Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сущность и функции языка.




Сущность определяется в словаре философских терминов как внутреннее содержание предмета, а функция - как соотношение двух или нескольких объектов, в котором изменение одного из них приводит к изменению другого. Вопрос о том, что же такое язык (сущность), а также с какими аспектами жизнедеятельности человека он взаимосвязан (функции) решался и решается по-разному в зависимости от научной школы или направления. Рассмотрим основные подходы к рассмотрению интересующей нас темы.

Структурный подход. Основоположником структурного подхода в лингвистике является швейцарский учёный Фердинанд де Соссюр. Он определял сущность языка следующим образом:

" Язык является социальным продуктом, совокупностью необходимых условностей, принятых коллективом, чтобы обеспечить реализацию, функционирование способности к речевой деятельности, существующей у каждого носителя языка " (Курс общей лингвистики. - М., 1998).

" Язык есть система знаков, представляющих собой единство акустического образа и понятия " (Курс общей лингвистики. - М., 1998).

Ф.де Соссюр предложил концепцию языкового знака, которая надолго определила развитие семиотики (науки о знаках) и лингвистики. Исследователь определил языковой знак как билатеральную (двустороннюю) сущность, один из составляющих которую элементов есть означающее (форма: акустический или графический образ), а другой - означаемое, представляющее собой понятие, которое конвенционально (т.е. по договорённости) связывается говорящими с тем или иным означающим. Схематически эта теория представлена на рис.2:
Рисунок 2.

При таком подходе основной функцией языка является хранение и передача информации, знаний, т.е. кумулятивная функция языка.

Коммуникативный подход. В самом общем смысле коммуникация определяется как "обмен" мыслями, знаниями, действиями (Кашкин 2007:12). В последнее время всё больше исследователей приходят к выводу о том, что, собственно говоря, "обмена" при коммуникации не происходит, поскольку мы не всегда полностью понимаем мысли, которыми с нами хочет "обменяться" собеседник, к тому же в реальности общения целью коммуникантов является не "передать" собеседнику знания или информацию, а согласовать с ним свои действия, убедить сделать что-либо определённым образом. Данным тенденциям в лингвистике отвечает следующее определение коммуникации:

" Коммуникация есть непрекращающийся процесс, на каждом этапе которого обеспечивается согласованность действий участников, что в идеале должно приводить к жизненному процветанию общины " (Панов, 1983:216).
В рамках коммуникативного подхода в лингвистике в качестве сущности языка рассматривается его способность служить важнейшим средством общения. Отсюда важнейшая функция языка − коммуникативная.

Кроме естественного языка средством коммуникации могут служить и другие знаковые системы, например, язык математических символов, язык жестов, язык цветов и т.д.

Но язык является важнейшим средством коммуникации, поскольку, в отличие от других средств коммуникции, позволяет осуществлять взаимодействие: 1) находясь на расстоянии (в языке жестов и мимики это невозможно); 2) при отсутствии в зоне непосредственной видимости объекта, по поводу которого достигается согласованность действий коммуникантов; 3) независимо от времени, т.е. осуществлять коммуникацию «отложенную во времени» (что невозможно в языке цветов); 4) в любой жизненной ситуации (использование, например, математических символов в обыденном повседневном общении − нонсенс).

Говоря о коммуникативной функции языка, мы можем упомянуть о двух видах (жанрах) речевого общения: информативном общении и неинформативном или фатическом общении. В первом случае в процессе общения изменение поведения партнёра достигается при помощи обращения к рациональной стороне его «Я» − сообщается определённая информация. Например: "Уважаемые жильцы, сегодня в 18:00 состоится общее собрание жильцов нашего дома". Во втором − при помощи обращения к эмоциональной, чувственной стороне «Я»: Например, «Машенька не плачь, ты такая хорошая, красивая, у тебя всё получится».

В связи с этой функцией следует также упомянуть всё возрастающий интерес современных лингвистов к коммуникативным стратегиям и тактикам речи.

Под речевой стратегией понимается общая линия коммуникативного поведения, направленная на достижение какой-либо достаточно глобальной цели. Например, речевая стратегия уговора, имеет своей целью сделать так, чтобы собеседник осуществил действие, нужное говорящему. Тактика – это конкретный способ, которым осуществляется достижение стратегической цели общения. Например, уговаривая, говорящий может использовать тактику комплимента. Например, обращаясь к коллеге: Я бы хотела попросить Вас заменить заболевшего Х. Я прошу это сделать именно Вас, потому что ВЫ – мой лучший сотрудник. Для достижения стратегической цели "уговорить" нередко обращаются к тактике апелляции к чувствам: Дорогой, ведь ты же меня любишь, правда? Ты же не будешь спокойно смотреть как я второй год подряд хожу в одной и той же норковой шубе?

Когнитивный подход. С точки зрения когнитивного (от лат. cognitia 'познание') подхода к анализу языковых фактов, язык есть важнейший механизм познания окружающего мира. В таком случае основная функция языка - помогать человеку мыслить, познавать окружающий мир. В этой связи в лингвистической литературе широко обсуждается проблема соотношения языка и мышления.

Данная проблема имеет древнюю историю. В целом, можно выделить три основных направления решения проблемы соотношения языка и мышления:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных