Мотивированность и немотивированность названий. Причины утраты мотивированности. Этимология как наука. Народная этимология.
Мотивированность - cв-во яз.зн. иметь осознаваемое говорящими указание на мотивирующий признак объекта. Мотивированность не отменяет произвольность яз.зн., т.к. мотивирующий признак мы выбираем независимо от объекта.
Типы мотивированности:
- фонетич – мотивир.признак выр. через зв.сост.
- морфологич – мотивир.признак выр-ся морфологич.стр-рой слова, т.е. вытекает из составляющих его частей.
- семантич – мотивир.признак выр-ся образно, через метафору или метонимию.
Общая предпосылка утраты мотивир.: избыточность, ненужность мотивировки с того момента, когда слово становится привычным.
Причины утраты:
- изменение самого обознач. объекта и потеря им мотивир.признака, либо изменение психологич.восприятия данного объекта носителем языка.
- выход из употребления производящего слова, либо утрата им производящего значения.
- историческое изменение слообраз.стр-ры слова, кот.приводит к разрыву связей между родственными словами и образованию немотивир.производных основ, кот.выступают в совр.яз. как новые корни.
- изменение зв.оболочки слова вследствие фонетич.процессов, в результате нарушается связь слова с производящим.
Этимология – наука, изучающая этимоны (восстанавл.внутр.формы слова, т.е. исходное знач.) и происхождение слов. Результаты этимологич.исследований фиксируются в этимологич.словарях.
Народная этимология – примысливание мотивированности на основе зв. и смысловых ассоциаций.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|