Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие об ударении. Основные типы ударения. Функции словесного ударения. Интонация.




Под словесным ударением понимается выделение одного или двух слогов в составе многосложного слова с помощью силы, высоты и длительности звуков. Соответственно различают:

1.динамическое (силовое, или экспираторное)

2.музыкальное (тоновое, или мелодическое)

3.количественное (квантитативное, или долготное)

Чисто динамическое ударение представлено в чешском языке. Чисто музыкальное ударение представлено в китайском, корейском, японском языках. Языки с чисто количественным ударением встречаются редко. В качестве примера языков с таким ударением может служить новогреческий язык. В большинстве языков все эти виды ударения обычно используются в комбинации с друг с другом. Так, в русском литературном языке ударный слог всегда и самый сильный, и самый долгий и, кроме того, лишь на ударных слогах может происходить движение тона.

Каждому языку свойственны свои правила, регулирующие место ударения в слове. Существуют языки со свободным (разноместным) и связанным ударением. В языках со свободным ударением словесное ударение может падать на любой слог слова, как это имеет место, например, в русском языке. (город, ворота, молоток). В языках со связанным ударением словесное ударение выделяет лишь какой-то определенный слог слова: в чешском - это первый слог от начала, в польском - второй от конца, во французском языке ударение в слове всегда падает на последний слог в слове. Промежуточную группу представляют языки с полусвязным ударением. Яркий пример – латинский язык: ударный – предпоследний слог, если он с долгой гласной, если нет, то ударным становится предшествующий ему слог вне зависимости от долготы гласного.

Различают ударение подвижное и неподвижное. Неподвижным следует считать такое ударение, которое всегда падает на один и тот же слог, независимо от того, в какой словоформе оно выступает. В русском языке ударение подвижное. Есть пары слов, которые различаются лишь ударением: замок - замок.

Выше было отмечено, что иногда в одном слове имеется более одного ударения. Обычно в этих случаях ударения неравноправны: главное ударение противостоит второстепенному, более слабому.

Словесному ударению обычно приписывают три функции:

1.кульминативную (объединяющую)

2.делимитативную (разграничительную)

3.дифференцирующую (словоразличительную)

Сущность кульминативнй функции заключается в том, что ударный слог, подчиняя себе соседние безударные слоги, связывает звучание слова в одно целое. Связывая звучание слова в отдельное целое, ударение помогает слушающему одновременно разграничить одно значимое слово от другого. В этом проявляется делимитативная функция словесного ударения. Дифференцирующую функуцию можно проиллюстрировать следующими примерами: рУки - рукИ.

Интонация - это ритмико-мелодический рисунок речи. Интонация представляет собой комплексное явление, в состав которого входят следующие компоненты:

1.частота основного тона голоса (мелодическая составляющая);

2.интенсивность (динамическая составляющая)

3.длительность, или темп (темпоральная составляющая)

4.тембр

С чисто лингвистической точки зрения в языках следует различать два основных типа интонации.
1. При интонации первого типа меняется самый смысл слова, его исходное и основное значение. Интонация этого рода свойственна таким языкам, как китайский, японский и другие.

2. Интонация второго типа имеет менее самостоятельное значение, чем интонация первого типа, придает слову дополнительное значение, обычно резко не меняющее его смысла, как и смысла всего предложения. Такая интонация свойственна индоевропейским языкам.

Интонация взаимодействует с другими факторами языка - лексическими и грамматическими. Вопросительная интонация все больше повышается, делается все более сильной и напряженной, по мере того, как мы будем сравнивать между собой следующие три предложения: Читал ли ты книгу? Читал ты книгу? Ты читал книгу?

Таким образом, чем больше помощников - лексических (частица ли) и грамматических - порядок слов - бывает у интонации, тем слабее сама интонация: оттенки смысла передаются сразу несколькими средствами.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных