Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Виды, формы и методы обучения




В современной школе используются три относительно обособленных виды обучения, которые отличаются между собой рядом важных признаков:

n объяснительно-иллюстративное обучение, называемое также традиционным;

n проблемное обучение;

n программированное и компьютерное обучение.

Сущность объяснительно-иллюстративного обучения хорошо передается названием. Объяснение в сочетании с наглядностью - главные его методы, слушание и запоминание - ведущие виды деятельности учащихся, а безошибочное воспроизведение изученного - главное требование и основной критерий эффективности. Такое обучение называют еще традиционным не только с целью отличить его от более современных видов, но и чтобы подчеркнуть длительную историю его существования.

Проблемное обучение. В его основе лежит решение какой-либо задачи, проблемы (от гр. рrоblета - «задача, задание»).

Проблемное обучение надо использовать на уровне познавательной деятельности обучаемых. И здесь будем различать: проблемный вопрос, проблемную задачу, проблемную ситуацию и проблему.

Преимущества проблемного обучения это, в первую очередь, большие возможности для развития внимания, активизации мышления, познавательной деятельности студентов; оно развивает самостоятельность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления, осторожность и решительность и т.п. Кроме того, что очень важно, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, ибо они добываются в самостоятельной деятельности.

К недостаткам проблемного обучения можно отнести то, что оно всегда вызывает затруднение у студента в учебном процессе, поэтому на его осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении.

Название программированное обучение происходит от термина "программа", обозначающего систему последовательных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату. Основная цель этого вида обучения - улучшение управления учебным процессом.

Компьютерное обучение. Ощутимые шаги в раскрытии глубинных закономерностей человеческого обучения, а также бурный прогресс в области решения развития персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) вывели педагог на новую технологию компьютерного (компьютеризированного) обучения. Компьютеры, снабженные специальными обучающими программами, можно эффективно приспособить для решения почти всех дидактических задач.

Формы обучения:

Самой древней формой обучения является индивидуальная. Суть ее заключается в том. что обучаемые выполняют задания учителя индивидуально, работая у себя дома, либо в доме учителя. Ее несомненным достоинствами являются: индивидуализация обучения, определение оптимального темпа обучения, высокая результативность при условии высокого профессионализма учителя. В качестве недостатков можно отметить ограниченность в общении ученика в процессе обучения.

Возрастающая потребность общества в грамотных людях привела к развитию индивидуально-групповой формы обучения, которая предполагала ведение занятий с группой разновозрастных учащихся, имеющих различный уровень подготовки.

Массовое обучение стало возможным с появлением в Европе классно-урочной формы обучения.

Со временем данная форма обучения охватывает значительную часть учебных заведений.

Типичными атрибутами классно-урочной системы являются: учебный год, учебный день, звонки, расписание уроков, каникулы и перемены. В качестве достоинств классно-урочной системы можно назвать: четкую организационную структуру, простоту управления, экономичность, возможность взаимодействия между учащимися, возможность осуществления наряду с обучением воспитания.

Наряду с достоинствами существуют и недостатки: ориентация на «среднего» учащегося, что влечет за собой задержку развития способных и создания трудностей для слабых учеников, учебная работа в заданном учителем темпе, жесткое расписание занятий, слабый учет индивидуальных способностей обучаемых.

Под методом обучения подразумевается способ упорядочения взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся, направленной на решение задач образования. Важно помнить, что принято выделять два уровня методов обучения: общедидактические и частнодидактические.

Общедидактическими методами являются:

Объяснительно-иллюстративный метод состоит в том, что преподаватель разными средствами предъявляет информацию об объекте изучения, а обучающиеся всеми органами чувств воспринимают ее, осознают и запоминают.

Репродуктивный метод – предполагает составление преподавателем заданий для обучающихся на воспроизведение ими знаний и способов деятельности.

Проблемное изложение заключается в том, что педагог ставит проблему и сам раскрывает противоречивый путь и логику решения, предоставляя обучающимся контроль за этой логикой, побуждая к вопросам и показывая им доступный для них, более высокий уровень мышления.

Частично-поисковый (эвристический) метод. Его цель – постепенное привлечение обучающихся к самостоятельному решению проблемы, выполнение отдельных шагов решения поставленной учебной проблемой, отдельных типов исследований путем самостоятельного активного поиска.

Исследовательский метод базируется на конструировании исследовательских заданий и проблемных задач, самостоятельно решаемых студентами с последующим контролем преподавателя.

Частнодидактическими методами являются:

словесные методы (источник – устное или печатное слово);

наглядные методы (источник – наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных