Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Практические задания. 1. Затранскрибируйте текст




1. Затранскрибируйте текст. Найдите в нем случаи позиционных изменений гласных и согласных звуков. Выделите те слова, в которых звуки подвергаются качественной и количественной редукции. В чем их отличие?

История древней русской литературы столь же разнообразна и пестра, несмотря на все присущие ей общие черты и объединяющие все ее произведения единые типологические признаки.

Резкие социальные различия сказываются в культуре Древней Руси, как и в культурах других стран.

Древняя Русь − это целый мир, мир с широкими культурными связями и сложными процессами развития, разнообразившими ее лицо по векам и областям.

И вместе с тем Древняя Русь была полна поисков и устремлений. В ней жила неудовлетворенность своим настоящим: верный признак жизнеспособности и жизнедеятельности. В ней жила боль по поводу социальной несправедливости, жила скорбь по поводу народных бедствий, жила великая совесть. В ней не было ни самоудовлетворенности, ни благодушия. Вопросы, поднимавшиеся в ее публицистике, были для своего времени самыми острыми, самыми основными, всеобъемлющими. Они не ограничивались мелкими бытовыми неурядицами. Публицистов, писателей, художников волновали коренные вопросы мировоззрения и мироустройства. И в этом смысле художественное наследие Древней Руси зовет не к подражанию своему статусу, а требует творческого усвоения своих устремлений. (Д.С. Лихачев. О русском и чужестранном).

2. Затранскрибируйте слова. Каким фонетическим процессом обусловлено произношение конечных согласных в следующих словах? Во всех ли языках конечные согласные оглушаются в конце слова. Приведите примеры.

Лед, город, утюг, гараж, враг, ров, лошадь, кровь, назад, переход.

3. Изучите таблицу «Комбинаторные изменения звуков речи» в разделе «Справочные материалы». Дополните таблицу третьим столбцом, в который, используя материал различных учебных пособий, внесите примеры на соответствующие типы комбинаторных изменений (не менее двух).

4. Вопрос о том, какой из двух соседних звуков оказывает аккомодирующее влияние: гласный на согласный или наоборот, решается по-разному в отдельных случаях и в различных языках. Даже в одном языке в разные периоды его развития аккомодирующее влияние может быть разным. Например, в древнерусском языке гласные воздействовали на предшествующие согласные, в современном же русском языке, как правило, согласные влияют на последующие и предшествующие гласные. Наиболее сильное влияние на гласные оказывают мягкие и твердые согласные. Можно сказать, что согласные «управляют» поведением гласных в этом отношении. Носовые согласные, как правило, влияют на соседние гласные, частично назализуя их. Но иногда гласный влияет на предшествующий согласный, например, лабиализованные гласные [у], [o] в русском языке лабиализуют предшествующие согласные.

Проанализируйте все возможные случаи аккомодации в словах: люк, о луке, о люке.

5. Каким фонетическим процессом обусловлено произношение следующих словоформ?

В Италии, к Ирине, от избы, в июле.

6. Затранскрибируйте следующие слова. Объясните, какие звуки и почему произносятся на месте букв и и е.

Жизнь, двадцати, тишина, шестой.

7. Р.А. Будагов в книге «Введение в науку о языке», объясняя природу одного из фонетических процессов, приводит следующее сравнение. В оптике известно, как «набегают» друг на друга два рисунка, если их быстро вращать по кругу. Представим два отдельных рисунка на двух сторонах белого листа: на стороне изображение клетки, на другой − птицы.

Если быстро вращать этот лист, то птица окажется в клетке:

Нечто подобное – хотя не следует забывать, что это только отдаленная и образная аналогия – происходит и в звуковом потоке речи.

О каком фонетическом процессе идет речь?

8. Затранскрибируйте следующие слова. Выявите случаи ассимиляции, указав, является ли ассимиляция полной или частичной, прогрессивной или регрессивной, контактной или дистантной.

* Примечание. При выполнении заданий 8 и 9 используйте рекомендации предложенные В.Н. Перетрухиным:

При определении типа и вида фонетического процесса важно установить: 1) что чему исторически предшествовало или что во что изменяется; 2) какой из взаимодействующих звуков – последующий или предыдущий – оказался более агрессивным и сохранился после ассимиляции / диссимиляции; 3) как расположены – дистактно или контактно – взаимодействующие звуки при ассимиляции / диссимиляции; 4) совпали ли эти звуки по артикуляции или только стали более близкими при ассимиляции; 5) были ли они тождественными до диссимиляции [Перетрухин 1984, с. 74].

Образец выполнения

ска зк а [скá ск ъ] – ассимиляция, регрессивная, контактная, частичная, по участию шума;

бе зш ума [б’иэ ш ýмъ] – ассимиляция, регрессивная, контактная, полная, уподобление произошло по участию шума и по месту образования.

ша мп анское [ш Ù нп áнскъ i ь] – диссимиляция, регрессивная, контактная; расподобление сходных по артикуляции губных [м] и [п] на разные по месту образования [н] и [п] (носовой и губной)

Редкий, березка, птенчик, сжалиться, сдача, овца, лодка, кончик, зубчатый, расшатать, летчик, космонавт, честь, вокзал, отгладить.

9. Какой фонетический процесс обусловил просторечное или диалектное произношение следующих слов?

Омман вместо обман, посленний вместо последний, шашнадцать вместо шестнадцать, пролубь вместо прорубь, Ванькя вместо Ванька, транвай вместо трамвай, дилехтор вместо директор, хулюган вместо хулиган.

10. Затранскрибируйте слова. Установите, какие фонетические процессы происходят в них.

Чтобы, мягкий, докладчик, ногти, счастье, скучно.

11. Объясните, в результате каких фонетических процессов видоизменились следующие слова.

Дикообраз > дикобраз; знаменоносец > знаменосец; близозоркий > близорукий; минералология > минералогия; корненосый > курносый, ватрушка < творушка; февраль < феврарь; футляр < Futteral (нем.); конституция < constitutio (лат.); ладонь < долонь; верблюд < вельблюд; мольберт < Malbrett (нем.); восемь < осьмь; тарелка < Teller (нем.).

12. В тюркских и ряде финно-угорских языков действует закон сингармонизма (разновидности ассимилятивного изменения гласных), согласно которому слово может содержать гласные только определенного типа. В татарском языке, например, употребление вариантного суффикса множественного числа -lar/-ler предопределяется законом сингармонизма: если в корне имеется гласный непереднего ряда, то используется суффикс -lar, если же в корне гласный переднего ряда, то суффикс -ler.

Образуйте формы множественного числа от следующих слов татарского языка.

Ат – лошадь, тай – жеребенок, теш – зуб, агач – дерево, базар – базар, тау – гора, иш – дело, тил – язык, балык – рыба.

13. В художественной литературе, в фольклоре выработалась устойчивая традиция введения в речевую характеристику персонажей диалектных или просторечных слов. Объясните, какие фонетические процессы лежат в основе следующих примеров.

«Есть еще лыцари на Украине» − название одной главы в «Педагогической поэме» Макаренко (ч. 1, гл. 9);

«Водитель захлопнул дверь вовсе не по необходимости, а оттого, что так ему пожелалось, такой у него ндрав» (Ю.Трифонов);

«А говоришь ты как? Вместо квартира – фатера…, вместо артиллерия − антилерия …» (М. Шолохов);

Форма Личард (т.е. Ричард), встречающаяся в речи Смердякова в «Братьях Карамазовых» Достоевского;

В одной из сцен решительного объяснения Анны Карениной с мужем («Анна Каренина», ч. 4, гл. IV), который никак не может произнести слово перестрадал и после долгих усилий выговаривает наконец пелестрадал. Л.Н. Толстой тонко использует этот неожиданный фонетический процесс;

Ён ходить, гуляить, батькю поминаить (дразнилка рязанцев и тамбовцев).

Литература

Алефиренко, Н.Ф. Теория языка. Вводный курс / Н.Ф. Алефиренко. – М., 2004.

Кодухов, В.И. Введение в языкознание / В.И. Кодухов. – М., 1979.

Перетрухин, В.Н. Введение в языкознание: Руководство к работе над курсом / В.Н. Перетрухин. – М., 1984.

Реформатский, А.А. Введение в языковедение / А.А. Реформатский. – М., 1996.

ТЕМА 4






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных