Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРЕДСТАВИТЕЛИ СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ




Персоналии Содержание
1. Ананьев Борис Герасимович (1907-1972) Российский психолог, специалист в области психологии чувственного познания и речи, дифференциальной, возрастной и педагогической психологии, истории и методологии психологии. Создатель «онтопсихологии» - дисциплины, объединяющей возрастную и дифференциальную психологию и направленной на изучение целостного жизненного пути человека.
2. Басов Михаил Яковлевич (1892-1931) Исследовал закономерности и движущие силы психического развития. Разработал схемы наблюдений, а также методику анализа эмпирических данных. Важнейшей заслугой является разработка нового подхода к взаимодействию человека со средой (активность человека проявляется не только в приспособлении, но и в изменении среды). Разработал функциональную периодизацию деятельности
3. Бехтерев Владимир Михайлович (1857-1927) Осуществил реформацию современной психологии, разработав собственное учение, которое назвал объективной психологией, затем психорефлексологией. Исследовал ряд психиатрических, неврологических, физиологических и психологических проблем. Ориентировался на комплексное изучение проблем мозга и человека
4. Блонский Павел Петрович (1884-1941) Выступал за перестройку психологической науки на основании марксизма. Разработал генетическую (стадиальную) теорию памяти, согласно которой различные виды памяти (моторная, аффективная, образная, вербальная) соответствуют этапам развития человека, его речи, мышления и деятельности
5. Божович Лидия Ильинична (1908-1981) Одно из главных направлений ее работ - научно-психологическое обоснование процессе воспитания. В основание научной концепции положен целостный подход к изучению личности (психика человека развивается не столько в меру усвоения, сколько в меру изменения субъектом окружающей его действительности). Описала феномен «смыслового барьера»
6. Выготский Лев Семенович (1896-1934) Автор культурно-исторической концепции. Сторонник естественнонаучной психологии. Сформулировал теорию детского развития, создав теорию «зоны ближайшего развития». Развивал учение об общественно-исторической природе сознания человека. Предложил экспериментальную программу изучения развития системы высших психических функций. Разработал экспериментально обоснованную теорию умственного развития ребенка
7. Гальперин Петр Яковлевич (1902-1988) Автор теории поэтапного формирования умственных действий и понятий. Выдвинул новое понимание предмета психологии как ориентировочной деятельности. Выделил эволюционные уровни активности субъекта
8. Корнилов Константин Николаевич (1879-1957) Разработал концепцию реактологии, которую в качестве марксистской психологии противопоставлял рефлексологии и идеалистической эмпирической психологии
9. Леонтьев Алексей Николаевич (1903-1979) Разработал философско-методологические основы отечественной психологической науки,категорию деятельности, ее структуру. Описал единицы анализа деятельности и сознания. Сформулировал тезис о системном строении психики. Исследовал проблемы в области психологии личности, рассматривая ее в рамках единой системы с деятельностью и сознанием
10. Ломов Борис Федорович (1927-1989) Большое внимание уделял разработке методолого-теоретических проблем психологической науки: анализу категориального аппарата психологии, ее законов и принципов, раскрытию системного строения психологического знания. Специалист в области общей психологии, психологии управления, один из создателей отечественной инженерной психологии
11. Лурия Александр Романович (1902-1977) Основоположник отечественной нейропсихологии(разработал новый понятийный аппарат). Ввел новый метод изучения последствий локального поражения головного мозга. Совместно с Л.С.Выготским и А.Н.Леонтьевым создал методологические и теоретические основы общей психологии. Внес серьезный вклад в историческую (или кросс-культурную) психологию
12. Павлов Иван Петрович (1849-1936) Автор учения о ВНД, которое сложилось под влиянием материалистических традиций русской философии и идей И.М.Сеченова. Руководящим являлось представление о рефлекторной саморегуляции работы организма, имеющей эволюционно-биологический (адаптивный) смысл. В качестве основного акта поведения выступил условный рефлекс
13. Рубинштейн Сергей Леонидович (1889-1960) Специализировался на проблемах методологии науки, ставя вопрос о возможности перестройки психологии на основе марксистских идей. Разработал концепцию сознания, выдвигая в качестве главного объяснительного принципа – принцип единства сознания и деятельности
14. Сеченов Иван Михайлович (1829-1905) Разработал новаторское учение о поведении живых существ, механизмов сознания и воли человека. Экспериментальное изучение головного мозга привело его к открытию центрального торможения. Подвергнув критике интроспекционизм, выдвинул программу построения новой психологии, опирающейся на объективный метод и принцип развития психики в реальных жизненных встречах организма со средой
15. Теплов Борис Михайлович (1896-1965) Автор психофизиологического подхода к изучению индивидуальных различий. исследовал процессы ощущений и восприятия, подчеркивая особую роль активности организма и двигательных компонентов в построении чувственных образов окружающего мира. Основные интересы сосредоточены на проблеме индивидуально-психологических различий между людьми в различных видах деятельности. Он разграничил задатки как природные предпосылки способности и сами способности как психические качества, необходимые для успешной деятельности. Подверг экспериментальному анализу музыкальную деятельность
17. Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886-1950) Автор общепсихологической теории установки, объясняющей особенности бессознательных процессов, целесообразной деятельности, а также закономерности социального поведения человека. Разработал установочную типологию личности. Экспериментальные исследования посвящены вопросам мышления, речи, внимания, воли
18. Челпанов Георгий Иванович (1862-1936) Основные направления научных исследований касались важнейших проблем теории и методологии психологии: вопросов о сущности психики, о соотношении души и тела, биологического и социального в формировании человека. Проводил эксперименты по психологии восприятия пространства и времени. Участвовал в анализе проекта реформы школы (1918)
19. Эльконин Даниил Борисович (1904-1984) Разработал теорию учебной деятельности, на основе культурно-исторической и деятельностной теории создал концепцию периодизации детских возрастов и теорию игры. Выдвинул гипотезу о строении ведущих деятельностей в преддошкольном, дошкольном и младшем школьном возрастах. Разработал эффективный метод обучения детей чтению, составил экспериментальные буквари





Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных