Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Фонетическое членение речи.




Речевой поток, как правило, членится паузами различной длительности на сегменты (отрезки) различной длины. Выделяют следующие сегменты фонетического членения речи: фонетическая фраза, такт, фонетическое слово, слог, звук.

Фраза – крупнейшая фонетическая единица, отрезок речи от паузы до паузы. Она не всегда совпадает с предложением, которое является грамматической единицей. Одна фонетическая фраза может охватывать несколько предложений, а предложение может распадаться на несколько фраз. Пауза – перерыв в звучании, разрывает звуковую цепь. Во время паузы говорящий вдыхает воздух, необходимый для произнесения следующей фразы. Например: Я прожил один\\ не имея никого, с кем можно было бы поговорить\\ пока не произошла одна авария в пустыне Сахара\\ шесть лет назад\\.

Такт – это часть фразы, объединенная одним фразовым ударением. Пауза, отделяющая один такт от другого, менее длительна, чем пауза, служащая границей между фразами. Чередование фонетических тактов носит более индивидуальный характер, чем членение на фразы, и более тесно связано со смыслом, вкладываемым говорящим в высказывание. Например:
Сын прочитал письмо/ матери//
Сын прочитал/ письмо матери//

Фонетическое слово - это объединение знаменательного и служебного слов под одним общим ударением.
В речевом такте столько фонетических слов, сколько в нём самостоятельных ударений. Например:
ЧтО вам \ нУжно? (2 фонетических слова). Выделяют 2 типа слияния ударного и безударного слов в одном фонетическом слове - проклизу и энклизу.

Проклиза – слияние в одном фонетическом слове предыдущего безударного слова с последующим ударным: от окнА, за лЕсом, на мОре, под углОм.
Присоединяемое спереди безударное слово называется проклитиком: от, за, на, под.

Энклиза – слияние последующего безударного слова с предыдущим ударным: брать зА душу, бЕз вести пропавший. Энклитик – присоединяемое сзади безударное слово: душу, вести.

Слог - часть такта, состоящая из одного или нескольких звуков.

Звук – результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде, осуществляемый действием какой-либо движущей силы и доступный для слухового восприятия.

7. Интонация и ёё функции.

Интонация – совокупность характеристик предложения: тона (мелодики речи), громкости, темпа речи и её отдельных отрезков, ритмики, особенностей фонации.

Функции интонации

· Семантические: выражение цели высказывания, его «коммуникативной организации»[2], различение частей высказывания по смысловой важности, членение на тему и рему

· Экспрессивная: выражение эмоций говорящего, воздействие на эмоции слушающего. Реализуется интегральными средствами, что является причиной характерности последних для диалогической и художественной речи

· Синтаксическая: синтаксическая составляющая предложения зачастую оформляется как единая интонационная группа с общими интегральными характеристиками и одним фразовым акцентом

· Эвфоническая способствование благозвучию отрезка речи, в частности его деление на соизмеримые по времени звучания фрагменты, чередование сильных и слабых ударений.

8. Ударение: его виды и функции.

Ударение есть выделение в речевой цепи той или иной единицы среди однородных с помощью фонетических средств. Выделяют несколько типов ударения/

Фразовое ударение - это основное ударение в последовательном ряду ударений фонетической фразы.
Фразовое ударение бывает:

а) синтагматическим – такое ударение фонетически объединяет слова в синтагму. В русском языке каждая синтагма произносится с выделением последнего слова: Красо та спасёт мир;

б) логическим – смысловое выделение наиболее коммуникативно важного для данного высказывания слова:
Он увлекается музыкой?
Он увлекается музыкой?
Он увлекается музыкой?

в) эмфатическим – эмоциональное выделение какого-либо слова во фразе:
Как здорово!

Словесное ударение - это выделение одного из слогов в слове такими фонетическими средствами, как усиление звучности, удлинение слогообразующего звука или изменение тона.

Динамическое ударение – результат физиологического усиления мускульного напряжения, акустически характеризующийся усилением звука. Выделяют сильное и слабое динамическое ударение (русский и, соответственно, украинский языки), свободное и фиксированное, подвижное и неподвижное ударение.

Свободное ударение – ударение, не закреплённое за какой-либо позицией в слоге: в русском языке - р у ки, голов а, тар а нтул.

Фиксированное ударение – ударение, закреплённое за определённой позицией в слове: nat u ra, n au ta, am ā re - лат. язык ;dans er, éc o le, universit é.

Подвижное ударение – в разных словоформах одной лексемы оно свободно может перемещаться с одного слога на другой: рук а, р у ки.

Неподвижное ударение – во всех производных от одного и того же слова ударение закреплено за одним и тем же слогом: сол о ма, сол о менный, сол о мка, сол о мы.

Количественное ударение - это выделение одного из слогов в слове посредством удлинения слогообразующего звука.

Музыкальное ударение - это выделение одного из слогов в слове посредством удлинения слогообразующего звука.

Такое позиционное изменение звуков, как редукция, тесно связано с особенностями количественного и динамического ударения.

Редукция - это такой тип позиционных звуковых изменений, при которых гласные в безударном положении ослабевают, т.е. утрачивают часть своей силы и долготы. При утрате гласным в безударной позиции своих основных характеристик говорят о качественной редукцией, в случае же утраты гласным части своей долготы принято использовать термин "количественная редукция". Первая разновидность ярче представлена в языках с сильным динамическим ударением, вторая - с количественным ударением. Например, в слове крушить безударный гласный менее долгий, чем ударный гласный, но он сохраняет свои основные фонетические и артикуляторные характеристики. Таким образом, в описываемом случае мы имеем дело с количественной редукцией. Примером качественной редукции (в сочетании с количественной) является, например, русское слово кошка - [кошкъ] - безударный гласный теряет все основные артикуляторные и фонетические характеристики, становясь неким призвуком неясной природы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных