Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
й год обучения (4 класс)
№ п/п
| Дата
| Тема занятия
| Краткое содержание занятия
| I. Шахматная партия. 3 ч.
| 1.
|
| Повторение пройденного материала. Еще о трех стадиях шахматной партии.
| О трех стадиях шахматной партии..
| 2.
|
| Виды преимущества в шахматах.
| Материальное преимущество, преимущество в пространстве (территориальное преимущество), преимущество во времени.
| 3.
|
| Шахматные часы. Рекомендации по рациональному расходованию времени.
| Шахматные часы. Правила FIDE о шахматных часах. Правила пользования шахматными часами. Рекомендации по рациональному расходованию времени.
| II. Анализ и оценка позиции. 4 ч.
| 1.(4.)
|
| Правила игры в миттельшпиле.
| Четыре правила В.Стейница.
| 2.(5.)
|
| Анализ и оценка позиции. Элементы оценки позиции.
| Элементы оценки позиции (слабые поля, слабые пешки, позиция фигур, открытые линии, центр, пространство и др.).
| 3.(6.)
|
| Анализ и оценка позиции. Практическое занятие. Решение задач
| Практическое занятие.
Дидактические задания «Самый слабый пункт.», «Вижу цель!».
| 4.(7.)
|
| Анализ и оценка позиции. Практическое занятие.
| Практическое занятие.
Дидактические задания «Самый слабый пункт.», «Вижу цель!».
| III. Шахматная комбинация. 24 ч.
| 1.(8.)
|
| Понятие о шахматной комбинации.
| Понятие о шахматной комбинации. Признаки комбинации.
| 2.(9.)
|
| Пути поиска комбинации.
| Типичный путь нахождения комбинации по схеме «мотив – средства – тема», путь нахождения комбинации «мотив – тема – средства».
| 3.(10.)
|
| Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема отвлечения.
| Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения.
Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода».
Игровая практика.
| 4.(11.)
|
| Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема завлечения.
| Матовые комбинации. Тема завлечения.
Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика.
| 5.(12.)
|
| Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема блокировки.
| Матовые комбинации. Тема блокировки.
Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода».
Игровая практика.
| 6.(13.)
|
| Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема связки.
| Матовые комбинации. Тема связки.
Дидактическое задание «Объяви мат в два хода»,«Мат в 3 хода». Игровая практика.
| 7.(14.)
|
| Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия.
| Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия.
Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика.
| 8.(15.)
|
| Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема освобождения пространства.
| Матовые комбинации. Тема освобождения пространства.
Дидактическое задание «Объяви мат в два хода»,«Мат в 3 хода». Игровая практика.
| 9.(16.)
|
| Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема перекрытия.
| Матовые комбинации. Тема перекрытия.
Дидактическое задание «Объяви мат в два хода»,«Мат в 3 хода». Игровая практика.
| 10.(17.)
|
| Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема уничтожения защиты.
| Матовые комбинации. Тема уничтожения защиты.
Дидактическое задание «Объяви мат в два хода»,«Мат в 3 хода». Игровая практика.
| 11.(18.)
|
| Шахматная комбинация. Матовые комбинации. Тема «рентгена». Тема «батареи».
| Матовые комбинации. Тема «рентгена».
Дидактическое задание «Объяви мат в два хода»,«Мат в 3 хода». Игровая практика.
| 12.(19.)
|
| Шахматная комбинация. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов.
| Матовые комбинации. Другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов.
Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода». Игровая практика.
| 13.(20.)
|
| Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения.
| Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика.
| 14.(21.)
|
| Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема завлечения.
| Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема завлечения.
Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика.
| 15.(22.)
|
| Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты.
| Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты.
Дидактическое задание «Выигрыш материала». Игровая практика.
| 16.(23.)
|
| Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема связки.
| Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема связки.
Дидактическое задание «Выигрыш материала».
Игровая практика.
| 17.(24.)
|
| Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема перекрытия.
| Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема перекрытия.
Дидактическое задание «Выигрыш материала».
Игровая практика.
| 18.(25.)
|
| Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства.
| Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства.
Дидактическое задание «Выигрыш материала».
Игровая практика.
| 19.(26.)
|
| Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки.
| Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки.
Дидактическое задание «Проведи пешку в ферзи».
Игровая практика.
| 20.(27.)
|
| Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.
| Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.
Дидактическое задание «Выигрыш материала».
Игровая практика.
| 21.(28.)
|
| Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Патовые комбинации.
| Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Патовые комбинации.
Дидактическое задание «Сделай ничью».
Игровая практика.
| 22.(29.)
|
| Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Комбинации на «вечный» шах.
| Комбинации, ведущие к достижению ничьей. Комбинации на «вечный» шах.
Дидактическое задание «Сделай ничью».
Игровая практика.
| 23.(30.)
|
| Шахматная комбинация. Типичные комбинации в дебюте.
| Типичные комбинации в дебюте.
Дидактическое задание «Проведи комбинацию».
| 24.(31.)
|
| Шахматная комбинация. Типичные комбинации в дебюте(более сложные примеры).
| Типичные комбинации в дебюте(более сложные примеры).
Дидактическое задание «Проведи комбинацию».
Игровая практика.
| IV. Обобщение. 3 ч.
| 1.(32.)
|
| Повторение материала.
| Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.
| 2.(33.)
|
| Повторение материала.
| Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.
| 3.(34.)
|
| Повторение материала.
| Повторение основных вопросов курса. Практическая игра.
| Литература:
1. Авербах Ю. Что нужно знать об эндшпиле. / М.: ФиС, 1979.
2. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. / М.: ФиС, 1972.
3. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. / М.: Просвещение, 1983.
4. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 4 и 3 разрядов. / М.: Всероссийский шахматный клуб,1969.
5. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольников шахматной игре. / М.: ГЦОЛИФК, 1984.
6. Гришин В. Малыши играют в шахматы. / М.: Просвещение, 1991.
7. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. / М.: Детская литература, 1980.
8. Журавлев Н. Шаг за шагом. / М.: ФиС, 1986.
9. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. / Л.: Детская литература, 1985.
10. Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам. / М.: ГЦОЛИФК, 1990.
11. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. / Киев: Радяньска школа,1986.
12. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1983.
13. Князева В. Азбука шахматиста. / Ангрен, 1990.
14. Князева В. Уроки шахмат. / Ташкент: 1992.
15. Князева В. Уроки шахмат в общеобразовательной школе (методические рекомендации). / Ташкент: 1987.
16. Костьев А.. Уроки шахмат. / М: ФиС, 1984.
17. Костьев А. Учителю о шахматах. / М.: Просвещение, 1986.
18. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1980.
19. Майзелис И. Шахматы. / М.: Детгиз, 1960.
20. Нимцович А. Моя система. / М: ФиС, 1984.
21. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. / М.: Просвещение, 2002.
22. Сухин И. Волшебные фигуры. / М.: Новая школа, 1994.
23. Сухин И. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 1991;
24. Шахматы – школе. Сост. Б.Гершунский, А.Костьев. / М.: Педагогика, 1991;
25. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. / М.: Просвещение.1997.
26. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу.
27. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. / М.: Просвещение.1999.
28. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу.
29. Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры. / М.: Просвещение.1999.
30. Сухин И. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.
31. Суэтин А. Как играть дебют. / М: ФиС, 1981.
32. Хенкин Б. Последний шах. / М: ФиС, 1979.
33. Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности. / М.: ГЦОЛИФК, 1986.
34. Шахматы. Энциклопедический словарь. / М: Советская энциклопедия, 1990.
35. Юдович М. Занимательные шахматы. / М: ФиС, 1976.
Диафильмы:
1. Сухин И. Приключения в шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат. / М., Диафильм, 1990;
2. Сухин И. Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат. / М., Диафильм, 1992;
3. Сухин И. Волшебные шахматные фигуры. Третий шаг в мир шахмат (литературный сценарий диафильма).
[1] А.Алехин, 4-й чемпион Мира по шахматам «На пути к высшим шахматным достижениям», Минск, 1982г.
[2] Хосе Рауль Капабланка - (1888-1942), кубинский шахматист, шахматный литератор, дипломат. 3-й чемпион мира по шахматам (1921 -1927), один из сильнейших шахматистов мира в 1910-1930 годах, победитель многих международных турниров. Автор книги «Моя шахматная карьера» (русский перевод 1924), «Последние шахматные лекции», изд. «Физкультура и спорт», 1976 год.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|