И 13 Язык и мышление. Гносеологический, психологический, нейрофизиологический подход к изучению взаимоотношения языка и мышления.
Г.Г Гадамер (философ)
«Таинственная близость языка и мышления, приводит к сокрытию языка и мышления».
Исследования в различных науках привели к следующим выводам:
1. Мышление и язык явления разной природы психической и материальной.
2. Мышление и язык оперируют соотносимыми, но различными категориями: понятия, суждения, умозаключения, слова, предложения. Их области не совпадают.
Потебня: «Мысль шире слов».
«Мысль рождается во время паузы – мысль есть, слов нет»
В каждом предложении имеется так называемый имплицитный смысл и прессупозиции (фоновые знания) – мысль есть, слов нет.
Неинформативные предложения, тафталогии, плеоназм – слова есть, мысль не выражена. Отсюда Гумбольдт: «Всякое понимание есть непонимание».
Потебня: «Всякое понимание, есть понимание по-своему».
Тютчев: «Мысль изреченная есть ложь».
Эта проблема изучается когнитивной лингвистикой, основным понятием которой, является концепт, под которым понимается способ отражения в языке тех или иных ментальных структур.
Основной идеей является: слово не просто отражение действительности, в слове отражается вся культура, психические особенности индивида.
Развитие мышления и развитие языка – это параллельные взаимодополняющие процессы, мышление будучи исторически первичным дает возможность возникновению языка. Язык в своем развитии повторяет основные этапы развития мышления, в тоже время мышление развивается в непосредственной связи с развитием языка.
Языковой код – набор знаков, который служит для передачи разных функций, целей.
Главная функция языка – это служить средством формирования мыслей.
Мышление, как наглядно-образное, так и конечно абстрактное, предпологают знание языка.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|