ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Индуктивные и дедуктивные универсалииАлфавиты. Восточные. Распространение алфавита в пределах персидской державы от малой Азии до Индии привело к созданию нескольких разновидностей письма. Важнейшие: - арамейское (сирийское) - квадратичное (еврейское) Возникли как консонантное письмо. Позднее стали обозначаться гласные и дифтонги, сначала – непоследовательно. Затем – в обязательном порядке.
Западные. Базовым для всех западных алфавитов является греческое письмо, при этом архаическое греческое письмо по форме почти буквально совпадает с финикийским. В последствии греки сделали окончательный шаг в развитии консонантно – вокального письма, стаои обозначать на письме гласные, ввели дополнительные буквы, изменили направление письма.
С течением времени укрепилось единое написание - слева направо, которое использовалось в письменностях, восходящих к греческой традиции.
Греческое письмо. Восточно – греческое. На его основе возникли византийское, древне – готское и славянско- кирилловское.
Западно – греческое. На его основе возникла латиница через этрусское письмо.
Славянское письмо было разработано на основе добавления к 24 буквам византийского греческого письмо еще 19 букв.
Кириллица использовалась православными славянами, а также до 19 века румынами. Кириллица и глаголица почти полностью совпадали по составу, порядку и значению букв, резко различались по форме.
Современный русский алфавит – упрощенная кириллица, претерпел ряд реформ от Петра I до 1918 года.
Специальные виды письма. 1.Транскрипция – передача фонетических единиц какого – либо языка с помощью специальной системы записи. Виды транскрипции Фонетическая – точная передача звучания текста с помощью графических средств.
Фонематическая – система записи, при которой графическое отражение получают только единицы, имеющие смыслоразличительный характер.
Практическая – запись звучания иноязычных слов средствами национального алфавита с учетом их произношения.
2. Транслитерация – передача текстов, записанных с помощью одной графической системы с средствами другой графической системы. В отличие от транскрипции, транслитерация ориентирована на написание слова. От практической транскрипции транслитерация отличается своей универсальностью. Она не ограничивается буквами какого – либо одного алфавита.
3. Стенография – особая система письма, целью которой является ускорение процесса фиксации живой речи. Знаки стенографии – видоизмененные буквы или их элементы.
43. Методы лингвистических исследований. Типология. В общенаучном масштабе типология — это метод исследования разнообразных и внутренне сложных объектов путем выявления их общих или сходных черт и группировки, объединения объектов с учетом меры этой близости в некоторые классы (группы, типы). Существует два вида типологизирования: 1) анкетный и 2) эталонный. Анкетный способ состоит в том, что исследователь приписывает набор признаков (с положительным и отрицательным значением) классифицируемым языкам. Эталонный метод охватывает более широкий круг: 1) исследователь использует какой-либо естественный язык в качестве типичного представителя определенного класса языков, а затем, имея ряд таких эталонов, распределяет остальные языки по классам через сравнение их с типичными представителями этих классов; 2) Язык — эталон специально конструируется следующими способами: а) оптимальная система, в которой формально выражены все типологизируемые категории (тогда переход от языка-эталона к конкретным языкам будет осуществляться по правилам свертывания (нейтрализации) некоторых эталонных противопоставлений, а виды этой нейтрализации станут параметрами, задающими классы языков); б) минимальная система, в которой выражены лишь инвариантные (общие) для рассматриваемых языков свойства (тогда переход от языка-эталона к конкретным языкам будет осуществляться по правилам развертывания эталонных категорий). Индуктивные и дедуктивные универсалии Говоря об универсалиях, иногда имеет в виду непосредственно изучаемую реальность — языки мира, иногда — высказывание о языке. Собственно универсалии понимаются по-разному: 1) как явления, присущие всем или почти всем языкам мира; 2) как любое высказывание, верное для всех или почти всех языков мира. В зависимости от способа выражения универсалий различают универсалии дедуктивные (аксиоматические) и индуктивные (эмпирические). Дедуктивная универсалий — это теоретическое допущение о том, что некоторое свойство должно быть присуще всем языкам. В такого рода допущениях имеет место дедукция — логический вывод о свойстве отдельных объектов на основании суждения о классе таких объектов. Индуктивная универсалия — это некоторое свойство, которое обнаружено во всех доступных для наблюдения языках и поэтому считается присущим всем языкам мира. Иначе говоря, свойство отдельных объектов распространяется на весь класс объектов — все языки мира. Дедуктивные универсалии строятся из наблюдений и размышлений над некоторой ограниченной совокупностью конкретных языков и затем индуктивно «проверяются» на более широком языковом материале. Нередко индуктивные универсалии не только подтверждают, но и конкретизируют, тем самым содержательно обогащают дедуктивные предположения. Не раз указывалось, что познавательной ценностью обладают только индуктивные универсалии, в то время как дедуктивные — это вывод или следствие из уже имеющихся общетеоретических представлений о языке, т.е. Не новое значение, а лишь по-новому представленное знание. По сути дедуктивные универсалии — это заключенные в форму универсалий некоторые ключевые высказывания, как бы извлеченные из общей теории языка. Описательный метод. Цель: установление фактов и явлений, включение их в обиход научного исследования. Приемы: наблюдение с интуитивным выделением языковых единиц и сведением их в совокупности. Первые грамматики пользовались этим методом.
Язык и речь. Язык – система объективно существующих, социально закрепленных знаков, соотносящих понятийное содержание и типовое звучание. -абстрактен -потенциален -социален -конечен -стабилен -богат -независим от обстоятельств общения -имеет уровневую организацию
Речь – конкретное говорение, протекающее во времени облеченное в звуковую или письменную форму. -материальна -конкретна -реальна -индивидуальна -бесконечна -переменна -не всегда богата -контекстна и ситуативно обусловлена -линейна
Разделяя язык и речь, мы тем самым отделяем: 1) социальное от индивидуального; 2) существенное от побочного и более или менее случайного. Язык не есть функция говорящего субъекта, он — продукт, пассивно регистрируемый индивидом; он никогда не предполагает предварительной рефлексии, и анализ в нем выступает лишь в области классифицирующей деятельности... Наоборот, речь есть индивидуальный акт воли и понимания, в котором надлежит различать: 1) комбинации, при помощи которых говорящий субъект пользуется языковым кодом с целью выражения своей личной мысли; 2) психофизический механизм Язык и мышление Виды мышления: Практическое – действенное или кинетическое Образное – наглядно – образное или чувственно – образное Словесно – логическое или абстрактно - логическое
Мысль формируется и передается с помощью форм языка.
Язык и мышление тесно связаны, но не тождественны.
Язык: -материален -законы языка национальны -единицы языка: фонема, морфема, слово, предложение, текст
Мышление: -идеально -интернационально -единицы мышления: понятие, суждение, умозаключение
В ходе исторического развития языка и мышления характер их взаимодействия изменяется. -На начальном этапе язык симулирует развитие мышления -Развитие письменности усиливает воздействие языка на общение -В целом, в неразрывном единстве языка и мышления, мышление является ведущим -Воздействие мышления на язык находит отражение в расширении значения слов, в количественном росте лексического и фразеологического состава языка. Мышление как способность мыслить и рассуждать, делать умозаключения и давать оценки может быть образным, техническим и логическим. Образное мышление предполагает живость восприятия, единство представления, понятия и оценки. Оно находит своё выражение в поэтической речи, в художественных произведениях живописи, музыки, архитектуры, в кинофильмах, телеспектаклях и телефильмах. Техническое мышление соединяет образ и понятие с техническим их воплощением. Логическое мышление построено на строгом соблюдении правил употребления понятий и построения суждения. Язык является средством и орудием всех видов мышления, он материализует и выражает сознание - прежде всего словарным составом. Слова обращены к миру вещей и миру понятий. Слова называют предметы и выражают знания. Язык как средство выражения и передачи мысли. Роль языка как орудия мышления проявляется прежде всего в формировании и выражении мыслей - результатов мышления, познавательной деятельности. «Самые высшие достижения человеческой мысли, - говорил М.И. Калинин, - самые глубокие знания и самые пламенные чувства останутся неизвестными для людей, если они не будут ясно и точно оформлены в словах. Язык - это орудие для выражения мысли. Язык выражает и передаёт не только интеллектуальные сообщения, но и чувства - эмоции и волеизъявления. По целям высказывания различают функциональные (модальные) разновидности предложений, которые, как известно, бывают повествовательными, восклицательными, побудительными и вопросительными. На этом основании выделятся виды когнитивной функции, а именно - информативная (функция передачи сообщения), волюнтативная (функция передачи волеизъявления) и интеррогативная (вопросительная).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|