Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Структура и функции психики.




Выделяются три группы психических явлений:

1) Психические процессы — это динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Подразделяются на:

познавательные (к ним относятся ощущения, восприятие, память, мышление и воображение),

эмоциональные (активные и пассивные переживания),

волевые (решение, исполнение, волевое усилие и т. д).

2) Психическое состояние — определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При каком-то одном умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, а при другом — трудно и неэффективно. Наиболее изучены:

♦ общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности;

♦ эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное настроение, состояние депрессии, воодушевления, творческое состояние и т. п.).

3) Психические свойства – это наиболее устойчивые психические явления, закрепленные в структуре личности и определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром.

К основным группам психических свойств личности относят:

1) жизненную позицию (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);

2) темперамент (систему природных свойств личности (подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности), характеризующую динамическую сторону поведения);

3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);

4) характер (система отношений и способов поведения).

Все функции неразрывно связаны.

6. Этапы развития психики: филогенез.

Развитие психики происходит в форме:

· филогенеза (в ходе историч. процесса биологической и социокультурной эволюции вида)

· онтогенеза (в ходе жизни отдельного организма – человека, животного).

Филогенез - историческое развитие чего-либо в процессе эволюции. Развитие психики животных и человека шло параллельно развитию и усложнению их нервной системы. Психика возникла из раздражимости живых существ и развивалась в связи с образованием и развитием их нервной системы. Сознание является продуктом общественно–исторического развития человеческого общества, возможность существования которого обусловлена использованием и изготовлением орудий труда, элементов языка, знаний, норм поведения.

Развитие: сенсорных процессов животных Впервые отмеч. у: кишечнополостных животных и червей • Развитие обоняния, зрения и др.; • формирование способности примитивных животных распознавать воздействие раздражителей и отвечать на них; • возникновение ощущений и безусловного рефлекса
перцептивных процессов ж. Моллюски, насекомые, позвон. животные • У животных формируется нервная с-ма; • усложнение рецепторных процессов; • возникают условные рефлексы и инстинкты;
интеллектуал. действий ж. млекопитающие, птицы • Появляется способность к интеллектуальному поведению при возникновении препятствий на пути достижения цели;
сознания ч. Homo habilis (Человек умелый) • Руки становятся органом труда. • появляется способность к мышлению, общению с другими людьми, речь
самосозн~ ч. Homo sapiens • Развивается познание себя путем познания других; • возникает анализ собственной деятельности и поведения; • появляется возможность самоконтроля и самовоспитания

 

 

7. Этапы развития психики: онтогенез.

ОНТОГЕНЕЗ (греч. ontos – сущее, genesis – происхождение, рождение) – процесс развития психики и личности в ходе индивидуальной жизни человека.

Общие закономерности развития психики в О.:

1) относительное влияние биологических факторов на становление психики (в отличие от фатальной обусловленности человеческой психики наследственными факторами);

2) роль активной предметной деятельности и общения самого индивида в усвоении социальных норм и эталонов общественно-выработанного опыта и в процессе социализации человека, в становлении на этой основе достижений и противоречий индивидуального опыта деятельности и общения человека;

3) роль саморазвития психики и самовыражения личности, влияния жизненного опыта самого человека (сложившихся качеств, форм поведения) на дальнейшее психическое развитие; личность человека творит себя в ходе решения социальных, познавательных, профессиональных задач, поэтому онтогенетическое развитие психики не повторяет филогенез человечества;

4) диалектика психического развития в О., состоящая в появлении следующих друг за другом качественно своеобразных уникальных психических новообразований, в качественном преобразовании ранних форм психики на поздних этапах онтогенеза и вместе с тем в преемственности от ранних и поздних этапов онтогенеза; каждый этап онтогенеза имеет непреходящее значение и вносит свой вклад в общее психическое развитие (в отличие от финалисткой точки зрения, признающей ценность развития только в финале);

Акмеология изучает содержание относительно поздних этапов О., на которых осуществляются наивысшие достижения психики человека, а также роль ранних этапов онтогенеза для подготовки этапов зрелости личности.

Сознание ч..

Сознание это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.

Структура:

1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

3. Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).

Функции:

• Познавательная. Сознание позволяет человеку проникнуть в сущность предметов, процессов, явлений объективного мира. Познание осуществляется в формах чувственного и рационального отражения, на эмпирическом и теоретическом уровнях мышления.
• Регулятивная. Сознание, в соответствии с поставленными целями, регулирует, упорядочивает действия ч.. В основе – воля, выбор ч., регуляторы этой ф-и – нормы поведения, принципы.
• Коммуникативная. Деятельность индивида как общественного существа требует его общения с другими людьми, взаимного обмена мыслями и знаниями, поэтому сознание, преобразуя мысль в слово, осуществляет функцию связи.

Свойства:

Активность. Сознание связано с деятельностью, с активным воздействием на окружающий мир

Избирательный характер. С. направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты (чаще всего связанные с какими-то нереализованными потребностями)

Обобщенность и отвлеченность. С. оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутов конкретных объектов действительности

Целостность. С. психически здорового человека, как правило, обладает целостностью. В рамках данного свойства возможны внутренние конфликты ценностей или интересов. При некоторых видах психических заболеваний целостность сознания нарушается (шизофрения)

Константность. Относительная устойчивость, неизменчивость и преемственность сознания, определяемые памятью. Константность сознания обусловливается свойствами личности

Динамичность. Его изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и в новых свойствах личности

Искаженность. С. всегда отражает действительность в искаженном виде (часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия и установками личности)

Индивидуальный характер. С. каждого человека отличается от сознания других людей. Это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания, жизненным опытом, социальным окружением и пр.

Способность к рефлексии. С. обладает способностью к самонаблюдению и самооценке, а также может представлять себе, как его оценивают другие люди

9. Психич. процессы л: познавательные, эмоциональные, мотивационные, волевые.

Психические процессы — это динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности. Они обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека. Понятие «психический процесс» подчеркивает динамический характер изучаемого явления.

1. Познавательные процессы обеспечивают отражение мира и преобразование информации. Ощущение и восприятие делают возможным отражение реальности при непосредственном воздействии сигналов на органы чувств и представляют собой уровень чувственного познания окружающего мира. Ощущение связано с отражением отдельных свойств объективного мира, в результате восприятия формируется целостный образ окружающего мира во всей его полноте и разнообразии. Образы восприятия часто называют первичными образами. Результатом запечатления, воспроизведения или преобразования первичных образов являются вторичные образы, представляющие собой продукт рационального познания объективного мира, которое обеспечивается такими психическими процессами, как память, воображение, мышление. Наиболее опосредованным и обобщенным процессом познания является мышление, в результате которого человек получает субъективно новое знание, которое нельзя вывести из непосредственного опыта.

2. Эмоциональные процессы отражают пристрастность и субъективную оценку человеком окружающего мира, себя и результатов деятельности. Они проявляются в форме субъективных переживаний и всегда непосредственно связаны с мотивацией.

3. Процессы мотивации и воли обеспечивают психическую регуляцию деятельности человека, побуждая, направляя и контролируя эту деятельность. Основным компонентом мотивационного процесса является возникновение потребности, субъективно переживаемой как состояние нужды в чем-либо, желания, страсти, стремления. Поиск предмета, удовлетворяющего потребность, приводит к актуализации мотива, который представляет собой образ предмета удовлетворения потребности, основанный на прошлом опыте субъекта. На основе мотива происходят целеполагание и принятие решений.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных