ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Языкознание как наука о языке. Синхрония и диахрония. Языковые универсалии.Языкознание - наука о языке. Изучает ныне существующие, а также мертвые языки. Язык появился из практических соображений. Теория моноглоттогенеза - теория о том, что все языки произошли из одного языка. Языкознание может быть общим и частным. Общее языкознание - это общие закономерности языка, вопросы происхождения, функционирования, природы, сущности, а также методы исследования языков (например, типологический - сравнение родственных и неродственных языков). Общее языкознание формирует языковые универсалии, действующие для всех языков мира. Универсалии бывают абсолютные (во всех языках существующие) - это слова, предложения, гласные и согласные звуки и др., и статистические (существующие не во всех языках) - это род, падежи, двойственное число и др. Частное языкознание изучает конкретный язык или группу языков. В свою очередь частное языкознание делиться на диахроническое (изучающее язык в развитии) и синхроническое (изучающее язык в определенный период времени).
Потребность в более серьезной постановке преподавания родного и иностранных языков выдвинула перед лингвистами новые задачи: создать методы научного описания данного состояния языка без оглядки на его происхождение. Де Соссюр говорил, что "в каждый данный момент речевая деятельность предполагает и установившуюся систему, и эволюцию; в любую минуту язык есть и живая деятельность, и продукт прошлого". Отсюда вытекает идея синхронии и диахронии. Синхрония касается отношений, которые возникают между сосуществующими вещами, и где исключено вмешательство времени. Синхрония - это состояние языка в данный момент как готовой системы взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов: лексических, грамматических и фонетических, которые обладают ценностью, или значимостью, независимо от их происхождения, а только в силу соотношений между собой внутри целого - системы. Синхрония связана с системой, но изъята из времени. Диахрония изучает язык в развитии, со всеми изменениями. Диахрония - это путь во времени, который проделывает каждый элемент языка в отдельности, видоизменяясь в истории. Диахрония связана со временем, но изъята из отношений системы. "...диахрония рассматривается как область единичных явлений, а язык как система изучается только в синхронии. Иначе говоря, развитие языка изображается как изменение лишь отдельных единичных явлений, а не как изменение системы, тогда как система изучается лишь в её данности в определенный момент". Следует изучать и понимать язык как систему не только в его настоящем, но и в его прошлом, т.е. изучать его явления и в связи друг с другом, и в развитии одновременно, отмечая в каждом состоянии языка явления, уходящие в прошлое, и явления, нарождающиеся на фоне нормальных, устоявшихся для данного состояния языка явлений.
Также языкознание может быть теоретическим и прикладным. Теоретическое языкознание исследует языковые законы, формулирует их в виде теории. Оно бывает дескриптивным (описательным) и прескриптивным (предписательным). Прикладное языкознание решает частные задачи: обучение языку, чтению, письму, культуре речи, преподаванию родного языка как иностранного. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|