Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Год обучения (1 класс)
№ п/п
| Дата
| Тема занятия
| Краткое содержание занятия
| I. Шахматная доска. 4 ч.
| 1.
|
| Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска.
| Чтение-инсценировка дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски».
Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля имеют квадратную форму.
Чтение-инсценировка дидактической сказки «Котята-хвастунишки».
| 2.
|
| Линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали.
| Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование черных и белых полей в горизонтали и вертикали.
Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль».
| 3.
|
| Линии на шахматной доске. Диагонали.
| Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали.
Чтение-инсценировка дидактической сказки из книги И.Г.Сухина «Приключения в шахматной стране» (с.132-135).
Дидактические задания и игры «Диагональ».
| 4.
|
| Центр шахматной доски.
| Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Расположение черных и белых полей в центре доски.
| II. Шахматные фигуры. 2 ч.
| 1.(5.)
|
| Шахматные фигуры.
| Белые и черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Что общего», «Большая и маленькая».
Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат».
| 2.(6.)
|
| Сравнительная сила фигур.
| Сравнительная сила шахматных фигур. Ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9).
Дидактические задания и игры «Кто сильнее?», «Обе армии равны».
| III. Начальная расстановка фигур. 1 ч.
| 1.(7.)
|
| Начальная позиция.
| Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Каждый ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.
Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да или нет», «Мяч».
Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат».
| IV. Ходы и взятие фигур. 17 ч.
| 2.(8.)
|
| Ладья.
| Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие.
Дидактические игры и задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
| 3.(9.)
|
| Ладья.
| Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности» (разновидность игры на уничтожение, но с «заминированными» полями).
| 4.(10.)
|
| Слон.
| Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура.
Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
| 5.(11.)
|
| Слон.
| Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против двух), «Ограничение подвижности».
| 6.(12.)
|
| Ладья против слона.
| Термин «стоять под боем».
Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля»,
«Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности».
| 7.(13.)
|
| Ферзь.
| Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. Взятие. Ферзь – тяжелая фигура.
Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Просмотр диафильма «Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат».
| 8.(14.)
|
| Ферзь.
| Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».
| 9.(15.)
|
| Ферзь против ладьи и слона.
| Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру».
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, более сложные положения), «Ограничение подвижности».
| 10.(16.)
|
| Конь.
| Место коня в начальном положении. Ход коня. Взятие. Конь – легкая фигура.
Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
| 11.(17.)
|
| Конь
| Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности».
| 12.(18.)
|
| Конь против ферзя, ладьи, слона.
| Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ладьи, конь против слона, конь против ферзя, более сложные положения), «Ограничение подвижности».
| 13.(19.)
|
| Пешка.
| Место пешек в начальном положении. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки. Ход пешки. Взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.
Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин».
| 14.(20.)
|
| Пешка.
| Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности».
| 15.(21.)
|
| Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона
| Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».
Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, пешка против ферзя, более сложные положения), «Ограничение подвижности.
| 16.(22.)
|
| Король.
| Место короля в начальном положении. Ход короля. Взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.
Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
Дидактическая игра «Игра на уничтожение» (король против короля).
Чтение-инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба-Яга»
| 17.(23.)
|
| Король против других фигур.
| Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие».
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ладьи, король против слона, король против коня, король против ферзя, король против пешки), «Ограничение подвижности».
| V. Цель шахматной партии. 6 ч.
| 1.(24.)
|
| Шах.
| Шах – угроза королю. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха (3 способа).
Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха».
| 2.(25.)
|
| Шах.
| Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах.
Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах»; игра фигурами из начального положения до первого шаха.
| 3.(26.)
|
| Мат.
| Мат – цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, пешкой.
Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой (простые примеры).
Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат в один ход».
| 4.(27.)
|
| Мат.
| Мат в один ход: сложные примеры с большим числом фигур.
Дидактическое задание «Дай мат в один ход».
| 5.(28.)
|
| Ничья. Пат.
| Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры патовых ситуаций.
Дидактическое задание «Пат или не пат», «Пат или мат.
| 6.(29.)
|
| Рокировка.
| Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
Дидактическое задание «Рокировка».
| VI. Игра всеми фигурами из начального положения. 3 ч.
| 1.(30.)
|
| Шахматная партия.
| Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию).
Дидактическая игра «Два хода».
| 2.(31.)
|
| Шахматная партия.
| Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.
| 3.(32.)
|
| Шахматная партия.
| Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.
| VII. Обобщение. 1 ч.
| 1.(33.)
|
| Повторение материала.
| Повторение основных вопросов курса.
|
Примечание. Существенно повышает зрелищность шахматных занятий чтение-инсценировка сказочной части пособия-сказки «Приключения в шахматной стране». Несмотря на то, что при этом остается меньше времени на проведение дидактических игр, многие педагоги выбирают именно этот путь. Для них рекомендуется:
№ занятия
| Рекомендуемая глава книги
| 1.
| Глава № 1 «Шахматная беседка».
| 2.
| Глава № 2 «Линии».
| 3. 4.
| Глава № 3 «Диагональ».
| 5.
| Глава № 4 «Чудесные фигуры».
| 6.
| Глава № 5 «Ворота Каиссии».
| 7.
| Глава № 6 «Я – Ладья».
| 9.
| Глава № 7 «Этот слон совсем на слона не похож».
| 12.
| Глава № 8 «В гостях у Ферзя».
| 15.
| Глава № 9 «Кони черные и белые».
| 18.
| Глава № 10 «Детский сад «Чудесная пешка»».
| 21.
| Глава № 11 «Куда идет король».
| 23.
| Глава № 12 «Ковер-самолет».
| 28.
| Глава № 13 «Мат и пат».
| 33.
| Глава № 14 «До свидания, Шахматная страна».
|
По возможности следует организовать для учеников представления кукольного или теневого театров, самодеятельные концерты шахматной тематики, демонстрацию шахматных диафильмов, а также мультфильмов, кинофильмов с шахматными фрагментами, прослушивание шахматных сказок, интермедий, стихотворений, рассказов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|