Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сущность образования и мировые образовательные тенденции




В своем первоначальном виде образование означало передачу важнейших, жизненно необходимых сведений и трудовых навыков посредством обучения и воспитания – древнейших видов культурной деятельности человека. Постепенно оно стало самостоятельной функцией общества. Образование поэтому и выступает в качестве способа вхождения человека в мир культуры.

Образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции. Поэтому образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры), так и всего общества.

Основные функции образования.

1. оптимальный и интенсивный способ вхождения человека в мир культуры.

2. среда общения.

3. средство развития и становления человека как личности и профессионала.

4. способ социализации личности, процесс ее самоутверждения.

5. это средство обеспечения преемственности поколений.

6. это фактор социального прогресса.

7. это ускоритель культурных перемен и преобразований.

В целом все эти функции можно свести к двум: воспроизводство всего общественного опыта, культуры новыми поколениями и развитие личности человека, и общества в целом.

Основные модели образования:

1. Модель образования как государственно-ведомственной организации. Здесь система образования рассматривается структурами государственной власти как самостоятельное направление в ряду других отраслей народного хозяйства. Строится она по ведомственному принципу с жестким определением целей, содержанием образования, номенклатуры учебных заведений и учебных дисциплин. При этом учебные заведения подчиняются и контролируются специальными органами.

2. Модель развивающего образования. Эта модель предполагает организацию образования через широкую кооперацию образовательных систем разного типа и уровня. Такое построение позволяет обеспечивать и удовлетворять потребности различных слоев населения страны в образовательных услугах.

3. Традиционная модель образования. Основную роль образования традиционалисты видят в том, чтобы сохранять и передавать молодому поколению культурное наследие человеческой цивилизации. Прежде всего под этим подразумевается многообразие знаний, умений и навыков, способствующих как индивидуальному развитию человека, так и сохранению социального порядка.

4. Рационалистическая модель образования предполагает такую организацию, которая обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу. В рамках этой модели обеспечивается передача – усвоение только таких культурных ценностей, которые позволяют безболезненно вписываться в существующие общественные структуры. В рационалистической модели отсутствует творчество, самостоятельность, индивидуальность. Идеалом становится точное следование предписанному шаблону.

5. Феноменологическая модель образования предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, бережное и уважительное отношение к их интересам и потребностям. Его представители отвергают взгляд на школу как на «образовательный конвейер». Образование они рассматривают как гуманистическое в том смысле, чтобы оно наиболее полно и адекватно соответствовало подлинной природе человека, помогло ему обнаружить то, что в нем уже заложено природой

6. Неинституционная модель образования ориентирована на организацию образования вне социальных институтов, в части школ и вузов. Это образование на «природе», с помощью Интернета, в условиях «открытых школ», дистанционное обучение и др.

Элементы образования: цели образования; содержание образования; средства и способы получения образования; формы организации образовательного процесса; субъекты и объекты образовательного процесса; образовательная среда; результат образования.

Функционирование любой образовательной системы подчинено той или иной цели. Образовательныецели – это ожидаемые результаты, которых стремится достичь данное общество, с помощью сложившейся системы образования в настоящее время и в ближайшем будущем.

Содержание образования на основе анализа человеческой культуры можно понимать как совокупность: системы знаний о природе, обществе, человеке; опыта осуществления различных способов деятельности; опыта творческой деятельности по решению новых проблем; опыта ценностного отношения к миру.

К способам получения образования в мировой и отечественной практике относятся:

n дневная и вечерняя форма обучения, которая предусматривает успешное обучение в коллективе учащихся (или студентов) и завершение всего цикла обучения в рамках данного учебного заведения успешной сдачей выпускных экзаменов;

n экстернат. Предполагает самостоятельное обучение на дому или с помощью педагогов и сдача экзаменов при конкретном учебном заведении.

n дистантное или дистанционное (от англ. distanse – расстояние) обучение осуществляется с помощью обучающих программ на компьютере.

n заочная форма обучения с помощью переписки, отдельных консультаций у преподавателей.

Формы организации образовательного процесса:

- урок (35 или 45 мин) – основная форма обучения в школе;

- лекция (90 или 120 мин, с перерывом или без) – основная форма обучения в вузе;

- семинар – практическое занятие всей учебной группы;

- лабораторный практикум – практическое занятие с применением техники и специальной аппаратуры, проведением эксперимента;

- учебная экскурсия на природу, предприятие, в музей, на выставку;

- групповые или индивидуальные консультации с преподавателем по отдельным учебным темам или вопросам, проводимые по инициативе преподавателя или по просьбе учащихся;

Современная система образования – открытая, непрерывно развивающаяся система, для которой характерны ряд тенденций: гуманизация, гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, информатизация, индивидуализация, непрерывность.

Гуманизация образования – это ориентация образовательной системы на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, основанного на уважении прав каждого человека; на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала.

Гуманитаризация – это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа; свободное общаение с людьми разных национальностей и народов, любых профессий и специальностей; хорошее знание родного языка, истории и культуры; свободное владение иностранными языками; экономическую и юридическую грамотность человека.

Дифференциация – может воплощаться на практике разными способами, например, через группировку обучаемых по признаку их успеваемости; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору; разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для обучаемых с задержками или отклонении в развитии; составление индивидуальных планов для отдельных учащихся или студентов в соответствии с интересами и профессиональной ориентацией и т.д.

Диверсификация - это широкое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления.

Стандартизация – это ориентация образовательной системы на реализацию, прежде всего, государственного образовательного стандарта – набора обязательных учебных дисциплин в четко определенном объеме часов.

Многовариантность означает создание в образовательной системе условий выбора и предоставление каждому субъекту шанса к успеху. На практике многовариантность проявляется через возможность выбирать темпы обучения, достигать разного уровня образованности, выбирать тип образовательного учреждения, а также дифференциацию условий обучения в зависимости от индивидуальных особенностей.

Многоуровневость – это организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе образования того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека. Каждый уровень – это период, который имеет свои цели, сроки обучения и свои характерные особенности.

Информатизация образования связана с широким и все более массовым использованием вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека. Информатизация получила наибольшее распространение во всем мире именно в последнее десятилетие – в связи с доступностью и относительной простотой в использовании разных видов современной видео-, аудиотехники и компьютеров.

Индивидуализация – это учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания.

Непрерывность означает не образование, полученное раз и навсегда, на всю жизнь, а процесс постоянного образования – самообразования человека в течении всей жизнедеятельности в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных