Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Фонетика. Предмет и задачи фонетики. Фонетическая транскрипция как один из путей изучения звуковой стороны языка




ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………………… РАЗДЕЛ I. Практические и семинарские занятия Тема 1.Фонетика. Предмет и задачи фонетики. Фонетическая транскрипция как один из путей изучения звуковой стороны языка…………………………………………………... Тема 2.Звуки речи как природная материя языка. Акустическая и артикуляционная характеристика звуков……………… Тема 3.Взаимодействие звуков в речевом потоке…………… Тема 4.Слово как предмет лексикологии. Лексическое значение слова. Полисемия………………………………………... Тема 5.Грамматический строй языка и его единицы. Структура слова……………………………………………………….. Тема 6.Грамматическое значение. Способы и средства выражения грамматических значений…………………………… Тема 7.Языки мира и их классификация. Типологическая (морфологическая) классификация языков…………………… Тема 8.Генеалогическая классификация языков мира……… РАЗДЕЛ II. Материалы для самостоятельной работы Лексика и фразеология как самостоятельные уровни языка.Лексикография (коллоквиум)………………………………….. Происхождение письма. Этапы развития письма. Алфавит и графика (учебная конференция)……………………………….. Материалы для самостоятельных тренировочных упражнений……………………………………………………………….. Материалы для выборочной самопроверки………………….. РАЗДЕЛ III. Справочные материалы Справочные материалы по фонетической транскрипции……. Таблицы и схемы……………………………………………….. Языки народов России………………………………………….. Терминологический минимум…………………………………. Основная учебная и научная литература……………………… Справочные издания……………………………………………. РАЗДЕЛ IV. Материалы к различным видам контроля Контрольная работа по фонетике……………………………… Контрольные вопросы к экзамену по курсу «Введение в языкознание»………………………………………………………... Значения рейтинговых баллов для отдельных видов учебной деятельности студента по дисциплине «Введение в языкознание» (1 семестр)……………………………………………                          

ПРЕДИСЛОВИЕ

Курс «Введение в языкознание» занимает особое место в системе лингвистической подготовки будущего филолога. Он призван познакомить студентов первого курса с основными понятиями и терминами языкознания, дать сведения о всех сторонах языка как системы и тем самым стать «теоретическим фундаментом, на котором зиждется все здание языковедческих дисциплин, изучаемых на филологических факультетах» (Е. Б. Артеменко).

В результате освоения данной дисциплины студент-первокурсник, как указывает программа бакалавриата, должен обладать следующими специальными компетенциями:

− способностью к диахроническому осмыслению и синхронному анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития русского языка;

− способностью выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их содержания, формы и функций;

− владением основными понятиями о функциях языка, соотношении языка и мышления, роли языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка;

− способностью определять связи русского языка и его типологические соотношения с другими языками;

− способностью ориентироваться в дискуссионных вопросах языкознания на разных этапах его развития, что, в свою очередь, еще раз подчеркивает особое значение курса в развитии логического мышления и языкового чутья, в выработке навыков лингвистического анализа, в осмысленном подходе к оценке языковых явлений и фактов.

Настоящее пособие ставит своей целью облегчить студентам подготовку к практическим и семинарским занятиям и организовать их самостоятельную работу таким образом, чтобы изучение различных тем осуществлялось наиболее эффективно и оптимально. Это, в свою очередь, определило структуру пособия, в котором выделяются следующие разделы.

 

1.Практические и семинарские занятия. В этой части представлены материалы для изучения тем, связанных с фонетикой, грамматикой, классификацией языков мира. В каждой теме выделены основные вопросы, которые ориентируют студентов в теоретическом материале, детализируют, расшифровывают содержание пунктов программы, концентрируют внимание на узловых вопросах, помогая отграничить главное от второстепенного. Формулировка многих вопросов носит проблемный характер, что, на наш взгляд, способствует выработке логического мышления, а практические задания к темам призваны содействовать развитию лингвистического чутья и выработке навыков первичного лингвистического анализа. Достаточно объемный материал настоящего раздела рассчитан на то, что большая часть его будет использована для внеаудиторной самостоятельной работы, в том числе и студентами заочного отделения. В конце каждой темы приводится список литературы, куда включены как учебники, ставшие классическими (А.А. Реформатского, В.И. Кодухова и др.), так и издания монографического и энциклопедического характера, а также статьи из лингвистической периодики.

2. Материалы для самостоятельной работы. Кроме аудиторных видов работ, которые проводятся под непосредственным руководством преподавателя, важное место занимают различные формы внеаудиторной работы (научно-практические и учебные конференции, конспектирование научной литературы, подготовка спецвопросов, работа над составлением таблиц, изучение карты языков мира и народов России). В этом разделе представлены материалы к учебной конференции по лексикологии и к коллоквиуму, посвященному проблемам письма. Учитывая те трудности, которые вчерашние школьники испытывают при освоении фонетической транскрипции, в этот раздел включены материалы для домашних тренировочных упражнений и материалы для самопроверки, которые позволят студентам самостоятельно контролировать уровень усвоения учебного материала.

Одной из трудностей, с которой сталкиваются студенты при изучении настоящего курса, является обилие новых терминов и понятий, понимание и усвоение которых требует развитого абстрактного мышления, причем кажущаяся известность многих терминов и понятий, преподносимых, однако, в более широком и глубоком плане, а иногда и вообще по-иному по сравнению со школьным материалом, требует серьезной и целенаправленной работы с лингвистической терминологией. Для этого можно предложить студентам уже на первой лекции составление учебного словаря лингвистических терминов, который должен пополняться по мере изучения курса. Список терминов и понятий, необходимых для изучения основ языкознания, также представлен в этом разделе.

3. Справочные материалы, включающие различные классификационные таблицы, свод правил фонетической транскрипции. Все это направлено на более эффективное усвоение теоретических проблем и практических вопросов, связанных с различными видами лингвистического анализа. Кроме того, в этот раздел включен материал, отражающий изучение языков современной России, так как он не представлен в учебных пособиях по курсу.

4. Материалы к различным видам контроля. Эта часть содержит задания и материалы для проведения контрольной работы по фонетике, представленной в 17 вариантах, перечень контрольных вопросов по курсу, а также значения рейтинговых баллов для отдельных видов учебной деятельности студента по дисциплине «Введение в языкознание».

 

 


Раздел I

ФОНЕТИКА

ТЕМА 1

Фонетика. Предмет и задачи фонетики. Фонетическая транскрипция как один из путей изучения звуковой стороны языка

1. Назовите науки, изучающие систему языка [Кодухов 1979, с. 107–108].

2. Раскройте содержание следующего определения фонетики: «Фонетика – это наука, изучающая звуковой строй языка» [Кодухов 1979, с. 109].

3. В чем ученые-лингвисты видят особое положение фонетики среди других лингвистических дисциплин? [Русский язык 1997, с. 598].

4. Назовите имена исследователей, труды которых способствовали развитию знаний о звуковом строе языка. Раскройте содержание понятий: экспериментальная (инструментальная) фонетика, описательная фонетика, историческая фонетика, общая фонетика, частная фонетика [Реформатский 1996, с. 157–158; Русский язык 1997, с. 599].

5. Подготовьте сообщение о значении изучения фонетики для студента-филолога [Панов 1979, с. 4–6].

6. Расскажите о значении разных видов транскрипций для изучения звукового строя языка. Что такое транслитерация? [Кодухов 1979, с. 180–183; Реформатский 1996, с. 375–384].






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных