Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Язык как общественное явление. Общественная природа языка. Статус и функции языка в обществе. Связь языка и культуры.




Язык – необходимое условие существования и развития общества. Язык, являясь элементом духовной культуры, как и другие общественные явления, немыслим в отрыве от материальности.

В общественных явлениях марксистская наука различает базис и надстройку. Базис – экономический строй общества, надстройка – политические, правовые, духовные учреждения. Включение языка в надстройку было типично для советского и зарубежного языкознания. Однако язык не является надстройкой, потому что он – не порождение данного базиса, а средство общения человеческого коллектива, складывающееся и сохраняющееся в течении веков, хотя в это время происходили смены базисов и соответствующих им надстроек. Надстройка в классовом обществе принадлежит данному классу, а язык принадлежит не тому или иному классу, а всему населению и обслуживает разные классы, без чего общество не могло бы существовать.

Языковеды раньше ошибочно отождествляли язык и культуру. Однако это неверно, так как культура = это идеология, а язык не относится к идеологии.

Отношение языка и культуры. Национальный язык есть форма нац.культуры. Он связан с культурой и немыслим вне культуры, как и культура немыслима без языка. 1 Язык — зеркало культуры, в нем отражается не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и об­щественное самосознание народа, его менталитет, нац. ха­рактер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей, мироощущение, видение мира.

2 Язык — копилка культуры. Он хранит куль­турные ценности — в лексике, в грамматике, в идиоматике, в послови­цах, поговорках, в фольклоре, в художественной и научной литературе, в формах письменной и устной речи.

3 Язык — передатчик, носитель культуры, он передает сокровища на­ц. культуры, хранящейся в нем, из поколения в поколение. Овладевая родным языком, дети усваивают вместе с ним и обобщенный культурный опыт предшествующих поколений.

4 Язык — инструмент культуры. Он формирует личность чело­века, носителя языка, через навязанные ему языком и заложенные в языке видение мира, менталитет, отношение к людям и т. п., то есть че­рез культуру народа, пользующегося данным языком как средством об­щения.

Функции:

1.Номинативная (имя) — способность языка представлять мир

вещей и предметов, обозначать их словами, терминами.

2.Описательная — в этой функции язык выступает как фиксация реальной ситуации в терминах «истинно», «ложно». Цель описания — сделать так, чтобы слова соответствовали миру.

3.Информативная (аккумулятивная) — получение, хранение и передача определенных знаний и информации.

4.Прагматическая — способность с помощью языка управлять поведением других людей (приказы, призывы и т.п.).

5.Оценочная — здесь реальная ситуация характеризуется в терминах «хорошо», «безразлично», «плохо». Цель оценки — сделать так, чтобы мир отвечал словам.

6.Познавательная — в этой функции язык выступает как могучее «орудие мысли».

7.Коммуникативная — здесь язык выступает универсальным средством общения людей в их деятельности.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных