Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ономатопоэтическая теория Штайнталя-Потебни.




«Общественный договор» объяснял происхождение языка вообще.

В XIX в. развиваются новые науки о Земле и Вселенной, доказывается происхождение человека из животного царства. Огромное влияние получают художественная литература и литературная критика, психология, история, искусствоведение.

Ономатопоэтической теорией называют учение о происхождении слов путем звукоподражания. Становление этой теории проходило в три этапа: в работах В. Гумбольдта, Г. Штейнталя, Д.А. Потебни. Идея была сформулирована Гумбольдтом: «Язык есть самозарождающееся и самодвижущееся целое – энергия», а также «Язык – дух народа, и дух народа есть его язык».

Штейнталь многое добавил к этой теории:

1) Язык возникает из сигнала, поданного вне ситуации.

2) Язык возникает как повтор привычных звуков.

3) Язык возникает при потребности индивида в эмоциональной экспрессии.

А.А. Потебня сделал следующий шаг по пути развития ономатопоэтической теории происхождения языка. Основным источником движения в языке он предложил считать поэтическое творчество.

Иными словами, эта теория является уже не философской доктриной, а чисто языковедческой научной гипотезой. В основе этой теории лежит эволюционный взгляд на язык, внимание к формам устной речи. Односторонность этой теории в том, что сторонники ее рассматривают язык не как общественное, а как естественное (природное) явление.

В те же годы, т.е. в последней трети XIX в., была развита еще одна философская теория, более правильно называть ее социальной теорией происхождения языка. Основы этой теории были изложены Ф. Энгельсом в «Диалектике природы» (1873 – 1876). Энгельс рассматривает язык как непосредственную действительность мысли. Согласно взглядам Энгельса источником развития общества (языка) является целесообразный и разделенный общественный труд. Первыми изобретаются орудия производства. Их изобретение приводит к необходимости наладить совместную деятельность, содержащую зачатки труда (т.е. согласовать план работы, оценку сделанного). Отсюда появляется необходимость в средстве общения. Становление общественного труда совпадает с возникновением потребности в языке и в общественной мысли. Данная теория, как теория философская, получила много подтверждений в ходе развития науки в последние сто лет (биология, химия).

 

 

Трудовая теория.

Концепция социальной теории происхождения языка была из­ложена Ф. Энгельсом в его труде «Диалектика природы» в главе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Воз­никновение языка Энгельс связывал с развитием общества. Язык входит в социальный опыт человечества. Он возникает и развива­ется только в человеческом обществе и усваивается каждым от­дельным человеком благодаря его общению с другими людьми. Главная идея его теории - неразрывная внутренняя связь между развитием трудовой деятельности первобытного человеческого коллектива, развитием сознания формирующегося человека и раз­витием форм и способов общения.

Он разработал следующую тео­ретическую модель соотношения языка и общества: 1) обществен­ное производство, базирующееся на разделении труда; 2) воспроиз­водство этноса как основы общественного производства; 3) станов­ление членораздельной речи из нечленораздельных сигналов; 4) возникновение общественного сознания на базе индивидуального мышления; 5) формирование культуры как отбора и передачи из поколения в поколение важных для жизнедеятельности общества умений, навыков, материальных предметов. Говоря о происхожде­нии языка, Энгельс пишет: «... подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми. Формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу... Потреб­ность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны мед­ленно, но неуклонно преобразовывалась путем модуляций, а орга­ны рта постепенно научились произносить один членораздельный звук за другим».1 Появлению языка, таким образом, предшествовал этап длительной эволюции, сначала биологической, а затем биологическо-социальной. Основными биологическими предпосылками были следующие: освобождение передних конечностей для труда, выпрямление походки, появление первых звуковых сигналов. Био­логическая эволюция затрагивала, прежде всего, легкие и гортань. Она требовала выпрямления тела, хождения на двух конечностях, высвобождения рук для выполнения трудовых функций. В процес­се трудовой деятельности происходило дальнейшее развитие чело­веческого мозга и органов артикуляции: непосредственный образ предмета замещался его звуковым символом (словом). «Сначала труд, - пишет Энгельс, - а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг. Развитие мозга и подчиненных ему чувств все более и более проясняющегося сознания, способность к абстракции и умозаклю­чению оказывали обратное действие на труд и на язык, давая обоим все новые и новые толчки к дальнейшему развитию». Возникнове­ние языка, по Энгельсу, было, таким образом, связано и с процес­сом познания внешнего мира, и с процессом развития сознания под влиянием трудовой деятельности человека. Потребность в разум­ном общении (в котором осуществлялась коммуникативная и ког­нитивная функции языка, без которых язык не может быть языком) и вызвала его появление.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных