Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 2. Психические феномены и их проявление в сфере права




Лекции – 6 часов

Семинары – 2 часа

Практические занятия – 8 часов

Содержание темы. Методологические принципы психологии. Формы психического отражения окружающей действительности. Понятие психики. Основные функции психики. Понятие и содержание сознания как формы отражения действительности. Функции сознания. Строение и функции правосознания. Деформация правосознания. Психологический механизм воздействия правовых норм на личность и формирования правомерного поведения. Классификация психических явлений и их характеристика. Понятие и классификация познавательных психических процессов.

Понятие и характеристика ощущения. Функции ощущений. Виды ощущений. Свойства ощущений. Индивидуально-психологические различия ощущений. Учет закономерностей проявления ощущений в исследовании обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовных дел.

Понятие и характеристика восприятия. Функции восприятия. Свойства восприятия. Виды восприятий. Индивидуально-психологические различия восприятий. Учет закономерностей проявления восприятий в исследовании обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовных дел.

Понятие и характеристика внимания. Виды внимания. Свойства внимания. Индивидуально-психологические различия внимания. Учет закономерностей проявления внимания в исследовании обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовных дел.

Понятие и характеристика памяти. Функции памяти. Виды памяти. Процессы памяти. Законы памяти. Индивидуально-психологические различия памяти. Учет закономерностей проявления памяти в исследовании обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовных дел. Психологические факторы, влияющие на запоминание обстоятельств события преступления. Психологические факторы, влияющие на воспроизведение события преступления свидетелями и потерпевшими.

Понятие и характеристика представления. Функции представления. Виды представлений. Индивидуально-психологические различия представления. Учет особенностей представления в исследовании обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовных дел.

Понятие и характеристика воображения. Функции воображения. Виды воображения. Способы построения образов в воображении. Индивидуально-психологические различия воображения. Учет особенностей воображения в исследовании обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовных дел.

Понятие и характеристика мышления. Функции мышления. Операции мышления. Виды мышления. Индивидуально-психологические различия мышления. Учет закономерностей мышления в исследовании обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовных дел. Характеристика процесса решения мыслительной задачи. Характеристика интуиции. Характеристика и структура интеллекта.

Понятие и характеристика речи. Функции речи. Виды речи. Функции речи. Индивидуально-психологические различия речи. Учет особенностей речи в исследовании обстоятельств, имеющих значение для расследования уголовных дел. Культура речи сотрудника органов внутренних дел.

Методические указания. Методологическими принципами психологической науки являются: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип развития, принцип личностного подхода, принцип активности. Эти принципы определили подходы к исследованию и описанию психики и ее высшей формы развития – сознания. Возникновение и развитие психики в науке связывают с усложнением деятельности живых существ на различных уровнях филогенетического ряда. Возникновения сознания у человека определяется овладением им речью, которая приобрела предметный характер. Одной из форм сознания является правосознание. В широком смысле под правосознанием понимается весь правовой опыт поведения личности, группы, общества. Высший уровень развития правосознания человека характеризуется совокупностью его взглядов на правовую систему, осознание им социальной значимости права и осуществление правомерного поведения. Особенно следует уделить внимание дефектам правосознания – негативному отношению к праву и формированию противоправного поведения.

В целом, знание закономерностей возникновения, функционирования и развития психики позволяет сотруднику органов внутренних дел более эффективно организовать свою деятельность, правильно строить взаимоотношения с другими людьми, выявлять истинные причины нарушений норм права другими людьми. Также психологические понятия лежат в основе ряда уголовно-правовых понятий (вина, психическая угроза, длительная психотравмирующая ситуация, цели и мотивы преступления).

Психологические феномены достаточно разнообразны, среди них выделяют психические процессы, психические свойства, психические состояния, психические образования.

Психическими явлениями, обеспечивающими первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности, являются психические процессы. Их принято подразделять на познавательные, эмоциональные и волевые.

При изучении познавательных процессов необходимо придерживаться следующей схемы:

1) дать определение и краткую характеристику психическому процессу;

2) раскрыть физиологические механизмы, обеспечивающие функционирование познавательного процесса;

3) назвать функции, виды и свойства того или иного познавательного процесса;

4) назвать индивидуально-психологические различия познавательного процесса и факторы их определяющие;

5) охарактеризовать особенности проявления познавательного процесса в деятельности сотрудников ОВД.

К группе познавательных процессов относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, представление, воображение, мышление, речь.

Ощущение - это отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

Восприятие - это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, во всей совокупности их свойств и признаков.

Внимание - психический познавательный процесс, который заключается в избирательной направленности сознания человека на определенные предметы и явления.

Память - это психический познавательный процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.

Представление - психический познавательный процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.

Воображение - это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.

Мышление - это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Речь - это психический познавательный процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми.

Знание и понимание сотрудниками ОВД закономерностей функционирования познавательных психических процессов помогает им правильно организовать служебную деятельность. Эти закономерности необходимо учитывать при проведении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий для получения полной и достоверной информации о событии преступления.

Вопросы к семинару:

1. Общая характеристика методологических основ психологии.

2. Понятие и общая характеристика психики и сознания, их сравнительная характеристика.

3. Классификация психических явлений и их краткая характеристика.

4. Характеристика ощущения как познавательного психического процесса.

5. Характеристика восприятия как познавательного психического процесса.

6. Характеристика внимания как познавательного психического процесса.

7. Характеристика памяти как познавательного психического процесса.

8. Характеристика представления как познавательного психического процесса.

9. Характеристика воображения как познавательного психического процесса.

10. Характеристика мышления как познавательного психического процесса.

11. Характеристика речи как познавательного психического процесса.

Доклады:

«Неосознаваемые процессы и их значение».

«Интуиция и ее основные характеристики».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных