Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вводные методические указания




Содержание

Вводные методические указания………………….……………………………..2

Тематический план по дисциплине…………………………...…………………5

Содержание тем с методическими указаниями ………………………………...5

Вопросы для подготовки к зачету …………………………..……….................21

Рекомендуемая литература …………..………………………………………....24

Вводные методические указания

1. Цели и задачи дисциплины:

Целями изучения дисциплины «Психология» являются формирование у курсантов целостного представления о психологической науке и современных ее достижениях, вооружение знаниями о закономерностях развития и функционирования психики человека, формирование у них умений и навыков практического применения психологических знаний в деятельности сотрудников органов внутренних дел, направленной на взаимодействие с различными категориями граждан, раскрытие и расследование преступлений и административных правонарушений, разрешение конфликтов.

Задачами дисциплины являются:

· научить курсантов пользоваться научным категориальным аппаратом психологии;

· обучение курсантов психологическим приемам, позволяющим им самостоятельно развивать профессионально важные качества;

· обучить курсантов приемам управления эмоционально-волевой сферой;

· обучить курсантов способам предупреждения и преодоления профессионально-нравственной деформации;

· сформировать у курсантов представления о возможностях использования психологических знаний для совершенствования служебной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Психология» относится к базовой части С.1.1.9 «Гуманитарного, социального и экономического цикла» основной образовательной программы подготовки специалиста по направлению подготовки 031001.65 «Правоохранительная деятельность».

Изучению этой дисциплины должно предшествовать изучение курсантами дисциплин «Философия», «Социология», в результате изучения которых курсант должен знать принципы, закономерности, тенденции развития бытия природы, общества, человека, познавательной деятельности; основные социальные институты общества; уметь составлять социологическую характеристику личности на основе ее социального статуса и особенности социализации; владеть основами философско-правового анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений, навыками научного мышления.

Эта дисциплина является основой для изучения дисциплин «Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел», «Социально-психологический тренинг профессионального общения», «Этнопсихология».

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

а) общекультурных:

способность ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных, экономических и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4), в части способности использовать психологические знания и методы при решении социальных и профессиональных задач;

способность к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (ОК-7);

способность проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния, (ОК-8);

способность креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать оптимальные организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность (ОК-10);

б) профессиональных:

способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав (ПК-11);

способность применять при решении профессиональных задач психологические методы, средства и приемы (ПК-25);

способность проектировать, реализовывать, контролировать и оценивать результаты учебно-воспитательного процесса по юридическим дисциплинам в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования (ПК-36);

способность осуществлять правовое информирование и воспитание (ПК-37).

В результате изучения дисциплины курсант должен:

Знать:

· научный категориальный аппарат психологии (ОК-4,ОК-10, ПК-37);

· закономерности развития и функционирования психики человека (ОК-10, ПК-36, ПК-37);

· психологические требования к личности сотрудника правоохранительных органов (ОК-7);

· психологические основы профессионального общения сотрудников правоохранительных органов; причины и психологические основы предупреждения и разрешения конфликтов в профессиональной деятельности (ОК-4, ОК-7, ПК-11, ПК-25, ПК-36, ПК-37);

· сущность профессионально-нравственной деформации и пути её предупреждения и преодоления (ОК-4, ПК-25, ПК-37);

· этические и психолого-педагогические основы формирования антикоррупционного поведения сотрудников правоохранительных органов (ОК-4, ОК-7, ПК-11, ПК-25, ПК-37).

Уметь:

· анализировать механизмы возникновения и разрешения социальных конфликтов, природу и возможные пути предупреждения девиантного поведения в различных группах социального риска (ОК-4, ОК-7, ОК-10, ПК-25, ПК-37);

· правильно строить общение с коллегами в служебном коллективе и с гражданами, в том числе с представителями различных социальных групп, национальностей и конфессий (ОК-4, ОК-7, ОК-10, ПК-25, ПК-37);

· диагностировать причины конфликта, вырабатывать и применять стратегии поведения в ходе конфликта, использовать различные методы и способы предотвращения и позитивного разрешения конфликтов (ОК-4, ОК-7, ОК-10, ПК-25, ПК-37).

Владеть:

· навыками позитивного общения в процессе профессиональной деятельности, выстраивания социальных и профессиональных взаимодействий с учетом этнокультурных и конфессиональных различий (ОК-7, ОК-10, ПК-25, ПК-37);

· навыками установления психологического контакта, визуальной психодиагностики и психологического воздействия, правильного поведения в конфликтной ситуации (ОК-10, ПК-25, ПК-37);

· навыками самостоятельного развития профессионально важных качеств (ОК-8, ОК-10, ПК-25);

· навыками управления эмоционально-волевой сферой (ОК-8, ПК-25).

В процессе изучения дисциплины курсанты должны выполнить письменную работу в виде практикума.

Обучение по указанной дисциплине завершается сдачей курсантами экзамена.

 

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по дисциплине «Психология» для курсантов 2 «А», курса

факультета подготовки оперативных сотрудников полиции

во 2 полугодии 2012-2013 учебного года

№ темы Название темы Всего В том числе Прим.
Лек- ции Семи- нары ПЗ Контр. работы
  Раздел I. Теоретические и методологические основы психологии            
  Предмет, цель и задачи курса. История развития психологии, ее основные отрасли и методы. Теоретические основы изучения и практического использования психологических закономерностей в правоохранительной деятельности            
  Раздел II. Основные категории отечественной психологии и их проявление в праве: сознание и личность            
  Психические феномены и их проявление в сфере права            
  Психические эмоционально-волевые процессы и психические состояния, особенности их проявления в сфере права            
  Личность как объект психологического познания в сфере деятельности правоохранительных органов            
  Психология социальных групп и межличностных отношений, значение ее анализа для совершенствования правоохранительной деятельности            
  Всего            
  Экзамен            

Содержание тем с методическими указаниями и планами семинаров

Тема 1. Предмет, цели и задачи курса. История развития психологии, ее основные отрасли и методы. Теоретические основы изучения и практического использования психологических закономерностей в правоохранительной деятельности

Лекции - 2 часа

Семинары - 2 часа

Содержание темы. Предмет психологии. Методологические основы психологии как науки. История развития психологии. Ее основные отрасли. Связь психологии с другими науками.

Краткая характеристика основных методов психологии. Общепсихологические методы как методы научного исследования, применяемые в правоохранительной деятельности. Метод наблюдения. Общие рекомендации по применению метода наблюдения в деятельности сотрудника ОВД. Преимущества и недостатки применения метода наблюдения при решении служебно-оперативных задач. Метод беседы. Эксперимент. Тестирование. Анализ результатов деятельности. Социометрические методы. Специальные методы. Методы судебно-психологической экспертизы. Психологический анализ материалов уголовного дела. Биографический метод. Использование прикладных методов психологии в расследовании преступлений.

Роль психологических знаний в деятельности сотрудника органов внутренних дел. Основная цель и задачи изучения дисциплины.

Методические указания. Предметом психологии являются закономерности возникновения, изменения и развития психики.

Психика – это свойство высоко организованной материи, которое заключается в способности отражения окружающего мира, построение на этой основе картины мира с целью регуляции поведения.

Психология развивались в рамках философской науки, но в 18 веке она оформляется как самостоятельная наука, имеющая свой предмет исследования, свои методы исследования и понятийный аппарат. Выделяют 4 основных этапа развития психологии:

1. Психология как наука о душе

2. Психология как наука о сознании

3. Психология как наука о поведении

4. Психология, как наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и развития психики.

В настоящее время психология представляет собой развитую науку, которая разделяется на фундаментальную и прикладную. Фундаментальная психология изучает психические явления, характерные для человека (или животных) в целом, общие психологические закономерности, которые имеют место во всех сферах психической жизни. К числу отраслей фундаментальной психологии относятся: общая психология, психология личности, дифференциальная психология, психофизиология, нейропсихология, социальная психология, психология развития, психология аномального развития (или специальная психология), сравнительная и зоопсихология.

Прикладная психология изучает общие психологические проблемы, характерные для конкретных сфер профессиональной деятельности людей. К отраслям прикладной психологии относятся: педагогическая психология, медицинская психология, юридическая психология, экономическая психология, психология религии, психология спорта, психология труда.

В качестве основных методов, используемых психологией, принято выделять наблюдение (включенное – невключенное), самонаблюдение, эксперимент (лабораторный – естественный, констатирующий – формирующий), беседу, тестирование, анализ результатов деятельности, биографический метод и другие. В правоприменительном отношении интересны прикладные методы психологии: методы судебно-психологической экспертизы, психологический анализ уголовного дела, метод составления психологического портрета преступника. Использование данных методов психологии сотрудниками органов внутренних дел позволяет повысить эффективность правоохранительной деятельности, направленной на раскрытие, расследование и предупреждение преступлений.

Вопросы к семинару:

1. Общие представление о психологии, как науке: предмет, цель и задачи психологии.

2. Общие представление о психологии, как науке: история развития, методологические основы.

3. Краткая характеристика методов психологии.

4. Прикладные методы психологии.

5. Роль психологических знаний в деятельности сотрудника ОВД.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных