Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Пути предупреждения и способы разрешения конфликтов




Когда человек попадает в конфликтную ситуацию, для более эффективного решения проблемы ему необходимо выбрать определенную стратегию и стиль поведения. Психологи выделяют пять типовых стратегий поведения в конфликтных ситуациях: А) Конкуренция Б) Уклонение В) Приспособление Г) Сотрудничество Д) Компромисс

А) Стиль конкуренции. Вы стараетесь, в первую очередь, удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая других людей принимать ваше решение проблемы. Это может быть эффективным стилем в том случае, если вы обладаете определенной властью.

Вот примеры тех случаев, когда следует использовать стиль конкуренции:

· вы обладаете достаточным авторитетом для принятия решения;

· решение необходимо принять быстро, и вы имеете достаточно власти для этого;

· вы чувствуете, что у вас нет иного выбора и что вам нечего терять;

· вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования;

· вы должны принять нестандартное решение, но сейчас вам необходимо действовать и у вас достаточно полномочий для этого шага.

Когда вы используете этот подход, вы можете быть недостаточно признанным, но вы завоюете сторонников, если он даст положительный результат.

Б) Стиль уклонения. Реализуется тогда, когда вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения проблемы или просто уклоняетесь от решения конфликта. Вы можете использовать этот стиль, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, когда вы не хотите тратить сил на ее решение или когда вы чувствуете, что находитесь в безнадежном положении.

Типичные ситуации, в которых рекомендуется применять стиль уклонения:

· исход не очень важен для вас или вы считаете, что решение настолько тривиально, что не стоить тратить на него силы;

· у вас трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности;

· вы хотите выиграть время;

· ситуация очень сложна, и вы чувствуете, что разрешение конфликта потребует слишком много сил от вас;

· у вас мало власти для решения проблемы;

· вы чувствуете, что у других больше шансов решить эту проблему.

В) Стиль приспособления. Он означает, что вы действуете совместно с другим человеком, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Вы можете использовать этот подход, когда исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не очень существенен для вас.

Наиболее характерные ситуации, в которых рекомендуется стиль приспособления:

· вас особенно не волнует случившееся;

· вы хотите сохранить мир и добрые отношения с другими людьми;

· вы понимаете, что правда на вашей стороне;

· у вас мало шансов победить;

· вы полагаете, что другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок, если вы уступите его желаниям.

Г) Стиль сотрудничества. Наиболее эффективный стиль, но и наиболее трудный. Если вы оба понимаете, в чем состоит причина конфликта, вы имеете возможность вместе искать новые альтернативы или выработать приемлемые компромиссы.

Такой подход рекомендуется использовать в описанных ниже ситуациях:

· решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет полностью от него устраниться;

· у вас тесные длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

· у вас есть время поработать над возникшей проблемой;

· вы и другой человек осведомлены о проблеме, и желания обеих сторон известны;

· обе вовлеченные в конфликт стороны обладают равной властью или игнорируют разницу в положении для того, чтобы на равных искать решение проблемы.

Обе стороны должны уметь объяснить свои желания, выразить свои нужды, выслушать друг друга и затем выработать альтернативные варианты решения проблемы. Стиль сотрудничества среди прочих самый трудный, однако, он позволяет выработать наиболее удовлетворяющее обе стороны решение в сложных и конфликтных ситуациях.

Д) Стиль компромисса. Вы немного уступаете в своих интересах, чтобы удовлетворить их частично, и другая сторона делает то же самое. Как при сотрудничестве, вы не ищете скрытые нужды и интересы. Вы рассматриваете только то, что говорите друг другу о своих желаниях.

Типичные случаи:

· обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;

· вас может устроить временное решение;

· вы можете воспользоваться временной выгодой;

· другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными;

· удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение, и вы можете несколько изменить поставленную вначале цель;

· компромисс позволит вам сохранить взаимоотношения, и вы предпочитает получить хоть что-то, нежели все потерять.

Какой стиль предпочтительнее? В идеальном случае конфликт сам подсказывает нам стиль поведения. Если ни цель, ни отношения не являются для нас особо важными, благоразумнее уклониться от конфликта.

Важно понять, что каждый из этих стилей эффективен только в определенных условиях и ни один из них не может быть выделен как самый лучший. Наилучший подход будет определяться конкретной ситуацией, а также складом вашего характера.

При столкновении с проблемами люди иногда спотыкаются уже на первых шагах, упираясь в неожиданное препятствие, и терпят поражение, «зациклившись» на нем. В этом случае желательно обратиться к посреднику. Им может быть уважаемый независимый авторитетный человек или специалист-психолог или конфликтолог.

Если вас предстоит выступать в этой роли, то предлагаем основные рекомендации посреднику. Вам желательно:

· быть независимым и нейтральным человеком;

· не решать проблему самостоятельно, а помогать решить ее конфликтующим (не давать советы и не решать проблемы, а создать условия для принятия конфликтующими самостоятельного решения).

Посреднику желательно попросить конфликтующихвнимательно слушать и не перебивать друг друга. Для этого они договариваются о том, что прежде чем начать разговор после партнера, необходимо повторить последнюю фразу. Это условие является обязательным. Оно заставляет слушать, а значит, и слышать мнение партнера.

Посредник в паузах обязательно уточняет: "правильно ли я вас понял, что…", "пожалуйста, объясните…", "когда вас обвиняют, как вы себя чувствуете?", "в чем, по-вашему, причина конфликта, сформулируйте ее", "какие факты могут подтвердить ваше мнение? ".

Посредник может прояснять смысловое содержание и эмоциональное отношение к проблеме каждого партнера: Что вы думаете? Что вы чувствуете? Чем вы обеспокоены?

И в завершение посредник выражает удовлетворение общением типа: "меня радует, что вы оба озабочены делом, но у вас были разные подходы к его решению. Вы решили дело только тогда, когда обсудили проблему непредвзято, без обвинений и обид. Это та цель, которая оправдывает метод решения проблемы и дела. Р ешение дела улучшит ваши взаимоотношения. Я рад, что это произошло, и вы сами пришли к консенсусу "..

Конфликт, как и болезнь, легче предупредить, чем лечить. Средств для профилактики предконфликтных и конфликтных ситуаций довольно много. Рассмотрим некоторые из них.

Наиболее эффективным средством следует признать устранение из делового общения суждений и оценок, которые могли бы ущемить честь и достоинство собеседника. Такие суждения и оценки крайне нежелательны, поскольку они очень часто ведут к конфликтам. Весьма нежелательны и покровительственные суждения и оценки, высказанные с чувством плохо скрытого превосходства или пренебрежения.

Другим наиболее эффективным средством профилактики конфликтных ситуаций является недопущение при деловом общении спора, так как во время спора человеку редко удается сохранить самообладание и достоинство. Споря, мы начинаем горячиться и, сами того не замечая, делаем обидные замечания и допускаем досадную грубость. В связи с этим хотелось бы еще раз вспомнить слова Дейла Карнеги, ярого противника любого спора.

Хорошим средством предупреждения конфликта служит умение слушать собеседника, поскольку оно является критерием коммуникабельности. От того, насколько собеседнику предоставлена возможность высказаться, во многом зависят его расположение и доверительность.

Существенно снижает вероятность возникновения конфликтной ситуации уважительная манера разговора. Такие фразы, как "Прошу извинить", "Буду очень признателен", "Простите за причиненное беспокойство", "Если это вас не затруднит", "Не сочтите за назойливость" и т.д. крайне важны и необходимы. "Добавление" учтивости не снижает определенности просьбы, но во многом препятствует появлению у собеседников внутреннего сопротивления, способствует снятию отрицательных эмоций.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных