Виды, формы и методы обучения
В современной школе используются три относительно обособленных виды обучения, которые отличаются между собой рядом важных признаков:
n объяснительно-иллюстративное обучение, называемое также традиционным;
n проблемное обучение;
n программированное и компьютерное обучение.
Сущность объяснительно-иллюстративного обучения хорошо передается названием. Объяснение в сочетании с наглядностью - главные его методы, слушание и запоминание - ведущие виды деятельности учащихся, а безошибочное воспроизведение изученного - главное требование и основной критерий эффективности. Такое обучение называют еще традиционным не только с целью отличить его от более современных видов, но и чтобы подчеркнуть длительную историю его существования.
Проблемное обучение. В его основе лежит решение какой-либо задачи, проблемы (от гр. рrоblета - «задача, задание»).
Проблемное обучение надо использовать на уровне познавательной деятельности обучаемых. И здесь будем различать: проблемный вопрос, проблемную задачу, проблемную ситуацию и проблему.
Преимущества проблемного обучения это, в первую очередь, большие возможности для развития внимания, активизации мышления, познавательной деятельности студентов; оно развивает самостоятельность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления, осторожность и решительность и т.п. Кроме того, что очень важно, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, ибо они добываются в самостоятельной деятельности.
К недостаткам проблемного обучения можно отнести то, что оно всегда вызывает затруднение у студента в учебном процессе, поэтому на его осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении.
Название программированное обучение происходит от термина "программа", обозначающего систему последовательных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату. Основная цель этого вида обучения - улучшение управления учебным процессом.
Компьютерное обучение. Ощутимые шаги в раскрытии глубинных закономерностей человеческого обучения, а также бурный прогресс в области решения развития персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) вывели педагог на новую технологию компьютерного (компьютеризированного) обучения. Компьютеры, снабженные специальными обучающими программами, можно эффективно приспособить для решения почти всех дидактических задач.
Формы обучения:
Самой древней формой обучения является индивидуальная. Суть ее заключается в том. что обучаемые выполняют задания учителя индивидуально, работая у себя дома, либо в доме учителя. Ее несомненным достоинствами являются: индивидуализация обучения, определение оптимального темпа обучения, высокая результативность при условии высокого профессионализма учителя. В качестве недостатков можно отметить ограниченность в общении ученика в процессе обучения.
Возрастающая потребность общества в грамотных людях привела к развитию индивидуально-групповой формы обучения, которая предполагала ведение занятий с группой разновозрастных учащихся, имеющих различный уровень подготовки.
Массовое обучение стало возможным с появлением в Европе классно-урочной формы обучения.
Со временем данная форма обучения охватывает значительную часть учебных заведений.
Типичными атрибутами классно-урочной системы являются: учебный год, учебный день, звонки, расписание уроков, каникулы и перемены. В качестве достоинств классно-урочной системы можно назвать: четкую организационную структуру, простоту управления, экономичность, возможность взаимодействия между учащимися, возможность осуществления наряду с обучением воспитания.
Наряду с достоинствами существуют и недостатки: ориентация на «среднего» учащегося, что влечет за собой задержку развития способных и создания трудностей для слабых учеников, учебная работа в заданном учителем темпе, жесткое расписание занятий, слабый учет индивидуальных способностей обучаемых.
Под методом обучения подразумевается способ упорядочения взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленной на решение задач образования. Важно помнить, что принято выделять два уровня методов обучения: общедидактические и частнодидактические.
Общедидактическими методами являются:
Объяснительно-иллюстративный метод состоит в том, что преподаватель разными средствами предъявляет информацию об объекте изучения, а обучающиеся всеми органами чувств воспринимают ее, осознают и запоминают.
Репродуктивный метод – предполагает составление преподавателем заданий для обучающихся на воспроизведение ими знаний и способов деятельности.
Проблемное изложение заключается в том, что педагог ставит проблему и сам раскрывает противоречивый путь и логику решения, предоставляя обучающимся контроль за этой логикой, побуждая к вопросам и показывая им доступный для них, более высокий уровень мышления.
Частично-поисковый (эвристический) метод. Его цель – постепенное привлечение обучающихся к самостоятельному решению проблемы, выполнение отдельных шагов решения поставленной учебной проблемой, отдельных типов исследований путем самостоятельного активного поиска.
Исследовательский метод базируется на конструировании исследовательских заданий и проблемных задач, самостоятельно решаемых студентами с последующим контролем преподавателя.
Частнодидактическими методами являются:
словесные методы (источник – устное или печатное слово);
наглядные методы (источник – наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|