![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Системная организация языка. Уровневая модель языка.Уровневая модель языка выглядит как многоэтажный дом. Выделение «этажей» возможно на нескольких основаниях: I этаж (коммуникативная единица) 1. предложение II этаж (значимый строительный материал для предложения): 2. словосочетание 3. слово 4. морфема III этаж (незначимый строительный материал для предложения): 5. слог 6. фонема 7. дифференциальный признак[121]. Другой вариант – поуровневый: I этаж – фонетический уровень II этаж – морфематический уровень III этаж – словообразовательный уровень IV этаж – лексический уровень V этаж – морфологический уровень VI этаж – синтаксический уровень. Проиллюстрируем данную модель примерами внутри- и междууровневого взаимодействия. На фонетическом уровне звуки определенным образом противопоставлены друг другу (парадигматика) и сочетаются по фонетическим закономерностям. Например, звук [з] противопоставлен звуку [с] как звонкий глухому. Русская фонетика запрещает сочетание звонкий + глухой, поэтому звук [з] в позиции перед глухим будет регулярно заменяться звуком [с]: безрадостный, безоблачный – беспечальный, бесформенный. Звук служит структурным компонентом для единицы более высокого уровня – морфемы. На морфематическом уровне существует своя система противопоставлений и правил сочетаемости. Морфемы делятся на корневые и служебные. Среди последних выделяют приставки, суффиксы, окончания, постфиксы. Морфемы сочетаются по определенным законам. Приведем некоторые ограничения на сочетаемость морфем: 1) формальная – после основы, заканчивающейся на - к- или -г-, не может стоять суффикс - н-. Основа будет присоединять суффикс -ов-, либо будет происходить чередование в корне: парк – парковый, поток – поточный, берег – береговой, снег – снежный. 2) смысловая – суффикс -оват имеет значение ‘малая степень признака, выраженного производящей основой’ и присоединяется к основам с семантикой меры, цвета, вкуса (маловат, темноват, кисловат). Также легко -оват сочетается с основами, обозначающими отрицательное качество: глупый – глуповат, бедный – бедноват, но умный – * умноват, богатый – * богатоват. Морфема участвует в образовании новых слов, а значит, взаимодействует со словообразовательным и лексическим уровнями. Главной единицей словообразовательного уровня является производное слово. Оно появляется в результате реализуемой сочетаемости производящей основы и словообразовательных средств (формантов – морфем и их комбинаций). Парадигматические оппозиции этого уровня – словообразовательные цепочки, парадигмы, гнезда. Элементами лексической системы являются слова. Они могут связываться различными отношениями: 1) смысловой мотивированности внутри одного слова: вода – ‘прозрачная бесцветная жидкость’, ‘напиток’, ‘нечто бессодержательное и многословное’; 2) эквивалентности: тяжелый –тяжеловесный; 3) противоположности: тяжелый – легкий. Данные виды отношений лежат в основе категорий многозначности (полисемии), синонимичности и антонимичности, которые и организуют лексику как систему. Семантически «негативную» категорию представляет собой омонимия – равноименность разных слов. Системность лексики проявляется и в том, что ее единицы образуют семантические поля, основанные на гипонимических отношениях (отношения рода и вида, общего и частного): собака – овчарка, спаниель, такса; город – площадь, улица, дом и т.п. Наконец, системность проявляется в самом характере употребления лексических единиц. Сходные по значению слова обнаруживают совпадающую сочетаемость с другими словами (языкознание и лингвистика). Разным значениям слова противопоставлены разные синонимы и антонимы: сухой ‘без влаги’ – мокрый и сухой ‘черствый’ – отзывчивый, чуткий. Слова с далекими значениями обычно не обнаруживают общей сочетаемости (барабан и необходимость). Но контекстные условия могут ликвидировать практически любую семантическую несовместимость. Так, в словосочетаниях крайняя необходимость и крайний барабан реализованы разные значения слова крайний. Высшим уровнем в иерархически организованной системе языка является синтаксис. В конечном итоге все подчиняется ему, т.к. общаемся мы не словами, а предложениями. Все остальные единицы языка предназначены для того, чтобы быть строительным материалом для предложения. В заключение еще раз подчеркнем: пространственная метафора уровни языка должна пониматься именно как метафора. Она придумана в качестве методического приема для удобства описания объекта и большей наглядности. На самом деле язык, конечно, не построен в сознании, как многоэтажный дом, а скорее, струится, как электрическая энергия по проводам. Вопросы и задания для самоконтроля: 1. Какие модели языка существуют в современной науке? 2. Как понимаются система и структура языка? 3. Что такое парадигматика и синтагматика? 4. Приведите примеры, иллюстрирующие математическое выражение системы языка: 2 – 1 = 0. 5. Проиллюстрируйте примерами взаимодействие единиц на фонетическом и морфемном уровнях. 6. Опишите лексику как систему. 7. Какой метафорой, помимо метафоры многоэтажного дома, можно описать язык?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|