Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Фонетика как языковой уровень и как раздел языкознания. Фонетика и фонология. Единицы речевого потока.




Фонетика - раздел языкознания, в котором изучается звуковой строй языка, т.е. звуки речи, слоги, ударения, интонации. Имеются три стороны звуков речи, и им соответствуют три раздела фонетики:

1. Акустика речи. Она изучает физические признаки речи.

2. Антропофоника или физиология речи. Она изучает биологические признаки речи, т.е. работу, производимую человеком при произнесении (артикуляции) или восприятии звуков речи.

3. Фонология. Она изучает звуки речи как средство общения, т.е. функцию или роль звуков, используемых в языке.

Фонологию нередко выделяют как отдельную от фонетики дисциплину. В таких случаях два первых раздела фонетики (в широком смысле) - акустика речи и физиология речи объединяются в фонетику (в узком смысле), которая противопоставляется фонологии.

Фонология изучает общественную, функциональную сторону звуков речи. Звуки рассматриваются как средство общения и как элемент системы языка. Основное понятие в фонологии - фонема. Термин «фонема» ввел в языкознание великий русско-польский лингвист, потомок французских дворян Иван (Ян) Александрович Бодуэн де Куртенэ, основоположник Казанской школы языкознания. Он считал фонему психическим вариантом звуков языка.

Фонема - это звукотип, обобщенное, идеальное представление о звуке. Фонему нельзя произнести, произносятся только оттенки фонем. Фонема - общее, реально произносимый звук - частное. Фонема - минимальная звуковая единица системы языка, позволяющая различать слова и смысл слов. Признаки, по которым фонема отличается от других, называются дифференциальными (различительными) признаками.

Например, в рус. яз. слово «там» можно произнести с кратким [а] и долгим [а:], но значение слова от этого не изменится. Следовательно, в русском языке это не две фонемы, а два варианта одной фонемы (аллофонемы). Но в анг. и нем. яз. фонемы различаются и по долготе.

Общие признаки, которые не могут быть использованы для разграничения фонем, называются интегральными признаками. Напр., признак звонкости у [б] не различительный (дифференциальный), а интегральный признак по отношению к [х].

Сильная позиция фонемы - это положения, где фонемы отчетливо выявляют свои свойства: сом, сам.

Слабая позиция - это позиция нейтрализации фонем, где фонемы не выполняют различительных функций: сома, сама; нога, нага; рок, рог; рот, род.

Нейтрализация фонем - это совпадение различных фонем в одном аллофоне.

Дистрибуция - распределение фонем по произносительным позициям:

1. Контрастная дистрибуция - два звука встречаются в одном и том же окружении и при этом различают слова. В этом случае они представители разных фонем.

2. Дополнительная дистрибуция - два звука никогда не встречаются в одинаковом окружении и при этом смысла слов не различают. Они варианты, аллофоны одной и той же фонемы.

3. Свободное варьирование (чередование) - звуки встречаются в одних и тех же окружениях и не различают слов и значений. Это варианты одной и той же языковой единицы.

Звук - минимальная незначимая единица речевого потока.

Фонетические единицы:

- фон,

- фраза,

- синтагма – сравнительно небольшая группа слов, объединенных соседством в речевой цепи и тесной смысловой связью.

- фонетическое слово,

- слог – минимальная артикуляционная единица речи, состоит из одного или нескольких звуков.

 

12. Понятие звука речи. Три аспекта изучения звуков речи: акустический, биологический, собственно лингвистический. Устройство речевого аппарата.

Кратчайшая, минимальная, нечленимая звуковая единица, которая выделяется при последовательном звуковом членении слова, называется звуком речи. Традиционной классификацией звуков речи является разделение их на гласные и согласные.

АКУСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.

Каждый звук, произносимый нами в речи, как и всякий звук вообще, есть физическое явление — колебательное движение, передаваемое через упругую среду (через воздух) и воспринимаемое человеческим слухом. Это колебательное движение характеризуется определенными физическими (акустическими) свойствами, рассмотрение которых и составляет физический, или акустический, аспект в изучении звуков языка и речи.

В языковых звуках используются и в той или иной пропорции сочетаются элементы тона и шума, причем тоны возникают в результате колебания голосовых связок в гортани, а также ответных колебаний воздуха в надгортанных полостях, тогда как шумы — главным образом в результате преодоления воздушной струёй разного рода преград в речевом канале. Гласные — это в основном тоны, глухие согласные (например, [k], [t], [f]) — это шумы, а среди других согласных в так называемых сонантах ([r], [l], [n], [m] и др.) тон преобладает над шумом, тогда как в звонких шумных ([g], [d] и т. д.), напротив, шум преобладает над тоном.

Звуки характеризуются высотой, зависящей от частоты колебаний (чем больше колебательных движений в единицу времени, тем выше звук), и силой (интенсивностью), зависящей от амплитуды (размаха) колебания. Они обладают также большей или меньшей длительностью (долготой). Но, бесспорно, наиболее важным для языка различием звуков является различие их тембра, т. е. их специфической окраски.

Специфический тембр каждого звука создается главным образом резонансными характеристиками, иначе — дополнительными тонами, которые наслаиваются на основной тон (возникающий в результате колебания голосовых связок), а также на шумы. При образовании звуков речи роль резонатора выполняют полости рта, носа и глотки.

БИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ. (артикуляционный )

Каждый звук, произносимый нами в речи, есть не только физическое явление, но также и результат определенной работы человеческого организма, а кроме того, и объект слухового восприятия, тоже связанного с определенными процессами, происходящими в организме.

Для того чтобы человек произнес тот или иной речевой звук, необходимо следующее:

1. определенный импульс, посылаемый из головного мозга, точнее, из так называемого моторного центра речи — из зоны Брока, находящейся в 3-й лобной извилине левого полушария;

2. передача этого импульса по нервам к органам, непосредственно выполняющим данную «команду»;

3.в большинстве случаев — сложная работа дыхательного аппарата (легких, бронхов и трахеи), а также диафрагмы и всей грудной клетки, так как без воздушной струи, создаваемой дыханием, нормально не могут быть образованы звуки речи;

4. работа тех органов, которые принято называть, т. е. голосовых связок, языка, губ, нёбной занавески, стенок глотки и определенные движения нижней челюсти, обеспечивающие нужный угол раствора полости рта.

Совокупность работ дыхательного аппарата и движений произносительных органов, необходимая для произнесения соответствующего звука, называется артикуляцией этого звука.

Там, где артикуляция согласного влияет на артикуляцию согласного же или артикуляция гласного — на артикуляцию гласного, причем влияние это направлено в сторону сближения артикуляций, говорят об ассимиляции, или уподоблении.

Редукция – ослабление гласных в безударных слогах и оглушение согласных на конце слова перед паузой.

Оглушение звонких согласных на конце слова перед паузой наблюдается во многих языках. Физиологическая основа этого явления — преждевременное, еще до конца произнесения слова, возвращение голосовых связок в состояние покоя. В некоторых языках оглушение является в этой позиции частичным — оглушается только конец согласного.

Звук выполняет определенные функции в языке и речи. Язык может служить орудием общения и обмена мыслями только потому, что значащие единицы языка (морфемы, слова и т.д.) материализуются в звуках, произносимых говорящим и воспринимающих слушающим. Для языкознания именно эта функциональная сторона является самой важной.

Лингвистический (функциональный) аспект является ведущим, основополагающим, поскольку он изучает структурные и функциональные закономерности звукового строя языка. Язык – достояние коллектива. Лингвистический аспект изучает язык в его связи с обществом, с функциями языка, выполняемыми ими в обществе.

Речевой аппарат – это совокупность органов человека, необходимых для создания речи. Он включает в себя несколько звеньев:

- дыхательные органы, т.к. все звуки речи образуются при выдохе. Это легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы.

- пассивные органы речи – это неподвижные органы, служащие точкой опора для активных органов. Это зубы, альвеолы, твердое небо, глотка, полость носа, гортань.

- активные органы речи – это подвижные органы, производящие основную работу, необходимую для образования звука. К ним относится язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки (- два небольших пучка мускулов, прикрепленных к хрящам гортани. Они эластичны, могут быть расслаблены и напряжены)

- головной мозг. Он координирует работу органов речи и подчиняет технику произнесения творческой воле говорящего.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных