Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Аристотель (384 —322 гг. до н.э.).




Философия Аристотеля подразделялась на три основные части:

теоретическую (умозрительную), цель которой — знание ради знания;

практическую, цель которой — знание ради деятельности;

пойетическую (творческую), цель которой — знание ради творчества.

 

Каждая из этих частей связана с определенной социальной сферой и рассматривается в целом ряде философских трактатов.

Дидактика не выделялась Аристотелем в отдельную науку. Однако идея обучения рассматривалась им достаточно широко — как динамическая трансляция человеческой культуры посредством законодательного подтверждения и передачи знаний, культурных ценностей, норм и правил поведения новым поколениям специально подготовленными воспитателями.

Всесторонне изучив особенности психического развития человека, Аристотель пришел к выводу о важности развития не только эмоциональной, чувственной, но и разумной сферы. При этом он обращал внимание на то, что интеллект эволюционирует в тесной связи с различными психическими процессами, в том числе и восприятием. Поэтому неоднократной критике он подвергал вербальные способы обучения, которые получили наибольшее распространение в афинских учебных заведениях, доказывая необходимость практически рассматривать и исследовать внешний мир, обобщать свой опыт и на основе соответствующих ассоциаций и элементов анализа формулировать понятия различного уровня обобщения.

Аристотель тщательно продумал и логически обосновал программу образования в учебном заведении, которая состояла из четырех основных блоков: пропедевтического (подготовительного), куда входили обучение письму, чтению, грамматика, арифметика, гимнастика, рисование, музыка, элементарные знания логики, навыки логического мышления; основного, предполагавшего получение реальных знаний о материальном мире, окружающем человека, куда входили науки о природе, история, астрономия, математика, метафизика, философия; практического, определявшего освоение нравственных норм и законов, существующих в семье и полисе; творческого, который предполагал освоение знаний, умений и навыков, способствующих практической профессиональной и творческой деятельности, куда входили риторика, поэтика и т.д.

 

Марк Фабий Квинтилиан (35 — ок. 96 гг. до н.э.) — известный римский оратор, адвокат и педагог, основатель первой в Риме государственной ораторской школы, обобщивший свой педагогический опытов, сочинении «Наставление оратора», состоящем из 12 книг. Давая характеристику этому произведению, можно сказать, что в нем педагогические идеи автора впервые были выстроены в связную и стройную систему. Это было связано с тем, что Квинтилиан в своем трактате рассматривал вопрос о воспитании настоящего оратора, который должен быть гармонично развитой личностью, обладающей всеми лучшими человеческими качествами и добродетелями.

При этом Квинтилиан был сторонником домашнего классического воспитания, так как, по его мнению, присутствие детей в неблагопристойных местах может оказать негативное влияние на их нравственность. Он считал, что родители должны быть полностью ответственными за воспитание собственного ребенка и соответствующим образом его организовывать. В соответствии с практической направленностью римской образовательной системы Квинтилиан предлагал начинать воспитание и обучение ребенка не с момента поступления в школу, а с момента рождения и выстраивать их в соответствии с «постепенностью детского развития». При этом у детей необходимо развивать в первую очередь память и речь, которые являются основой полноценного и эффективного обучения. По мнению Квинтилиана, основным методом обучения должен быть индуктивный путь освоения знаний — от простого к сложному с использованием разнообразных мнемонических приемов.

 

Римский философ предполагал, что ребенку до 7 лет необходимо овладеть двумя языками — сначала греческим, потом латынью. Причем изучение греческого не должно преобладать над изучением родного языка, так как это могло нанести вред общему развитию ребенка. По мнению Квинтилиана, обучение должно начинаться как можно раньше и в первую очередь в форме игры, которая позволяет ребенку естественно осваивать необходимые сведения.

Однако Квинтилиан не отрицал и общественное воспитание, подчеркивая только, что оно должно дополнять домашнее на более поздних возрастных этапах и основываться на позитивном воздействии на ребенка истинных педагогов и применении принципа агонистики, т. е. соревновательности между учениками. По мнению Квинтилиана, именно в школе закладываются основы человеческого общежития и нравственности. Квинтилиан был сторонником общедоступного для всех римских граждан воспитания и школьного образования.

В программу первоначального школьного обучения Квинтилиан включал целый ряд предметов, среди которых особое место занимали занятия грамматикой и стилем, мораль, начала математики и музыка. Обширность образовательной программы, по мнению автора, была связана с тем, что искусство оратора требует знания многих дисциплин.

 

Одновременно Квинтилиан выделял в процессе обучения три последовательные стадии:

• подражание,

• теоретическое наставление,

• упражнение.

 

В качестве основных дидактических приемов организации образовательного процесса Квинтилиан рекомендовал читать литературные произведения с заведомыми просчетами в стиле и ошибками в грамматике, которые должны исправлять ученики, использовать «топологические приемы», связанные с развитием точной памяти, заучивание наизусть специально подобранных образцов, предлагал укреплять дружеские связи между учениками, а также развивать их самостоятельность и самолюбие в процессе учебных соревнований.

В целом, согласно учению Квинтилиана, в каждом ребенке заложена определенная «понятливость», под которой он понимал способность к обучению, нуждающуюся лишь в развитии при определенной помощи со стороны родителей и педагогов и прилежании со стороны самих детей.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных