Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Текст и его основные единицы. Теории текста




Теория текста

Функциональ. аспект визуче6нии языка ориентация на комм. Процесс неизбежно привели в выделению коммуникатив ед-цы высшего порядка посредством которой осущ. Речевое общение-текст.

Текст мыслится как единицы динамическая организованная в условиях реальной коммуникации,обладающая экстра и интролингвистич параметрами.

 

Текст-динамическая единица высшего порядка как реч произвдение обладающее признакми связности и цельности в информациооном структурном и комплексном лане.

Теория текста-сложилась как научная дисциплина во 2й половине 20 в на пересечении ряда наук-информатики,психологии,лингвистики,риторики,прагматики,семиотики,герменевтики,социологии.

 

Теория текста охватвает любые знаковые последовательности, однако основным ее объектом явл текст вербальный, поэтому при характеристике и описании текста важны данные накопленные лингвистикой.

Предмет данной науки

-признаки и характеристики как структырные так и функциональные текста как коммуникативные единицы высшего уровня,как цельного реевого произведения.

 

Коммуникативность текста степень обращенности текста к читателю.

Интерес к тексту зародился в 20 30е годы а в 50 х усилился интерес к тексту в связи с обращением к изучению языка в функциональном аспекте языка стал рассматр как система динамическая а не статическая система знаков.

Тогда и появился термин понятие речевая деятельность в практике общения.

В тексте заключена речемыслительная деятельность пишущего (говорящего) субъекта,рассчитанная на ответную деятельность читателя (слушателя),на его восприятие.

Так рождается взаимосвязанная триада-автор,текст,читатель(интерпритатор)

В теории текста еще много дискуссионных вопросов,нерешенных проблем, например, вопрос о минимальной протяженности текста можно и считать текстом, в частности одну комм реплику.

Не установилось и употребление самого термина название дисциплине. Изучение текста осуществлялось по разным названиями кроме термина теория текста бытуют термины лингвистика текста,структура тек мта,герменевтика, и тд.

Текст можно рассматривать

-с точки зрении я законченной в нем информации(текст это информационное единство)

-с т.зр. психологии его создания как творческий акт автора,вызванный определенной целью текст продукт речемыслит деятельности субъекта)

-с позиций прагматичских (текст это материал для восприятия интерпретации)

-текст со стороны структуры реч организации и стилистики.

 

Герменевтика

1) теория и методология использованияч тектов «искусство толкования»

2) направление философии 20 в выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов.

3) С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры,поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.

Что такое текст?

Текст определяется как

-информационное пространство

-как речевое производство

-как знаковая последовательность

 

Само слово текст лат текстус означает ткань, сплетение.

 

Важно: что соединяетя как и зачем.

Основные характеристики текста:

Связность и цельность

Текст объединяет по смыслу последовательность знаковых единиц

Гальперин занимался теорией текста

 

Понятие текста может быть применимо не только к цельным лит произведению но к его части, главы, раздела, параграфа,введ,закл итп.

 

Восприятие текста

Правильность восприятия текста обеспечивается не только языковыми и графическими едницами,но и общим фондом заний,по другому коммуникативным фоном,на котором осуществляется текстообразование и его декодирование,поэтому восприятие связано с пресуппозицией.

 

Пресуппозиция-это компонент смысла текста который не выражет словесно это предварительные знания дающее возможность воспринять текст. Такое предварительное знание принято называть фоновыми знаниями.

 

Типы фоновых знаний

- социальные известны всем учатникам реч акта до начала сообщения.

-индивидуальные известны только двум участникам диалога до начала сообщения

-коллективные известны членам определенного коллектива связаного с профессией соц отношениями(спед мед знания,политич.)

 

Индивидуальные фоновые зания использ при создании контекста

Понятие поддекста ориентировано на предварит зание.

 

Два основных аспекта в изучении текста

-функциональный

-грамматический

 

Функциональный анализ заключается в том,что отдельные компоненты текста рассматриваются с точки зрения роли их в организации целого текста.

Функц анализ помогает вскрыть собственно содержательные качества текста

В тексте яз знаки конкретизируют свое значение.

Прагматический анализ вытекает из функционального логически продолжает функциональный анализ.

В прагматику лингвистическую включается вопросы связанные с субъектом автором текста,адресатом читателем и главное с их взаимодействием в акте коммуникации

Субъект речи автор текста определяет

-цели и задачи сообщения(информирование волеизявление, инструктирование)

-тип речевого поведения (публичное выступление

-отношение к сообщаемому его оценку или отсутствие таковой

-акценты при конструировании текта сообщения

Адресат речи читатель текста:

-иннтерпритирует его (косвенные и скрытые смыслы)

-испытывает воздействие интеллектуальные, эмоциональные, эстетич.

 

Прагматич анализ в теории текста

 

Дискурс (фр речь)

В наст вр считается связанный текст в совокупности с экстралингвистич факторами псих,социокультур

 

Понятие дискурс ввел впервые Э. Бенвенист,противопостовляя (дискурс (речь,привязанная к гворящему)и речь не привяз к говорящему)

 

Текст высшая комм ед-ца (к уровню речи а не к уровню языка)

Это целостная ед-ца состоящая из комм функц эл-тов организованных в систему для осуществления комм намерения автора текста соответственно речи ситуации.

 

Единицы текста:

-высказывание(реализованные предложение)

-межфразовое единство(ряд высказываний,объединенных семантиески и синтаксически в единый фрагмент

-крупные фрагменты блоки,обеспеч текст у целост-ть благ реализации дистактных и контактных смысловых и грамм.связей

 

Предложение против высказывания

В тексте мы имеем дело не с предложениями (в терминологич смысле) а с высказываниями.

Пример:

 

Высказывания бывают однообъектыные и разнообъектные (в зависимости о того сколько событий отражено)

Поезд идет-однообъектн

Мне сообщили о приезде отца разнообъектное

 

 

Главные компонентны высказывания тема (данная исходная)рема(новое,скомое)

Тема исходная изначально данная составляющая то,что считается известным или может быть легко понятно исход точка или основа.

 

Рема новая утверждаемая говорящим составляющая то,что сообщается об исходной точке высказывания)

Высказывания бывает двух типов в зависимости от комм качеств: информативные и верификативные

По характеристике высказывания исполь понятие диктума и модуса.

Диктум-основн содержится информация(денотат)

Модус дополнит оценосная интерпретация (модальность)

 

На базе высказывания строятся сверхфразовое единство (слож синтаксич целые)микротекст,период)

СФЕ-отрезок речи в форме послед двух и более самостоят предложений,объединенных общностью темы в смысловые болоки.

Напр.вопрос и ответ,посылка и вывод,описание одного и того же предмета.

Оно может совпадать с абзацем а может быть меньше абзаца.

 

Цельность и связность текста:

Связность

Локальная (связь линейных последовательностей)-определяется межфразовыми связями

Глобальная(то,что обеспеч ед-во текста как смыслового целого)-проявл через ключевые слова.

 

Связность текста проявляется через внешние структурные показатели,через форм зависимости компонентов текста.

Целостность усматривается в связи с тематич,концептуальной,модальност).

Связнось-форма-цельность-содержат организация

 

Структурная связь –эксплицитная,имплицт,левосторонняя,правосторонняя.

Левосторонняя-указания на ранее сказанное (анафора)

Правосторонняя(указания на последующее(катафора)

Ключевые слова –единство темы-создают семантич поля-связаны с темой текста.

Связующим элементом текста на уровне содержат явлений и авторская оценка и осмысление отображенных предметов связь автора замысла и композиции, авторская позиция. Авторская модальность скрепляет все элементы содержания текста.

.текст состоится если он обладает двумя признаками –структурной связностью и содержательной цельностью.

Эти признаки неразрывно связаны.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных