Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Грамматика. Морфология и синтаксис




Грамматика как наука имеет давние традиции, долгое время она отождествлялась с языкознанием в целом. Истоки грамматики лежат в трудах древнеиндийских языковедов, а позднее формировались в трудах древних греков.

 

Грамматика – раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка, т.е. законы строения и функционирования слов в предложении; грамматический строй языка, т.е. система морфологических и синтаксических форм и категорий языка.

 

По объекту изучения различают общую грамматику и частные грамматики:

 

  • общаяграмматика изучает универсальные грамматические черты и свойства, характерные всем языкам или ряду языков (время (15=>4), число, род и т.п.)
  • частнаяграмматика исследует грамматический строй конкретного языка (от 2500 до 7000 языков => 2500-7000 частных грамматик)

 

В соответствии с основными характеристиками грамматического строя языка – его формальной структурой и его функционированием – противопоставляют формальную и функциональную грамматики:

 

  • формальнаяграмматика описывает грамматический строй языка от формы к значению (учебники, пособия и т.п.)
  • функциональная– от значения к выражающим его формам (научные труды и работы, предполагающие наличие определенных знаний)

 

Грамматику разделяют также на историческую и описательную:

 

  • историческая (диахроническая)грамматика изучает строй языка в его развитии или на отдельных прошлых ступенях, исследует те изменения, которые происходят в грамматическом строе того или иного языка с течением времени. Разновидностью исторической грамматики являются:

 

· сравнительно-историческая грамматика, рассматривающая языки на определённом этапе истории

· сравнительно-сопоставительная, изучающая изменения грамматического строя языка с течением времени (рассмотрение родственных языков в их историческом развитии: белорусский, украинский, русский; английский и русский языки на основе общего прародителя)

 

  • описательная (синхроническая)грамматика изучает состояние грамматического строя языка в определенный период, обычно соответствующий моменту написания грамматики (сейчас или в прошлом)

 

Двумя составными частями грамматики являются морфология и синтаксис:

 

Морфология (от греч. morphē - форма и logos - слово, учение) – раздел грамматики, изучающий части речи, их категории и формы слов

Синтаксис (от греч. sýntaxis - порядок, построение) – раздел грамматики, изучающий строение предложений и словосочетаний

 

Основной единицей морфологического строя языка является слово, несущее в себе и лексические, и грамматические признаки и свойства, синтаксического – слово, словосочетание и предложение.

28. Части речи. Принципы классификации слов по частям речи. «Переходность» частей речи из одного класса в другой

 

Части речи – грамматические классы слов, характеризующиеся совокупностью следующих признаков:

 

1) обобщающее значение абстрактно от лексических и морфологических значений всех слов данного класса

2) комплексом определённых грамматических и морфологических категорий

3) общей системой (тождественной организацией) парадигм

4) общность основных синтаксических функций

 

Первый принцип теории частей речисостоит в том, что часть речи как общий лексико-грамматический разряд слов характеризуется не одним, а четырьмя категориальными признаками:

 

  • семантическим
  • словообразовательным
  • морфологическим
  • синтаксическим

 

Семантические и синтаксические признаки являются более общими и обнаруживают сходство в языках различных типов. Морфологические признаки частей речи свойственны флективным и агглютинативным языкам, они разнообразны даже в родственных языках:

 

1) семантический признак–представляет общее, категориальное значениечасти речи: имена существительные имеют категориальное значение предметности, которое распространяется и на семантику существительных, обозначающих качество – краснота, белизна, действие – бег, хождение, состояние – задумчивость, успокоение. Семантика этих и подобных существительных – абстрактное значение предметности.

 

Глагол имеет категориальное значение действияилисостояния, имя прилагательноекачества или признака предмета, наречие – признака действия или состояния. Семантические признаки лежат в основе классификации частей речи в разных языках, так как в большинстве языков мира имеются, например, классы слов, обозначающие предметность и действие, то есть имена и глаголы.

 

2) синтаксический признак– представляет первичную синтаксическую функцию: к одной части речи относят слова, способные стоять в предложении в одинаковых синтаксических позициях или выполнять одинаковые синтаксические функции.

 

По степени характерности синтаксические функции делят на первичные и вторичные: первичная синтаксическая функция существительного как части речи – выступать в роли подлежащегоидополнения. Первичная функция глагола – быть сказуемым, прилагательногоопределением, наречияобстоятельством. Синтаксические функции частей речи подвижны: в русском языке глагол выступает сказуемым, но не всякое сказуемое – глагол; существительное может быть подлежащим, но не всегда и не всякое подлежащее – существительное.

 

3) морфологический признак– представляет систему морфологических категорий и морфологических разрядов.

 

Так, существительныерусского языка имеют морфологические категории рода, числа, падежа, а также морфологические разряды собственныхинарицательных, собирательныхивещественных существительных и некоторые другие. Морфологические признаки одной части речи могут проявляться в той или иной степени и в другой части речи. Например, заимствование слов в русском языке породило группу несклоняемых существительных (кофе, кашне, пальто, шоссе), хотя несклоняемость – признак в первую очередь наречия. Морфологические признаки при выделении частей речи не являются универсальными, они значимы только для флективных и агглютинативных языков.

 

4) словообразовательный признак (в языках с богатой морфемикой):

 

Набор словообразовательных моделей и словообразовательных средств, а также способность выделять основы для пополнения лексики других частей речи (белый-белить-белизна; child-children-childhood).

 

Второй принцип теории частей речи – классификационный. Согласно этому принципу, части речи делятся на два основных класса – знаменательные словаислужебные слова.

 

Знаменательные слова могут быть членом предложения (в том числе единственным членом предложения) и обозначают отдельные понятия; служебные словане являются отдельными членами предложения и обозначают понятия, которые являются значениями знаменательных слов, образуя аналитические формы, словосочетания и предложения.

 

Следовательно, различие между знаменательными и служебными словами функционально-грамматическое: они отличаются назначением, типом значения и словообразовательными свойствами. Служебные слова функционально-грамматически близки морфемам и могут превращаться в морфемы.

 

«Переходы» частей речи из одного класса в другой:

 

Части речи любого языка образуют взаимосвязанную систему, что находит своё выражение в явлении переходности частей речи. Особенно часто это явление прослеживается между знаменательными и служебными частями речи, объём которых в значительной степени пополняется за счёт знаменательных слов.

 

В первую очередь следует выявить «виды» переходности частей речи, а именно:

 

  • субстантивация

 

переход в разряд имён существительных других частей речи (прилагательных, глаголов, причастий, числительных) вследствие приобретения ими способности непосредственно указывать на предмет («пленный» – из прилагательного, «ведущий» – из причастия, «первое» – из числительного); субстантивация бывает полная и частичная: о полной субстантивации говорится тогда, когда прилагательное полностью перешло в существительное, как прилагательное оно уже не может использоваться (портной, мостовая, горничная, приданое); при частичной субстантивации слово употребляется и как прилагательное, и как существительное (военный врач и военный, бездетные семьи и бездетные, русский народ и русский)

 

  • адъективация

 

переход в прилагательные причастий; сущность этого явления – семантическая: потеря причастием глагольных признаков вследствие его семантического отрыва от соответствующего глагола, например: выдающийся, блестящий в сочетаниях типа выдающиеся, блестящие способности; выдающийся, блестящий ученый; убитый, растерянный, потерянный, потрепанный и т. п. в сочетании со словами типа вид, взгляд, лицо

 

  • нумерализация

 

это приобретение существительными значения неопределенно-количественных числительных (бездна дел, лавина опасностей, масса неприятностей, пропасть забот)

 

  • прономинализация

 

переход слов из других частей речи в местоимения в результате утраты или ослабления присущего им лексического значения и приобретения отвлеченного значения и указательной функции; в русском языке прономинализация часто встречается в церковнославянском молитвословии, в современном языке более характерна для жаргонной речи («обед – вещь приятная», «соблюдать известные предосторожности», «один человек рассказал»)

 

  • адвербиализация

 

переход в наречия: адвербиализуются деепричастия, теряя глагольные признаки и отрываясь от глагольной парадигмы, подобно причастиям при адъективации, например: шутя (Он сделает это шутя – «очень легко, без напряжения»)

 

  • предикативация

 

переход в безлично-предикативные слова (мне страшно, пора домой, горько на душе)

 

  • модаляция

 

в модальные слова (он, кажется, спит, действительно стемнело, видно, это судьба)

 

  • препозиционализация

 

переход в предлоги (ради меня, в течение дня, благодаря книге)

 

  • конъюкционализация

 

переход слов в союзы (узнавал, что бы почитать, раздумывал, когда бы приехать, любит ту, которая рядом)

 

  • партикуляция

 

переход слов в частицы (роса точно жемчуг, прямо сил ждать нет, сидит себе, улыбается)

 

  • интеръективация

 

переход слов в междометия (батюшки!, помилуй!, то-то же!)

 

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных