения сопротивляемости тенденциям гомогенизации вследствие глобализации торговли и коммуникаций культурные идентичность и разнообразие могут быть усилены и охраняемы через сохранение наследия»50. «Иногда картина глобальной культуры рисуется более тонко, она рассматривается как своего рода переключатель кодов между локальными культурами, ее главенствующая роль над такого рода структурами не выделяется»51. В этом случае можно проследить и более тонкий подход к проблеме роли наследия, часть которого, имеющая общечеловеческое значение и выраженная в визуальных либо иных универсально понятных формах, может стать частью этого «переключателя». Более оптимальной и системной представляется иная точка зрения, согласно которой сегодняшние социокультурные процессы происходят не в форме противопоставления традиционных локальных и новой глобальной культур, а представляются результатом взаимодействия частного и общего. В этом случае глобализация понимается как процесс, который происходит внутри прежних социокультурных образований. «Современная глобальная система начинает строиться, как сложная интерактивная система, гетерогенная и гетерогенизирующая культурный порядок.». В подобном режиме начинает работать и культурное наследие, которое, безусловно, составляет часть этой системы и участвует на всех уровнях: региональном, национальном, наднациональном и глобальном. Здесь, несомненно, можно согласиться с немецким исследователем Херманом Любе, который утверждал, что «прошлое стало более важным как источник большей уверенности и идентичности, поскольку наш ежедневный мир меняется во все возрастающих масштабах, становясь причиной отчуждения и поиска компенсационных факторов»53. С другой стороны, объекты материального культурного наследия включаются в мировую туристическую индустрию и глобализационные потоки в целом, зачастую оказывая существенное влияние на увеличение их скорости. Более того, в силу виртуализации наследия, если использовать терминологию современного программирования, в нем в последнее время отчетливо проявляется феномен «харда» и «софта». Обычно под «хардом» понимается компьютерное оборудование, а под «софтом» - не привязанное к конкретному оборудованию различное программное обеспечение. С точки зрения теории «коммодификации» наследия, из одних и тех же физических историко-культурных реликтов путем различной интерпретации можно получить совершенно различные продукты наследия. В нашем случае можно получить как «хард-продукт», т.е., например, материальный объект посещения, включенный в определенную частную и локальную среду, так и «софт», некий виртуальный образ физического культурного ресурса, который, будучи помещенным в глобальное информационное пространство, будет продвигаться и транслироваться с помощью различных сетевых сообществ. Он может становиться частью других продуктов, а также становиться настоящей и полноценной самостоятельной торговой маркой, брендом. Исследователи отмечают, что культуру в целом «...можно определить как «реальную виртуальность». М. Кастельс опровергает тезис о том, что виртуальная реальность — характерная особенность постиндустриальной культуры, отмечая, что существование в символической среде органически присуще всей человеческой культуре. Новым является появление «реальной виртуальности»: «это система, в которой сама реальность (то есть материальное и символическое существование людей) полностью схвачена, полностью погружена в виртуальные образы, в выдуманный мир, мир, в котором внешние отображения находятся не просто на экране, через который передается опыт, но сами становятся опытом». Это означает, что реально существующие и выдуманные персонажи существуют наравне в едином культурном поле, и виртуальные персонажи (например, персонаж комикса или мыльной оперы) могут влиять на реальность. Компьютерная коммуникация распространяется в современном обществе так широко, что присутствие или отсутствие в мультимедиа системе равнозначно существованию или небытию «Коммуникация на электронной основе и есть коммуникация», — утверждает социолог»54. Частью этой сложной интерактивной системы и становится «софт-продукт» созданный на основе физических культурных ресурсов. В общий «софт-продукт» наследия, в наше время входят и продукты электронной культуры. «Digital Culture, или E-culture» - это новая область деятельности. Она связана с созданием электронных версий объектов культурного наследия: в изобразительном искусстве (живопись, графика, скульптура), в перформативных искусствах (музыка, театр, танец и пр.), в недвижимом культурном наследии (архитектура, культурный ландшафт), в кино, телевидении и пр. Кроме того, электронная культура включает в себя произведения, которые сразу создавались в электронной форме, например, сетевое искусство, реконструкции в виртуальной и расширенной реальности, новые интерактивные произведения. В электронную культуру входят электронные версии коллекций культурного наследия (библиотек, музеев, архивов)». В социокультурной ситуации, создаваемой процессами глобализации перестает «работать» доминирующая идеологическая гипотеза. В силу естественного отсутствия единого мирового правительства и четких идеологических доминант «активизация» и интерпретация физических культурных ресурсов для получения продукта наследия начинает производиться с иными целями: главным образом, в силу экономических и образовательных факторов. Кроме этого, он может обслуживать идеологические интересы партнерств, которые могут состоять из различных международных, национальных, местных и региональных организаций. При этом, однако, объектам материального наследия удалось сохранить и многократно усилить ту роль, которую они исполняли всегда: своеобразных «реперов», «ориентиров» времени и символов коллективной идентичности в окружающем нас ландшафте, будь то памятники Древнего Египта, Месопотамии, Греции или древние курганы Юга России. Интересный ответ на универсальный вопрос: размывается идентичность отдельно взятых регионов или государств в настоящее время или оно просто приобретает новые черты, и какую роль в этих процессах играют объекты наследия, - предлагают нам процессы, которые происходят в рамках единого европейского пространства и проистекают как в рамках процессов европейской интеграции, так и в рамках глобализационных процессов. Конечно, нужно оговориться сразу, что использование прошлого в качестве выражения идентичности места, служащего созданию и усилению пространственных политических образований, может происходить в различных пространственных измерениях и, естественно, со своими особенностями на каждом из них. Европейское наследие, на котором зиждется европейская идентичность, интересно тем, что подразумевает особую наднациональную шкалу государственного строительства. А теоретические изыскания на эту тему начались раньше и продвинулись дальше с точки зрения влияния на реальную политику и систему нового государственного (или надгосударственного) администрирования. Такое целенаправленное использование определенных аспектов прошлого не является чем-то новым и не ограничивается рамками одной Европы, но та особенная ситуация, в которой находится Европа в конце двадцатого столетия, предлагает уникальный вызов использованию европейской истории в качестве инструмента поддержки формирования нового континентального политического образования. Апогей феномена создания единого общеевропейского политического пространства не случайно совпал с пробуждением интереса к сохранению физических и духовных культурных ресурсов, поскольку общеевропейская интеграция, зачастую выросшая из националистических или близких к ним источников, нуждалась теперь в новых исторических «реперах». Как справедливо отмечает Г. Эшворт, «на самом деле отношения между национализмом и сохранением исторических памятников были особенно близкими. Если идея общеевропейского государства была «инспирирована» националистическими интерпретациями прошлого, любой переориентации на вне-национальные идентичности места будет нужно переформулировать такие интерпретации. Новое будущее для Европы может быть построено на новой постнационалистической интерпретации прошлого. Утверждение, что политика в сфере наследия играет ключевую роль в выработке подобной новой формулировки, получает аргументацию как из культурных, эстетических, так и социополитических источников. Ранее уже подчеркивалось, что «врожденный» интернационализм культурных движений и обращение различных политических сторон к эстетическим идеям, которое было зафиксировано в качестве результата в культурной продуктивности, было изначально интернационально и понимаемо без лингвистической опосредованности в своей сути, по крайней мере, в архитектуре и визуальных искусствах. Неслучайно, что международный туризм и сохранение наследия исторически развиваются вместе. Между тем, социополитические аргументы основываются на том, что политика в свете наследия может поддержать сохранение и усиление этнического и регионального своеобразия. Новая Европа, которая придет на место Европе национальных государств, будет Европой городов и регионов и, таким образом, роль политики в сфере наследия для формирования локальной идентичности приобретет новое значение».5б Похожая переориентация происходит и с глобализацией в целом. «Для всесторонности рассмотрения проблемы необходимо различать вес-тернизацию и процессы глобализации. Культурная глобализация сегодня — не только результат западного проекта модернизации. Более того, не исключено, что новый глобальный социокультурный импульс в восточно-западном мегацикле в мировой истории пойдет с Востока, открывая альтернативные возможности развития. Смена волны модернизации будет иметь сложные последствия, в том числе и для Запада, который вряд ли ее сможет легко воспринять, потому что она будет основана на других циви-лизационных принципах»57. Видимо, не последнюю роль в смене этой волны будет играть материальное и духовное культурное наследие, которое, «виртуализируясь», может выполнять, с одной стороны, роль определенных ориентиров-разграничителей, «пространственно-временных» реперов в глобальном информационно-культурном пространстве, а с другой - значительно усложнять и обогащать его структуру. В этом смысле уже сейчас нельзя рассматривать глобализацию исключительно как «западный проект». Итак, как мы уже выяснили, что среди прочего, мы имеем дело с происходящей в настоящее время новой технологической революции, которая «...проявляется в создании технологий воздействия на информацию, технологий производства знаний, которые становятся главным фактором развития производства. Информация все более ощущается как ценность. С информацией и ее новой ролью в обществе связан переход от преобладающей роли материальных ценностей к господствующей роли духовно познавательных ценностей. Вот почему рассмотрение духовности в единстве с познанием выдвигается в информационном обществе на первый план в качестве приоритетной ценности по сравнению с потребительскими ценностями.»58 Поэтому в свете глобализационных тенденций и сопутствующей технологической революции многократно увеличивается и образовательная ценность наследия. Невозможно придать соответствующую ценность интерпретации, а она основана на знаниях и образовании. «Внимание к наследию не есть нечто врожденное, непреходящее, оно нуждается в целевом образовании. Если хороший менеджмент совершенно необходим для того, чтобы взрастить и получить экономическую ценность наследия, внимание, то подобно этому и внимание к наследию встает на повестку дня как совершенно необходимый фактор для осознания и реализации образовательных возможностей наследия. Сохранение наследия это больше чем прославление определенных материальных объектов. Оно влечет за собой сосредоточение смыслов относительно истории и идентичности. Коллективные общности теряют свои «коммунальные» и культурные традиции, что опасно для их существования. Культурное наследие -это коллективная память наций. Без неё не может быть ответа на перманентный вопрос, который человеческие группы и общности задают сами себе: Кем были мы? Кто мы сейчас? Кем мы собираемся быть или будем? Современные направления глобализационных процессов делают ответы, лежащие в плоскости культуры лишь еще более важными для каждой нации. Более сильные культурные идентичности могут, наоборот, предоставить обществам возможность участвовать с более значимым вкладом, в позитивных эффектах глобализационных тенденций и коммуникационного обмена, нейтрализуя влияния культурной стандартизации. «Исходя из этой перспективы, включение менеджмента наследия представляется чрезвычайно значимой как для образовательной, так и экономической основ общества» Лекция № 8 Тема: Культурологическое районирование ландшафтов Мордовии
1. Понятия «культурный ареал», «национальный ландшафт», «культурный ландшафт». 2. Культурные ландшафты Мордовии: 2.1 Примокшанский культурный ландшафт 2.2 Привадский культурный ландшафт 2.3 Приалатырский культурный ландшафт 2.4 Инсарский культурный ландшафт 2.5 Присурский культурный ландшафт 2.6 Сурско-Алатырский культурный ландшафт 2.7 Исса-Сивинско-Инсарский культурный ландшафт 2.8 Инсаро-Нуйско-Саркинский культурный ландшафт 2.9 Мокша-Вадский культурный ландшафт 2.10 Меня-Пьянский культурный ландшафт 1. Понятия «культурный ареал», «национальный ландшафт», «культурный ландшафт». Для систематизации информации о природном и культурном наследии используются понятия «культурный ареал», «национальный ландшафт», «культурный ландшафт». Наиболее общим понятием является термин «культурный ареал», под которым понимается «географический регион, включающий ряд обществ, наделенных одними и теми же либо сходными чертами или разделяющих доминирующую культурную ориентацию» [Кравченко, 2000, с. 301]. Это понятие используется при анализе пространственного распространения явлений культуры и определения культурных взаимосвязей, установления центров возникновения, путей распространения и временных рамок отдельных культур. Более широкое распространение получило понятие «национальный ландшафт». Под ним понимается участок территории, образующий природно-антропогенный комплекс, в пределах которого природные, антропогенные, демографические, этнические и социокультурные факторы находятся в тесном взаимодействии, образуя однородную по условиям развития, единую неразрывную, присущую данной стране или ее местности систему (культурную среду) [Кочуров, 1997]. Близким по смыслу к понятию «национальный ландшафт» является понятие «культурный ландшафт», который рассматривается как своего рода отражение, отпечаток преобразующего его социума. Подчеркивая эту мысль В. А. Николаев [2000, с. 81 – 82] отмечает: «установлена закономерность: каково общество, его культура, менталитет и исторические судьбы, таков и ландшафт, им созданный… Культурный национальный ландшафт – "эстафета" поколений». Термин «культурный ландшафт» охватывает множество проявлений взаимодействия человека и окружающей естественной среды: особенности вмещающего природного ландшафта; характер хозяйственного освоения территории; сохранность природного и исторического наследия; состояние современной социокультурной и экологической среды. 2. Культурные ландшафты Мордовии. На территории Мордовии природное и историческое наследие сосредоточено в долинах крупных и средних рек, включающих интразональные природные территориальные комплексы с древнейшими трассами хозяйственного освоения региона. Выделяются: Примокшанский, Привадский, Присурский, Приалатырский и Приинсарский культурные ландшафты. Значительно меньшей насыщенностью объектами природного и исторического наследия отличаются ландшафты междуречных пространств. В их структуре выделяются: Сурско-Алатырский, Инсаро-Нуйско-Саркинский, Исса-Сивинско-Инсарский, Мокша-Вадский, Меня-Пьянский культурные ландшафты. 2.1 Примокшанский культурный ландшафт – с доминированием лесных ландшафтов краевой части Окско-Донской низменности, соседствующих с лесостепью Приволжской возвышенности. Это экологически благополучный регион, с высокой насыщенностью объектами природного и исторического наследия. Область расселения преимущественно мокши и русских. Важнейшим природным наследием Примокшанья является Мордовский государственный природный заповедник имени П. Г. Смидовича, заказники «Залесный» и «Краснослободский», а также десятки памятников природы. Данный район является зоной древнейшего освоения; в силу этого по долине Мокши и прилегающим природным комплексам протягивается зона с повышенной плотностью мокшанского, русского и татарского населения. На Мокше стоят города Ковылкино, Краснослободск, Темников и много крупных сел. В населенных пунктах и их окрестностях много памятников исторического наследия – Рождество-Богородничий Санаксарский мужской монастырь (памятник русской архитектуры второй половины XVIII в.), Теньгушевское городище, Шокшинский могильник. В г. Темников располагаются остатки валов и рвов города-крепости (XVI в), Успенская церковь, построенная в 1827 г. в честь народного ополчения 1812 г. в классицистических формах, здание бывшей городской управы (1904 г.) и дом-музей самобытного мордовского композитора Л. И. Воинова (1898 – 1967). В г. Ковылкино сохранилась бывшая усадьба И. А. Арапова (начало XIX в.) – пример провинциальной усадебной классицистической архитектуры. В окрестностях города – ансамбль Спасо-Преображенского монастыря (XVIII в.). В с. Кочелаево расположен дом-музей художника Ф. В. Сычкова (1870 – 1958), в с. Каменный Брод – Покровская церковь, построенная в 1784 г. в позднебарочных формах, в с. Шокша – Никольская церковь, построенная в 1830 г. в классических формах, в с. Тювеево – мечеть (1913 г.), решенная в стиле сельской эклектичной мусульманской архитектуры начала XX в. Ряд сел является родиной знаменитых людей. Так, в с. Алексеевка родился адмирал российского флота Ф. Ф. Ушаков (1744 – 1817), а в с. Паньжа – певец, солист Государственного Большого театра И. М. Скобцов (1890 – 1983). Как особые элементы культурного ландшафта Примокшанья должны рассматриваться оздоровительные комплексы, крупнейшим среди которых является АО «Мокша». Это многопрофильный санаторий в котором лечат кардиологические болезни, заболевания желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, опорно-двигательной системы. Функционирует Дом отдыха «Солнечный», пять лечебно-оздоровительных центров, санаторий-профилакторий и пять детских оздоровительных лагерей. 2.2 Привадский культурный ландшафт формируется в краевой части лесной Мещеры. В этом районе Мордовии сохранились большие массивы хвойных и смешанных лесов на плоских песчаных равнинах. Значительное распространение имеют болотные комплексы, регулирующие водный режим рек. Наиболее крупными водными потоками являются Вад, Парца, Выша. Местное население, (в основном мокша и русские) занято преимущественно в лесном хозяйстве. Для сохранения природного наследия в Привадье организованы комплексные государственные заказники «Лесной» и «Зубово-Полянский», а также около двадцати разнообразных памятников природы: водные, биологические, геологические. В этом регионе расположен санаторий «Ясная Поляна». Культурными ядрами этого района Мордовии являются: с. Анаево в Зубово-Полянском районе, родина основоположника мордовского оперного искусства Л. П. Кирюкова (1895 – 1965); поселок Явас в Зубово-Полянском районе, родина космонавта В. Н. Дежурова. 2.3 Приалатырский культурный ландшафт, с преобладанием лесных ландшафтов по долине Алатыря, соседствующих с лесостепными комплексами краевой части Приволжской возвышенности. Регион относительно экологически благополучный, с высокой насыщенностью объектами природного наследия и низкой степенью концентрации объектов историко-культурного наследия. Здесь расположен Мордовский национальный парк «Смольный». Ардатовский и Большеигнатовский комплексные государственные заказники. Особую ценность представляют комплексы старичных озер и болот, многие из которых объявлены памятниками природы. По долине Алатыря в начале XVII в. проходила алатырская засека. В настоящее время этот ландшафт отличается сравнительно слабой плотностью населения. Значительная часть населения занята лесохозяйственной деятельностью. Именно в этом культурном ландшафте родился и вырос великий мордовский скульптор С. Д. Эрьзя. Наиболее значимыми памятниками исторического наследия Приалатырья являются: г. Ардатов, где в 1833 г. проездом в с. Болдино останавливался А. С. Пушкин; с.Андреевка в Ардатовском районе с Троицкой церковью, построенной в 1751 г. в стиле поздней вариации столичной архитектуры конца XVIII в.; с.Баево в Ардатовском районе – родина скульптора С. Д. Эрьзи (Нефедова, 1876 – 1959); с. Ведянцы в Ичалковском районе с деревяной Богоявленской церковью, построенной в 1896 г. Лесные ландшафты Приалатырья благоприятны для развития рекреации. В хвойных лесах расположен санаторий «Алатырь», где лечатся больные с нарушением сердечно-сосудистой системы, функциональными расстройствами нервной системы, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, легких. В Ичалковском районе также расположены лечебно-оздоровительный центр «Вастома», два детских оздоровительных лагеря. Восточнее, в Ардатовском районе, располагается детский оздоровительный лагерь «Орленок». 2.4 Инсарский культурный ландшафт, характеризующийся преобладанием лесостепных геокомплексов краевой части Приволжской возвышенности со значительно антропогенно измененными геосистемами, относительно экологически благополучный. В лесостепи Приинсарья искони были распространены луговые степи с плодородными черноземами. Вследствие этого вдоль Инсара почти непрерывной полосой протягиваются населенные пункты: с. Болдово, города Рузаевка и Саранск, р. п. Ромоданово, с. Оброчное, р.п. Ичалки и др., которые расположены вдоль древних торговых путей, соединявших степные культуры юга Русской равнины и лесные культуры славян. Интенсивное земледельческое освоение обусловило малую плотность памятников природы и высокую концентрацию исторического наследия. Ядрами культурного ландшафта являются многочисленные архитектурные памятники. В Саранске расположены Иоанно-Богословский кафедральный собор – памятник архитектуры XVII в. с сохранившимся барочным иконостасом, мемориально-скульптурный комплекс на берегу р. Саранка, Музей мордовской культуры, Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи, Мордовский республиканский объединенный краеведческий музей, Музей военного и трудового подвига 1941 – 1945 гг. Республики Мордовия. Находящийся в окрестностях города Макаровский погост – уникальный памятник русского градостроительства XVIII в. (рис. 36). В пригороде Саранска расположено АО «Водогрязелечебница», где используется местная хлоридно-магниево-натриевая минеральная вода средней и малой минерализации, а также лечебные пресноводные бессульфидные высокозольные торфяные грязи. Эффективно вылечиваются заболевания органов кровообращения, пищеварения, движения, нервной системы, гинекологические и урологические заболевания. Неподалеку от города размещен и санаторий «Зеленая роща». В 8 км к западу от районного центра г. Рузаевка расположен Параскево-Вознесенский Пайгармский женский монастырь. 2.5 Присурский культурный ландшафт, с доминированием лесных ландшафтов в долине Суры и лесостепных на междуречьях Приволжской возвышенности с речными долинами – экологически благополучный, с высокой насыщенностью объектами природного наследия и относительно низкой насыщенностью объектами культурного наследия. Ареал расселения преимущественно эрзи и русских, редко встречаются селения с татарским населением. Здесь организован комплексный государственный охотничий заказник «Присурье». Сурский ландшафт отличается значительной заболоченностью и заозеренностью, поэтому природоохранные мероприятия в первую очередь должны быть направлены на охрану болотных и водных комплексов. Выделено более 10 природных памятников. Из них самым известным являеется озеро Инерка, излюбленное место отдыха жителей юго-восточной Мордовии. Высокая залесенность Присурского культурного ландшафта определила своеобразие сел и деревень. В качестве строительного материала часто используется древесина. Местные умельцы украшают дома искусной резьбой. В Присурье в настоящее время сформировалась крупная рекреационная зона, включающая базы отдыха «Сура», «Лесное озеро», пансионат «Орбита», пять лечебно-оздоровительных центров, а также четыре детских оздоровительных лагеря. 2.6 Сурско-Алатырский ландшафт занимает дугообразный водораздел Суры и Алатыря. До середины XIX в. здесь существовал единый лесной массив, который к настоящему времени сохранился в виде отдельных фрагментов дубрав. Отличительной чертой этого района Мордовии является широкое распространение источников (родников) с хорошей водой, многие из которых местным населением считаются святыми. Для сохранения природного наследия здесь организованы Атяшевский и Чамзинский комплексные государственные заказники. Живописность, значительные эстетические ресурсы определяют целесообразность организации в этом ландшафте национального парка. На останцовых массивах междуречья археологами найдено много городищ, среди которых выделяется Ош Пандо – археологический памятник III–II вв. до н. э. у села Сайнино Дубенского района. Среди других исторических памятников этого культурного ландшафта выделяются: с. Атемар в Лямбирском районе, с сохранившимися остатками крепостных валов, части Белгородско-Симбирской сторожевой засечной черты XVII в.; с. Починки в Большеберезниковском районе с Петропавловской церковью, построенной в 1831 г. в классицистических формах; с. Пуркаево в Дубенском районе – родина генерала армии М. А. Пуркаева (1894 – 1953); с. Чеберчино в Дубенском районе, где провел детские годы генерал-фельдмаршал русской армии, государственный деятель Л. Н. Румянцев-Задунайский (1725 – 1796). Ансамбль центра села – памятник градостроительства (XVII – XIX вв.), включающий Казанскую церковь и церковь Архистратига Михаила. 2.7 Инсаро-Нуйско-Саркинский культурный ландшафт занимает восточную часть Мордовии. Небольшие массивы дубрав тяготеют к водораздельным и приводораздельным местностям и небольшим меловым останцам, которые именуются горами – Каменка, Пиксяси, Питерка и другие. Они выглядят весьма живописно на фоне земледельческо освоенных лугово-степных комплексов. По крутым склонам до настоящего времени сохранились небольшие фрагменты луговых и кустарниковых степей. Жизнь местного населения связана с земледелием и обработкой сельскохозяйственной продукции. Крупными населенными пунктами являются г. Ардатов, рабочие поселки Тургенево, Комсомольский, Чамзинка. Данный район входит в ареал древнейшего расселения эрзи. Среди множества поселений этого культурного ландшафта примечательны следующие: с. Андреевка в Ардатовском районе с Троицкой церковью построенной в 1751 г. в стиле поздней вариации столичной архитектуры конца XVII в.; с. Михайловка в Ромодановском районе – родина выдающихся ученых-медиков педиатра Н.Ф.Филатова (1847 – 1902) и окулиста В. П. Филатова (1875 – 1956); с. Новые Турдаки в Кочкуровском районе – родина мордовской народной сказительницы Ф. И. Беззубовой (1880 – 1966); с. Русские Дубровки в Атяшевском районе с деревянной церковью Косьмы и Дамиана, построенной в 1897 г. и имитирующей каменные формы «русско-византийского» стиля. 2.8 Исса-Сивинско-Инсарский культурный ландшафт протягивается в центральной Мордовии с севера на юг. В прошлом эта территория по кратчайшему расстоянию соединяла Примокшанские и Присурские леса. В XIXв. лесная полоса была расчленена на отдельные звенья сельскохозяйственными землями, а в районе Саранска – техногенными системами. Фрагменты сохранившихся лесных массивов используются как пригородные рекреационные зоны. Небольшие лесные массивы в виде цепочек протягиваются по приводораздельным пространствам, ограничивая участки с повышенными техногенными нагрузками и образуя единую сеть экологических «коридоров». Они соединяют примокшанские и присурские лесные массивы и обеспечивают условия миграции животных и растений. Наиболее крупной особо охраняемой природной территорией является Левжинский ландшафтный памятник природы, в котором сохранились весьма живописные, особенно весной, кустарниковые степи. Здесь в ареале проживания мокши распространены также русские и татарские селения. Наиболее крупными населенными пунктами являются город Инсар и село Старое Шайгово. Среди рекреационных комплексов выделяются санаторий «Сивинь» и лечебно-оздоровительный центр «Чайка». Ядрами культурного ландшафта являются также с. Высокое в Кадошкинском районе – родина генерал-полковника И. В. Болдина (1892 – 1965); с. Старое Акшино в Старо-Шайговском районе, родовое имение выдающегося русского поэта и общественного деятеля Н. П. Огарева (1813 – 1877) с сохранившейся посаженной им аллеей из ныне вековых лип и лиственниц; родина русской писательницы-мемуаристки, общественной деятельницы Н. В. Тучковой-Огаревой (1829 – 1914); с. Языкова Пятина в Инсарском районе с Богоявленской церковью, построенной в 1770 г. в барочных формах. 2.9 Мокша-Вадский культурный ландшафт отличается господством лесостепных комплексов. Высокое плодородие черноземных почв и издревле проходящие здесь с севера на юг дороги, обусловили очень высокую земледельческую освоенность. В этом древнем ареале расселения мокши в настоящее время встречаются также поселения русских и татар. Крупнейшими населенными пунктами являются р.п.Торбеево и с. Атюрьево. В наиболее удаленных от р. Мокши районах особый интерес вызывают следующие культурные объекты: с. Виндрей в Торбеевском районе – родина маршала С.Ф.Ахромеева (1923 – 1991); с. Вольно-Никольское в Атюрьевском районе, с Никольской церковью, построенной в конце XIX в. в неорусском стиле; с.Мальцеве в Торбеевском районе с Рождественской церковью, построенной в 1796 г. с использованием барочных и классических форм; с. Паньжа в Ковылкинском районе – родина певца И. М. Скобцова (1890 – 1983); с. Салазгорь в Торбеевском районе – родина мордовского писателя и просветителя 3.Ф.Дорофеева (1890 – 1952); с. Селищи в Краснослободском районе, где жил и был похоронен декабрист А. В. Веденяпин (1804 – 1872). 2.10 Меня-Пьянский культурный ландшафт располагается к северу от реки Алатырь. Лесостепные комплексы этого района Мордовии значительно распаханы. О сложных этнических процессах на эрзянских землях этой территории свидетельствует Андреевский курган – археологический памятник I – IIвв. н. э. у села Андреевка Большеигнатовского района. При раскопках выявлены древнейшие признаки формирующейся древнемордовской культуры. Лекция № 9 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|