Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ДПП.Ф.01 Языкознание 110




Введение в языкознание. Предмет и задачи языкознания. Отрасли языкознания. Взаимосвязь языка и общества, языка и мышления. Язык как система знаков. Уровни и единицы языка и речи. Речевая деятельность. Особенности вербальной коммуникации. Исторические изменения внутренней структуры языка. Территориальная и социальная дифференциация языка. Языковая ситуация в странах изучаемого языка. Генеалогическая и типологическая классификация языков.

Общее языкознание. Языкознание как гуманитарная дисциплина и его место в системе научного знания о человеке. Современная структура знаний о языке. Основные лингвистические направления.

Методы современного языкознания. Социальная обусловленность языка. Актуальные проблемы языковой политики на современном этапе. Языковая картина мира. Языковая личность, вторичная языковая личность.

 

Раздел «Учебно-методическое обеспечение дисциплины» содержит список основной, дополнительной учебной литературы, а также примерный список научно-популярной литературы.

Раздел «Методические рекомендации по организации изучения дисциплины» включает перечень вопросов для самостоятельной работы, примерный список экзаменационных вопросов, образец экзаменационного билета. Методические рекомендации определяют цели и задачи лекционных и семинарских занятий, формы самостоятельной работы студентов и формы текущего, промежуточного и итогового контроля.

Таким образом «Программа» курса дает полное представление о предмете, целях и задачах изучения дисциплины, содержании курса и его учебно-методическом обеспечении, системе контрольно-измерительных средств.

 

Тематический план курса

ТЕМА ЧАСЫ
ЛК СМ САМ. РАБ.
1. Предмет языкознания, его место в системе научных дисциплин   -  
2. Фонетика и фонология.        
3. Письмо.   -    
4. Лексикология. Понятие о слове.     -  
5. Семасиология. Лексическое значение и его компоненты.      
6. Полисемия. Омонимия. Паронимия.        
7. Словарный состав как система.        
8. Развитие словарного состава. Этимология.   -  
9. Фразеология.   -    
10. Лексикография.   -    
11. Морфемика. Словообразование.   -    
12. Морфология. Части речи.        
13. Теория словосочетания и теория предложения.      
14. Классификация языков.        
15. Природа и сущность языка. Язык как система знаков. Язык и речь.   -  
16. Происхождение языка.   -    
17. Когнитивная лингвистика. Язык и мышление.   -  
18. Язык и общество.   -    
  Повторение материала. Составление кроссвордов. Подготовка к викторине.      
  В С Е Г О      

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

СЕМИНАР 1

 

ФОНЕТИКА

 

П л а н

 

1. Аспекты изучения звуков речи.

2. Речевой аппарат.

3. Классификация звуков речи.

4. Взаимодействие звуков в речевом потоке. Фонетические процессы.

5. Слог. Ударение. Интонация.

 

Литература

 

1. Лингвистический энциклопедический словарь. М.,1990. Статьи «Звук», «Фонетика», «Гласные», «Согласные», «Слог», «Ударение», «Интонация».

2. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М., 1998. – гл. VI, с. 101-131.

3. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М.. 1998. – гл. II, с. 35-37, 66-85.

4. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1996. – гл. III. с. 157-228.

 

Дополнительная литература

 

1. Будагов Р.А. Введение в науку о языке. М., 1965.

2. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. М., 1987.

3. Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2001.

4. Гируцкий А.А. Введение в языкознание Минск, 2005

5. Лебедева Ю.Г. Звуки, ударение, интонация. М., 1975.

6. Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. М., 1995.

7. Энциклопедический словарь юного филолога./ Сост. М.В. Панов. М., 1984.

 

Задания

 

1. Изучите литературу и зафиксируйте необходимую информации (с помощью тезисов/ конспекта/ плана/ выписок) в соответствии с пунктами плана семинарского занятия.

2. Сделайте глоссарий терминов (см. Приложение)

3. Выполните задания.

С.И. Калабина. Практикум…Задания 10,11 (с.12), 2,3,4,5 (с.15), 14 (с.19), 2,3.4 (20-21).

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что изучает фонетика? Как соотносятся между собою фонетика и фонология?

2. Каковы аспекты изучения звуков речи?

3. Какие акустические свойства звуков вы знаете?

4. Что представляет собой речевой аппарат? Назовите активные и пассивные органы речи.

5. Что такое артикуляция?

6. Как различаются между собою гласные и согласные?

7. На каких признаках строится классификация гласных звуков?

8. Каковы принципы классификации согласных звуков?

9. Какие два типа фонетических процессов вам известны?

10. Охарактеризуйте комбинаторные звуковые изменения.

11. Какие позиционные фонетические процессы вам известны?

12. На какие единицы членится речевой поток?

13. Что такое слог? Как классифицируются слоги?

14. Как можно охарактеризовать ударение? Каковы его типы и функции?

15. Что такое интонация? Какова ее роль?

 

 

СЕМИНАР 2

ФОНОЛОГИЯ

П л а н

 

1. Предмет фонологии.

2. Понятие фонемы. Фонема и аллофон. Правило выделения фонем.

3. Фонемные оппозиции. Классификация фонемных оппозиций.

4. Нейтрализация фонемных оппозиций.

 

Литература

1. Констпект лекции.

2. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М., 1987. – с. 131-137.

3. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. – Статьи «Фонема», «Фонология».

4. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1998. – с. 44-66.

5. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.. 1996. – с. 211-220.

Дополнительная литература

 

1. Варпахович Л.В. Лингвистика в таблицах и схемах. Минск, 2003.

2. Гируцкий А.А. Введение в языкознание Минск, 2005.

3. Попова З.Д. Введение в языкознание. Воронеж, 1993.

4. Русский язык. Энциклопедия. М., 1979.

5. Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. М., 1995.

6. Энциклопедический словарь юного филолога. М., 1984.

 

Задания

 

1. Изучите литературу и зафиксируйте необходимую информации (с помощью тезисов/ конспекта/ плана/ выписок) в соответствии с планом семинарского занятия.

2. Сделайте глоссарий терминов (см. Приложение)

3. Выполните следующие задания.

С.И. Калабина. Практикум…

Задания 2.4.8.10 (с. 26-28)

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что такое фонема? Как соотносятся друг с другом звук речи и фонема?

2. Каковы функции фонемы?

3. Что такое аллофон? Каким образом можно установить, к одной или к разным фонемам принадлежат те или иные звуки?

4. Какие признаки фонемы являются дифференциальными? Какие признаки можно считать интегральными?

5. Что такое система фонем? Почему фонемы любого языка существуют только как члены системы?

6. Что такое фонологическая оппозиция? Как классифицируются фонологические оппозиции?

7. В чем суть нейтрализации фонологических оппозиций? Что возникает в результате нейтрализации?

 

 

СЕМИНАР 3

 

ПИСЬМО

П л а н

1. Происхождение и основные этапы развития письма. Значение письма в истории общества.

2. Алфавиты.

3. Графика, орфография и ее принципы.

4. Транскрипция, транслитерация.

 

Литература

 

1. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М., 1987. – гл. VII, c. 138-158.

2. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1975. – гл. VII, c. 301-312.

3. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1996. – гл. V, c. 347-384.

4. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. – Статьи «Алфавит», «Пиктография», «Письмо».

 

Дополнительная литература

 

1. Гируцкий А.А. Введение в языкознание Мн., 2005.

2. Зиндер Л.Р. Очерк общей теории и письма. Л., 1987.

3. Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. М., 1965.

4. Кондратьев А.М. Книга о букве. М., 1975.

5. Моисеев А.И. звуки и буквы, буквы и цифры… М., 1987.

6. Панов М.В. И все-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. М., 1964.

7. Успенский Л.В. По закону буквы. М., 1979.

8. Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. М., 1995.

9. Энциклопедический словарь юного филолога./ Сост. М.В. Панов. М., 1984.

 

Задания

 

1. Изучите литературу и зафиксируйте необходимую информации (с помощью тезисов/ конспекта/ плана/ выписок) в соответствии с пунктами плана семинарского занятия.

2. Сделайте глоссарий наиболее часто употребляемых терминов (см. список терминов в Приложении).

3. Выполните практические задания:

С.И. Калабина. Практикум по курсу «Введение в языкознание». М., 1977. Задания 1,4,5,6,9,13,14 (СС. 37-40)

4. Заполните таблицу:

 

Сопоставительная таблица видов письма

Вид письма Что передает Достоинства Недостатки Период формирования Сфера использования в наст. время
           

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что такое письмо? Какова роль письма в жизни человечества?

2. Каковы основные этапы развития письма? Является ли пиктография видом письма?

3. Что называется алфавитом? Какие типы алфавитов используются в настоящее время?

4. Какого происхождение современного русского алфавита и алфавита изучаемого вами иностранного языка?

5. Что такое графика? Каково соотношение между буквой и звуком?

6. Что такое орфография? Каковы ее основные принципы?

7. В чем отличие фонетической транскрипции от фонематической?

 

 

СЕМИНАР 4






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных