ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Вводные методические указанияСодержание Вводные методические указания………………….……………………………..2 Тематический план по дисциплине…………………………...…………………5 Содержание тем с методическими указаниями ………………………………...5 Вопросы для подготовки к зачету …………………………..……….................21 Рекомендуемая литература …………..………………………………………....24 Вводные методические указания 1. Цели и задачи дисциплины: Целями изучения дисциплины «Психология» являются формирование у курсантов целостного представления о психологической науке и современных ее достижениях, вооружение знаниями о закономерностях развития и функционирования психики человека, формирование у них умений и навыков практического применения психологических знаний в деятельности сотрудников органов внутренних дел, направленной на взаимодействие с различными категориями граждан, раскрытие и расследование преступлений и административных правонарушений, разрешение конфликтов. Задачами дисциплины являются: · научить курсантов пользоваться научным категориальным аппаратом психологии; · обучение курсантов психологическим приемам, позволяющим им самостоятельно развивать профессионально важные качества; · обучить курсантов приемам управления эмоционально-волевой сферой; · обучить курсантов способам предупреждения и преодоления профессионально-нравственной деформации; · сформировать у курсантов представления о возможностях использования психологических знаний для совершенствования служебной деятельности. 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Психология» относится к базовой части С.1.1.9 «Гуманитарного, социального и экономического цикла» основной образовательной программы подготовки специалиста по направлению подготовки 031001.65 «Правоохранительная деятельность». Изучению этой дисциплины должно предшествовать изучение курсантами дисциплин «Философия», «Социология», в результате изучения которых курсант должен знать принципы, закономерности, тенденции развития бытия природы, общества, человека, познавательной деятельности; основные социальные институты общества; уметь составлять социологическую характеристику личности на основе ее социального статуса и особенности социализации; владеть основами философско-правового анализа социально и профессионально значимых проблем, процессов и явлений, навыками научного мышления. Эта дисциплина является основой для изучения дисциплин «Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел», «Социально-психологический тренинг профессионального общения», «Этнопсихология». 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: а) общекультурных: способность ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных, экономических и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4), в части способности использовать психологические знания и методы при решении социальных и профессиональных задач; способность к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности (ОК-7); способность проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния, (ОК-8); способность креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать оптимальные организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность (ОК-10); б) профессиональных: способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола, принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав (ПК-11); способность применять при решении профессиональных задач психологические методы, средства и приемы (ПК-25); способность проектировать, реализовывать, контролировать и оценивать результаты учебно-воспитательного процесса по юридическим дисциплинам в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования (ПК-36); способность осуществлять правовое информирование и воспитание (ПК-37). В результате изучения дисциплины курсант должен: Знать: · научный категориальный аппарат психологии (ОК-4,ОК-10, ПК-37); · закономерности развития и функционирования психики человека (ОК-10, ПК-36, ПК-37); · психологические требования к личности сотрудника правоохранительных органов (ОК-7); · психологические основы профессионального общения сотрудников правоохранительных органов; причины и психологические основы предупреждения и разрешения конфликтов в профессиональной деятельности (ОК-4, ОК-7, ПК-11, ПК-25, ПК-36, ПК-37); · сущность профессионально-нравственной деформации и пути её предупреждения и преодоления (ОК-4, ПК-25, ПК-37); · этические и психолого-педагогические основы формирования антикоррупционного поведения сотрудников правоохранительных органов (ОК-4, ОК-7, ПК-11, ПК-25, ПК-37). Уметь: · анализировать механизмы возникновения и разрешения социальных конфликтов, природу и возможные пути предупреждения девиантного поведения в различных группах социального риска (ОК-4, ОК-7, ОК-10, ПК-25, ПК-37); · правильно строить общение с коллегами в служебном коллективе и с гражданами, в том числе с представителями различных социальных групп, национальностей и конфессий (ОК-4, ОК-7, ОК-10, ПК-25, ПК-37); · диагностировать причины конфликта, вырабатывать и применять стратегии поведения в ходе конфликта, использовать различные методы и способы предотвращения и позитивного разрешения конфликтов (ОК-4, ОК-7, ОК-10, ПК-25, ПК-37). Владеть: · навыками позитивного общения в процессе профессиональной деятельности, выстраивания социальных и профессиональных взаимодействий с учетом этнокультурных и конфессиональных различий (ОК-7, ОК-10, ПК-25, ПК-37); · навыками установления психологического контакта, визуальной психодиагностики и психологического воздействия, правильного поведения в конфликтной ситуации (ОК-10, ПК-25, ПК-37); · навыками самостоятельного развития профессионально важных качеств (ОК-8, ОК-10, ПК-25); · навыками управления эмоционально-волевой сферой (ОК-8, ПК-25). В процессе изучения дисциплины курсанты должны выполнить письменную работу в виде практикума. Обучение по указанной дисциплине завершается сдачей курсантами экзамена.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по дисциплине «Психология» для курсантов 2 «А», курса факультета подготовки оперативных сотрудников полиции во 2 полугодии 2012-2013 учебного года
Содержание тем с методическими указаниями и планами семинаров Тема 1. Предмет, цели и задачи курса. История развития психологии, ее основные отрасли и методы. Теоретические основы изучения и практического использования психологических закономерностей в правоохранительной деятельности Лекции - 2 часа Семинары - 2 часа Содержание темы. Предмет психологии. Методологические основы психологии как науки. История развития психологии. Ее основные отрасли. Связь психологии с другими науками. Краткая характеристика основных методов психологии. Общепсихологические методы как методы научного исследования, применяемые в правоохранительной деятельности. Метод наблюдения. Общие рекомендации по применению метода наблюдения в деятельности сотрудника ОВД. Преимущества и недостатки применения метода наблюдения при решении служебно-оперативных задач. Метод беседы. Эксперимент. Тестирование. Анализ результатов деятельности. Социометрические методы. Специальные методы. Методы судебно-психологической экспертизы. Психологический анализ материалов уголовного дела. Биографический метод. Использование прикладных методов психологии в расследовании преступлений. Роль психологических знаний в деятельности сотрудника органов внутренних дел. Основная цель и задачи изучения дисциплины. Методические указания. Предметом психологии являются закономерности возникновения, изменения и развития психики. Психика – это свойство высоко организованной материи, которое заключается в способности отражения окружающего мира, построение на этой основе картины мира с целью регуляции поведения. Психология развивались в рамках философской науки, но в 18 веке она оформляется как самостоятельная наука, имеющая свой предмет исследования, свои методы исследования и понятийный аппарат. Выделяют 4 основных этапа развития психологии: 1. Психология как наука о душе 2. Психология как наука о сознании 3. Психология как наука о поведении 4. Психология, как наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и развития психики. В настоящее время психология представляет собой развитую науку, которая разделяется на фундаментальную и прикладную. Фундаментальная психология изучает психические явления, характерные для человека (или животных) в целом, общие психологические закономерности, которые имеют место во всех сферах психической жизни. К числу отраслей фундаментальной психологии относятся: общая психология, психология личности, дифференциальная психология, психофизиология, нейропсихология, социальная психология, психология развития, психология аномального развития (или специальная психология), сравнительная и зоопсихология. Прикладная психология изучает общие психологические проблемы, характерные для конкретных сфер профессиональной деятельности людей. К отраслям прикладной психологии относятся: педагогическая психология, медицинская психология, юридическая психология, экономическая психология, психология религии, психология спорта, психология труда. В качестве основных методов, используемых психологией, принято выделять наблюдение (включенное – невключенное), самонаблюдение, эксперимент (лабораторный – естественный, констатирующий – формирующий), беседу, тестирование, анализ результатов деятельности, биографический метод и другие. В правоприменительном отношении интересны прикладные методы психологии: методы судебно-психологической экспертизы, психологический анализ уголовного дела, метод составления психологического портрета преступника. Использование данных методов психологии сотрудниками органов внутренних дел позволяет повысить эффективность правоохранительной деятельности, направленной на раскрытие, расследование и предупреждение преступлений. Вопросы к семинару: 1. Общие представление о психологии, как науке: предмет, цель и задачи психологии. 2. Общие представление о психологии, как науке: история развития, методологические основы. 3. Краткая характеристика методов психологии. 4. Прикладные методы психологии. 5. Роль психологических знаний в деятельности сотрудника ОВД. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|