Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Афинская образовательная система




Система афинского образования была более гибкой и менее традиционной, чем спартанская. Положение Афин как крупного культурного, торгового, политического и административного центра диктовало совсем иные требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения. Афинское население по своей социальной характеристике также было достаточно разнородно. Выделяют следующие группы:

• эвпатриды — родовая знать или особая привилегированная группировка;

• геоморы — мелкие и средние землевладельцы;

• демиурги — ремесленники;

• метеки — свободные люди, переселенцы из других греческих полисов, не имеющие политических прав и свобод;

• рабы — политически и социально были абсолютно подчинены афинским гражданам.

 

В Афинах воспитание и обучение правящего сословия было подчинено идее всестороннего и гармоничного развития личности, которая заключалась в идеале каллокагатии (в переводе с греческого: 1) совершенный, прекрасный человек; 2) человек, удивляющий всех своими способностями). Разносторонне развитая личность предполагала гармоничное единство и сочетание интеллектуального, физического, нравственного и эстетического развития человека в соответствии с полисными традициями.

Образованность и воспитанность человека позволяли ему занять то социальное положение, которое он заслуживал в соответствии со своими способностями и возможностями. Целенаправленное обучение мальчиков начиналось в возрасте 7 лет. В Афинах не существовало системы государственного образования, поэтому все школы были частными и платными. Они были небольшими, и их роль в воспитании подрастающего поколения, как правило, начиталась очень значимой. На одного учителя — дидаскала — приходилось от 20 до 50 учеников.

 

Социальная оценка педагогического труда была очень невысокой. По своему статусу учителя приравнивались к мастеровым и ремесленникам, их труд оплачивался и ценился не очень высоко. Афинские учителя не принадлежали к жреческой касте. Это были странствующие певцы, обычные гости в домах афинской аристократии еще в гомеровскую эпоху. Каких-либо особых образовательных данных для открытия школы, которая приравнивалась к мастерской, не требовалось. Только жизненные случайности, горе или злоключения приводили свободного гражданина к дверям школы в качестве учителя.

В учебном заведении занимались одновременно дети различных возрастов, каждому из которых учитель давал индивидуальные задания и контролировал их выполнение. Оборудование помещений первых школ было очень простым — кресло со спинкой для учителя и деревянные табуретки для учеников, столы отсутствовали, жесткие дощечки для письма лежали прямо на коленях.

Однако наиболее состоятельные учителя могли украсить свою школу изображениями муз, которые являлись «досточтимыми богинями» образования, или театральными масками.

Первоначальное образование мальчики получали в так называемых мусических школах, которые, по свидетельству историков, подразделялись на школу грамматиста и школу кифариста.

 

В обязанности грамматиста, или дидаскала, входило обучение детей элементарным навыкам письма, чтения, счета. Письму юные ученики обучались на восковых табличках — церах, на которых писали острым концом железной или костяной палочки (стило). После того как мальчик осваивал умение точно копировать образцы письма учителя, дощечка и стило заменялись на папирус и тростниковое перо, упражнялись дети в многочисленных прописях. Обучение письму было очень утомительным и, по свидетельству Платона, продолжалось около трех лет. Дионисий Галикарнасский отмечал: «Обучаясь грамматике, мы запоминаем сперва названия букв, потом их форму и начертание; далее идут слоги, слова, части речи и их изменения, как, например, склонение, число, словопроизведение, ударение, положение слова в речи. После этого мы уже начинаем читать и писать, сперва по складам и медленно, пока не приобретается должный навык, а потом слитно и сообразно течению мысли. Когда ученик умеет читать, он приступает к упражнениям в изящном чтении, соблюдая долготу и краткость слогов, ударение, повышение и понижение голоса, с сохранением мелодии и ритма, выразительно».

После обучения письму начиналось обучение чтению, происходившее на лучших образцах литературного творчества того периода. Наиболее часто для чтения и заучивания наизусть использовались басни Эзопа, поэмы Гомера, стихи Гесиода и Солона, Эсхила и Софокла, отрывки из знаменитых трагедий и комедий, гномусы (короткие сентенции дидактического, поучительного характера). Работали также с культурными текстами — мифами, поэмами, гимнами и т.д. Все это говорит о том, что в качестве учебных пособий использовался неспециализированный материал, не приспособленный специально для учебных целей.

В качестве основных дидактических приемов для обучения чтению обычно использовались мнемонические — повторение за учителем прочитанного отрывка каждым учеником или хором. Обучение арифметике было менее утомительно, так как афинские учителя в основном использовали наглядные методы, применяя для освоения счета окружающие предметы, дидактические пособия, счетную доску (абака).

 

После освоения программы грамматической школы или одновременно с ней мальчики начинали посещать школу кифариста, где основное внимание уделялось музыкальному образованию. Музыка занимала важное место в системе греческого воспитания.

Учеников обучали игре на самых распространенных музыкальных инструментах — лире, кифаре, флейте, цитре, пению под аккомпанемент лиры и в хоре. Обучение музыке, по мнению греческих мыслителей, способствовало сохранению и приумножению полисных традиций. Обучение детей пению приучало также к слаженности действий со своими товарищами, так как в Афинах нередко проходили праздничные хоровые выступления учеников и даже состязания между школами.

После окончания мусической школы или одновременно с ней в возрасте около 12 лет мальчики приступали к занятиям в гимнастических школах — палестрах, где проходило общее физическое воспитание и элементарная военная подготовка учеников. Спортивные упражнения и военная подготовка в палестрах проводились под тщательным контролем государства посредством специально назначаемых руководителей — педотрибов. На них возлагались обязанности надзора за исполнением государственных правил и законов при обучении гимнастике.

Первоначально палестра представляла собой отгороженную и открытую площадку, на которой позже стали располагаться различные спортивные сооружения, постройки со специальными помещениями. Курс обучения подразделялся на три возраста и продолжался до 16 лет. Основным содержанием образовательной работы в палестрах были состязания в борьбе, беге, прыжках, метании диска и копья. Кроме легкой атлетики ученики обучались также танцам, плаванию и верховой езде или управлению колесницами.

После окончания обучения в палестрах юноши из знатных афинских семей имели возможность продолжить свое образование в университете, посещая какого-либо известного софиста, ритора или философа, который знакомил учеников со своими научными идеями и философскими концепциями. Именно софисты стали первыми платными учителями в Афинах.

 

Софисты еще не создавали школ в нашем современном понимании, а использовали метод, близкий к архаическому, — групповое обучение. Они собирали вокруг себя группу юношей, которых обучали тем знаниям, умениям и навыкам, которыми владели сами. Для того чтобы привлечь к себе большее количество учеников, они шли на многочисленные уловки — странствовали из города в город, рекламируя свою деятельность, прибегали к публичным выступлениям на агорах, в святилищах и т.д. Так, например, сохранились данные о том, что софисты устраивали публичные лекции в Олимпии во время проходивших там всегреческих спортивных состязаний.

Сама система обучения, в первую очередь риторике и философии, была не слишком формальна: учителя давали учащимся лишь самые общие предписания и быстро переходили к практическим упражнениям. Учителя, как правило, предлагали ученикам образцы для подражания собственного сочинения — показательные речи, выступления различной тематики (поэтической, политической, моральной, утилитарной). Нередко эти речи-образцы не только произносились, но и записывались учениками для последующего изучения и самостоятельного анализа; учителя использовали также поучительные объяснения прочитанного и упражнения в изложении, повторении рассказов.

Кроме этого, огромной популярностью пользовались знаменитые афинские гимнасии — государственные философские школы, среди которых особенно выделялись стоическая (основатель Зенон) и эпикурейская (основатель Эпикур). Наиболее известными гимнасиями в Афинах были Академия Платона, Ликей Аристотеля и Киносарг Антисфена. В каждом из этих учебных заведений существовал свой собственный стиль работы с учениками, который определялся характерными особенностями самого философа. Так, Аристотель беседовал с учениками, прогуливаясь по парку (в переводе с греческого перипата — прогулка, поэтому последователей Аристотеля нередко называли перипатетиками). Платон был любителем спокойного обсуждения философских проблем, которое происходило недалеко от бассейна, начиналось и заканчивалось под звуки водяного будильника, специально сконструированного философом.

 

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в Афинах обучение строилось на основе точного и последовательного освоения программы обучения, включавшей грамматику, диалектику, риторику, арифметику, музыку, гимнастику и т.д., с учетом усовершенствованной дидактической системы, связанной с использованием архаических методов группового и индивидуального обучения при полном подчинении учеников учителю и отсутствии их самостоятельности и активности при освоении предлагаемого учебного материала. Именно в афинских школах произошло своеобразное разделение изучаемого материала на отдельные предметы в зависимости от специальности учителя — кифариста, грамматиста, гимнаста или философа. Однако дифференциация предметов была еще не закончена и приобрела свою специфику в сочетании тривиума и квадриума (семь свободных искусств) только в римской образовательной системе.

Кроме этого, уже в эпоху Античности в афинской образовательной системе произошла трансформация основного принципа традиционной культуры — «калькированного» образования, направленного на сохранение и упрочение социальных традиций и ритуалов. Одновременно школа стала рассматриваться как своеобразное буферное пространство между личностью и культурой, в котором происходит активное освоение существующих норм и правил поведения в наиболее приемлемых для детей вариантах и формах взаимодействия учителя и учеников.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных