Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Типы письма. Принципы орфографии.




Широкое понятие письма - виды общения людей при помощи оптических знаков. Собственно письмо, т.е. начертательное письмо, связано с использованием для общения графических знаков. Оно зарождается как пиктография, т.е. письмо рисунками (изображения человека, лодки, животных и т.д.). Пиктография не связана с алфавитом и тем самым не связана с обучением чтению и письму, т.к. нужные вещи надо только похоже изобразить. Но с развитием понятий и абстрактного мышления возникают такие потребности письма, которые пиктография не может удовлетворить, и тогда возникает идеография, т.е. «письмо понятиями». Рисунок в этом случае выступает в переносном, а тем самым в очень условном значении («вражда» - изображение скрещенного оружия). Потребность убыстрения письма и возможность передавать более сложные по содержанию и длинные по размерам тексты привели к схематизации рисунков, к превращению их в условные значки – иероглифы.

Новый этап развития письма возник в связи с необходимостью сделать письмо более доступным для большого числа людей. Так возникла фонография – письмо стало передавать язык в фонетическом обличии. Первый этап развития фонографии – силлабическое, или слоговое, письмо. Примером может быть древнеиндийской письмо «деванагари», где каждый знак, как правило, служил изображением согласной в сочетании с гласной а, для того чтобы изобразить другую гласную применялся тот или иной подстрочный или надстрочный знак. Второй этап - консонантный, где изображаются согласные, а гласные обозначаются диакритическими знаками (арабская вязь - огласовки). Последний этап - фонематический, где для каждой фонемы есть отдельный знак (латиница, кириллица).

Орфография – совокупность норм или правил практического письма, состоящих из: 1) правил употребления букв алфавита при написании слов, их форм и сочетаний и 2) правил написания слов и словосочетаний независимо от входящих в их написание букв.

Нормы такого написания регулируются различными признаками. Существует шесть принципов, которые можно оставить попарно:

Первый и второй: фонематический и фонетический. Фонематический принцип письма состоит в том, что каждая фонема выражается той же самой буквой, независимо от позиции (дуб и дуба - [б] везде изображается одинаково, хотя в первом случае она оглушается). Фонетический принцип состоит в том, что буквами изображаются непосредственно звуки. Таким образом, в сильных позициях они совпадают, а в слабых - нет.

Третий и четвертый принципы орфографии – этимологический и традиционно-исторический – основаны на том, чтобы отражать в письме не современное состояние, а прошлое. При этом традиционно-исторический принцип более «слепо» сохраняет любую традицию письма (помощник от церковнославянского помощь).

Пятый и шестой принципы – морфологический и символический. Общее в них заключается в том, что они стремятся передать язык не через фонетику, при этом морфологические написания отражают грамматику (ночь – 3 скл, луч – 1 скл.), а символические стремятся различать лексические омонимы (поджёг - поджог).

В любом языки можно встретить разные принципы орфографии, но всегда есть ведущий. Например, в русском - фонематический, а в большинстве западноевропейских - этимологический и традиционно-исторический.

 

 

II. Морфология.

Морфема как минимальная двусторонняя единица языка. Классификация морфем по значению и функциям (корневые, деривационные, реляционные). Классификация служебных морфем по положению относительно корня (префиксы, постфиксы, инфиксы, конфиксы, интерфиксы).

Морфема – это минимальная двусторонняя единица языка, т. е. такая единица, в которой 1) за определенным экспонентом закреплено то или иное содержание и которая 2) неделима на более простые единицы, обладающие тем же свойством. Понятие морфемы ввел И. А. Бодуэн де Куртенэ как объединяющее для понятий корня, приставки, суффикса, окончания, т. е. как понятие минимальной значащей части слова. Теперь морфема рассматривается как универсальная языковая единица.

Сегментные морфемы — части слов (части простых, синтетических словоформ) — разделяются на два больших класса: 1) корни и 2) некорни/аффиксы. Эти классы противопоставлены друг другу, прежде всего по характеру выражаемого значения и по своей функции в составе слова.

В составе знаменательных слов корни являются носителями лексических значений, обычно совпадающих с лексическими значениями слов, содержащих эти корни и наиболее простых по морфологической структуре. Так, значение корня рук- совпадает с лексическим значением слова рука. В знаменательных словах более сложной структуры корень (или каждый из корней, если их в слове несколько) несет какую-то часть целостного лексического значения слова или же выступает как «опора» мотивировки. Аффиксы не несут самостоятельных лексических значений, их значения либо лексико-грамматические (словообразовательные, деривационные), либо собственно грамматические (реляционные, т.е. выражающие отношения). Так, деривационными аффиксами являются -к- в ручка, -ник в рукомойник; реляционными — -а в рука и ручка, -ой в ручной. Деривационные аффиксы участвуют вместе с корнем в формировании целостного лексического значения слова. Грамматические значения, присущие словоформе и слову в целом, выражаются реляционными аффиксами, нулевыми морфемами, отчасти также деривационными аффиксами, а в некоторых случаях даже самими корнями.

В соответствии с ролью корня как смыслового ядра слова, сегмент, представляющий корень, служит ориентиром, по отношению к которому определяется позиция всех аффиксальных сегментов:

1)позицию перед корнем или корнями занимают префиксы, или приставки, что особенно типично для глаголов и отглагольных имен, но широко наблюдается и в других частях речи.

2) позицию после корня или корней («справа») занимают постфиксы.

3) инфиксы – это аффиксы, вставляемые в середину корня. Таков, например, в тагальском языке (индонезийская семья языков) инфикс in: p-in-ataj – «был убит» от pataj – «мертвец»; подобные инфиксы есть и в других индонезийских языках.

4) конфиксы -комбинации из двух аффиксов: префикса и постфикса, которые, хотя и представляют собой две морфемы, но действуют совместно; например, в немецких глагольных формах: loben – «хвалить» и ge-lob-t – «хваленый», где префикс ge- и постфикс -t «окружают» корень и совместно оформляют слово.

5) интерфиксы - служебные морфемы, не имеющие собственного значения, но служащие для связи корней в сложных словах. Они употребляются исключительно в словообразовательной функции. Таковы, например, в русском языке соединительные гласные: лоб-о-тряс, овц-е-бык и т.д.

6) Трансфиксы – это аффиксы, которые, разрывая корень, состоящий из одних согласных, сами разрываются и служат «прослойкой» гласных среди согласных, определяя словоформу и оформляя ее грамматически, т. е. имеют определенное грамматическое значение. Это явление свойственно семитским языкам (древнееврейский, аккадский, или ассиро-вавилонский, финикийский, арабский языки).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных