Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие об объекте и предмете науки. Эмпирический и теоретический принципы вычленения.




Вычленение объекта наук осуществляется на двух уровнях. С одной стороны мы говорим об эмпирическом уровне вычленении языка. Вычленение языка на основе речевых фактов (текстах, речевой деятельности) в контексте всеобщих условий его существования.

Теоретическое вычленение является абстрактным (язык как система выразительных средств, содержащихся в памяти человека). Здесь мы получаем предельно общее представление об объекте.

Предмет науки - это та сторона или стороны объекта науки, которыми он в ней представлен. Если объект существует независимо от науки, то предмет формируется вместе с ней и закрепляется в ее понятийной системе. Предмет не фиксирует всех сторон объекта, хотя может при этом включать то, что в объекте отсутствует. В определенном смысле развитие науки есть развитие ее предмета.

Каждый объект может изучаться множеством наук. Так, человек изучается физиологией, социологией, биологией, антропологией и т.д. Но каждая наука имеет в основе свой предмет, т.е. то, что именно она изучает в объекте.

Объект – внешняя сторона независимая от человека.

Предмет – объект, отраженный в сознании исследователя, то есть к которому был применен определенный подход.

Языкознание идет по пути сужения объектной части и расширения предметной.

Предмет науки – содержание науки. Объект складывается в понятии об объекте. Функции понятия об объекте:
название объекта; должно устанавливать родство каким-то другим объектом; должно содержаться внутреннее глубинное противоречие.
в понятии об объекте: имя, сущность, первое приближение к пониманию природы объекта.
Природа – вся полнота необходимого объекта в аспекте бытия. (Сфера вокруг ядра. Языковая природа.) Сущность – ядро (определяется через вид и род; в основе языковая знаковость)

Сущность- основа природы объекта. Общее собственное качество вещи. Определяется через род и видовое отличие.

Природа - определение сущности объекта в аспекте внешней взаимосвязи.

Природа языка многоаспектна:

- язык как основа деятельности сознания

- универсальное средство общения

- общественное явление

- основа нац. Самосознания

 

7. Природа и сущность языка: критерии научного разграничения. Аспекты природы языка.

Сущность – это основа природы объекта, предельно общее собственное качество вещи. Сущность объекта определяется через род и родовое отличие. Видовое отличие для языка – это многообразие различных видовых определений. Сущностью языка является знаковость.

Природа объекта – это сторона необходимого определения сущности объекта в аспекте внешней взаимосвязи, внешней обусловленности.

Природа языка многоаспектна:

-язык выступает как основа деятельности сознания.

- язык - это универсальное средство общения

- язык – общественное явление

- язык – основа национального и общественного самосознания

Природа – вся полнота необходимого объекта в аспекте бытия. (Сфера вокруг ядра. Языковая природа.) Сущность – ядро (определяется через вид и род; в основе языковая знаковость)

 

8. Необходимые внешние условия существования языка (мышление, коммуникация, общество). Связь внешних факторов и знаковых функций языка.

1) Мышление - это первое необходимое внешнее условие существования языка. Доказано – что мысль – это свернутая речь. Мышление не воплощается, а осуществляется. Слово - это и есть мысль.

Язык неразрывно связан с мышлением; является социальным средством хранения и передачи информации, одним из средств управления человеческим поведением. Мышление - умение сопоставить разные предметы, находить предметы, обобщать. Мышление может быть вербальным и невербальным. Невербальное мышление осу­ществляется с помощью наглядно-чувственных образов, возникающих в результате восприятия впечатлений действительности и затем со­храняемых памятью и воссоздаваемых воображением. Вербальное мышление оперирует понятиями, закреп­ленными в словах, суждениями, умозаключениями, анализирует и обобщает, строит гипотезы и теории. Оно протекает в формах, устано­вившихся в языке. Будучи орудием общения, язык является орудием обмена мыслями. Поэтому возникает вопрос о соотношении языка и мышления. Мышление - высшая ступень человеческого познания.

2) Коммуникация. Коммуникация это апелляция к другому сознанию. Язык - это основа человеческого общения.

3) Общественное сознание. Язык - универсальный носитель культурной памяти. Универсальное средство сознания, познания, общения. В аспекте общественного сознания язык обслуживает функционирование общества во всех сферах жизни, Где бы мы ни появились, все подлежит языковому выражению. Язык является центральным фактором культуры народа. В языке закрепляется опыт исторического развития народа, развития сознания. В языке закрепляется духовный опыт. В языке закрепляются формы территориальной социальной профессиональной дифференциации общества.

Язык обеспечивает единство общественного сознания. Язык – это важное средство национальной культурной самоидентификации личности. Мы идентифицируем себя по языку.

Сущностью языка явл-ся знаковость. Ф. де Соссюр: сущность языка лежит на стороне искусственных факторов (знаковости). Язык – это система знаков. Знак – центральный материальный фактор системы. Он является материальным носителем всех функций языка, инструментом познания и коммуникации.

 

 

II. Семиотика языка. Аспекты изучения языковой знаковости.

9. Знаковая сущность языка. Культурно-историческое значение языковой знаковости (место языкового знака в жизни человека).

Сущностью языка явл-ся знаковость. Ф. де Соссюр: сущность языка лежит на стороне искусственных факторов (знаковости). Язык – это система знаков. Знак – центральный материальный фактор системы. Он является материальным носителем всех функций языка, инструментом познания и коммуникации. Языковой знак – вершина знаковой эволюции. Знаковая эволюция обозначается термином семиогенез. – эволюция знака в культуре.

Знаковость – выделение объекта на теоретическом уровне

Знак состоит из двух аспектов – формы и содержания

Знак возникает, когда нужно опосредовать отношение человека и мира в связи с этим начинают развиваться, совершенствоваться понимание мира человеком возникают формы понимания, знаковые формы.

Человек живет в обществе. Он связан тысячами нитей с членами общества. Без общения с другими индивидуумами его существование было бы невозможно. В качестве же средств общения выступают как раз языковые знаки. В знаковых ситуациях человека решающая роль принадлежит именно языковым знакам.

Языковые знаки, используемые человеком, в своем подавляющем большинстве интернациональны. Поведение человека разумно. Человек сознательно преследует определенные цели. Общаясь с членами общества, он сознательно, намеренно прибегает к помощи языковых знаков, понимая, что используемые знаки воздействуют на поведение окружающих его людей и что путем соответствующего подбора языковых знаков можно добиться от слушателей желаемых результатов.

Освобождение человеческой субъективности. Из субъекта природы в субъект культуры.

 

10. Структура знака. Понятие означающего и означаемого. Аспекты процесса означивания. Сущностные критерии выделения языковой знаковости.

Языковой знак материален и идеален одновременно; он представляет собой единство звуковой оболочки (акустического образа) — означающего (формы) и обозначаемого понятия — означаемого (содержания). Означающее материально, означаемое идеально.

Наука о знаках - семиотика. Чарльз Пирс

Де Соссюр -первый обратил внимание что отношение между означ и означаемым является искусственным.

Отношение формы и содержания в языковом знаке: произвольное; немотивированное (свойства формы не зависят от свойств содержания; между ними нет причинно-следственной связи). Связь создаётся по общественному соглашению.

Семиотика (в языкознании) изучает характерные особенности отношения «знак — означаемое», распространённого достаточно широко и несводимого к причинно-следственным отношениям. Термин «знак» понимается в широком смысле как некоторый объект (вообще говоря, произвольной природы), которому при определённых условиях (образующих в совокупности знаковую ситуацию) сопоставлено некоторое значение, могущее быть конкретным физическим предметом (явлением, процессом, ситуацией) или абстрактным понятием.

Семиотика (в языкознании) выделяет три основных аспекта изучения знака и знаковой системы (т. е. совокупности знаков, устроенной определённым образом):

1) синтактика, изучающая внутренние свойства систем знаков безотносительно к интерпретации (правила построения знаков в рамках знаковой системы); 2) семантика, рассматривающая отношение знаков к обозначаемому (содержание знаков) или, что то же, соотношения между знаками и их интерпретациями, независимо от того, кто служит «адресатом» (интерпретатором); 3) прагматика, исследующая связь знаков с «адресатом», т. е. проблемы интерпретации знаков теми, кто их использует, их полезности и ценности для интерпретатора.

Иными словами:

1. отношение слова к действительности (семантика – смысл слова)

2. отношение слов друг к другу (синтактика)

3. возникающие эмоции при произнесении слова (прагматика)

Функция означивания включает 2 аспекта:
замещение(знак замещает объект); референция (отнесённость знака к объекту). Функции противостоят друг другу. (чем сильнее функция замещения, тем слабее функция референции и наоборот)

структура = форма + содержание

 

связь Формы и Содержания языкового знака - произвольна и не мотивирована

языковой знак искусственный, здесь нет естественности (кроме ономатопоетических - звукоподражательных)

символ - образность

сигнал - выразительность

яз знак противостоит им

 

операция означивания имеет 2 функции:

1) заместительная - знак замещает другие объекты

2) референциальная - знак ссылается на свой объект, благодаря этому мы его узнаём

· эти 2 функции - в борьбе. чем сильнее 1, тем слабее другая.

в естественных знаках заместитель сильнее, референт - слабее; в языковом знаке - наоборот

 

· в лексическом знаке - семантическая фиксация объекта в представлении = это и есть значение

в языковом знаке фиксация однозначна и устойчива

· языковой знак апеллирует к сущностным свойствам объекта

фиксация обеспечивает понимание и узнавание






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных