Аспекты изучения звуков речи
Звук – минимальная, неделимая единица звучащей речи. Рассматривается с акустической, артикуляционной и смыслоразличительной сторон.
1. Функциональный, фонологический, собственно лингвистический аспект изучения звуков речи. Смыслоразличительная функция звука проявляется в том, что он может служить для различения слов (том и дом).
2. Акустический, физический аспект изучения звуков речи. Акустически звук речи представляет собой колебательные движения, передаваемые воздушной средой, он может быть:
а) высоким и низким (тон, высота голоса, тембр)
б) сильным и слабым (громкость, сила звука. Зависит от частоты колебаний голосовых связок)
в) высокого (турбулентный – при прохождении воздушной струёй возникает шум (ш,с,ф,х), но не образуется смычки; импульсный – когда звук образуется благодаря преодолению смычки (д,к,п,т); тоновые – звук образуется благодаря связкам (тону) и обертонам (колебаниям)
г) долгим и коротким (в некоторых языках есть знаки долготы и краткости (латынь), в некоторых по положению в слове (русский), в некоторых буква изначально имеет эту характеристику).
3. Артикуляционный, физиологический аспект изучения звуков речи Артикуляционная характеристика звука обусловлена работой органов – какие из них участвуют в образовании звука и каким способом его образуют, (участие органов: язык (подъём, ряд), зубы, губы; где образуется – ротовая полость, носовая)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|