Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Измерение показателей мелкодвигательных координаций




Для формирования мелких движений пальцев рук, для выработки уве­ренности в движениях детской руки предлагают с раннего возраста следую­щие задания: рисование по крупным клеткам, по точкам, символов предме­тов и др. (рис. 2.12—2.14). Во время такой работы развиваются не только тонкие дифференцированные двигательные навыки, но и активизируются творческие возможности, речевые способности, внимание, представления, пространственная ориентация, умение выделять целое и части, существен­ные признаки предмета. Для этих целей используют 2—3 тетради в крупную

клетку, а для фигур по точкам большие чистые листы, а также карандаши. Выполняя работу, ребенок комментирует ее, а сделанную — описывает по вопросам взрослых. При обследовании пространственной ориентировки, графических умений и движений для письма, зрительного внимания обра­щают внимание на умение правильно держать карандаш, проводить верти­кальные и горизонтальные линии, регулировать движения в соответствии с задачей изображения: это нажим, амплитуда, темп рисовального движе­ния, изменение направления, соразмерение отрезка с заданной длиной или высотой, а также формой заданных изображений предметов. Перед нача­лом рисования предварительно проводится анализ графической структуры или фигуры, которые обследуется зрительно и осязательно.

Результаты задания оцениваются так: высокий уровень — почти полное совпадение контуров, подражание образцу; средний уровень — разборчивое подражание образцу; низкий уровень — значительное отклонение от наме­ченного контура, от образца.

Среди методов исследования координации движений особое место за­нимают методики исследования ручной умелости с учетом тонкости, уров­ня точности и скорости сенсомоторной координации. Рассмотрим три наи­более известных приема изучения рабочих движений и действий.

Определение ловкости пальцев при одновременной работе обеих рук

Эта методика была разработана М. Г. Давлетшином4. Она используется в целях психодиагностики, а именно: для определения способностей испы­туемого к тонкой координации движений. Оценку успешности двигатель­ной координации производят по временному параметру выполнения теста, который прошкалирован на основе массового исследовательского матери­ала. Нормативные показатели успешности тонкой координации движений:


 

Для выявления ловкости рук используют специальное приспособление — мерную пластину (220 х 42 мм) с многочисленными отверстиями для пало­чек-вкладышей. К углам пластины прикреплены 4 ножки (высота 15 мм). Круглые отверстия в пластине имеют диаметр 3 мм. Слева от середины пла­стины в два ряда расположены 43 пары отверстий. Справа также 40 пар от­верстий, но здесь они разделены на две группы, по 20 пар в каждой, с про­межутком без отверстий (соответствующим трем срединным парам отверстий слева). Вкладыши — их 120-130 штук — представляют собой па­лочки диаметром 2,5 мм.







 

 


 


 

Экспериментатор располагает на столе доску методики так, чтобы длина ее была перпендикулярна краю стола, за которым сидит испытуемый. Вер­хний край пластины должен быть удален от края стола, за которым сидит испытуемый, на 150—200 мм. Коробку с палочками-вкладышами ставят сле­ва от доски на уровне ее верхней половины на расстоянии 200 мм. Экспери­ментатор сообщает испытуемому инструкцию.

Инструкция. По моему сигналу вы приступите к работе. Одновре­менно правой и левой руками будете брать из коробки по 1 палочке и встав­лять их в отверстия пластины, заполняя вертикальные ряды сверху вниз. Работайте как можно быстрее. Однако одновременно в руках у вас не долж­но быть больше двух палочек. Если какая-нибудь палочка упала, то не под­нимайте ее, а продолжайте выполнять задание.

Экспериментатор учитывает время, затраченное на вставление всех па­лочек-вкладышей, и заносит эти данные в протокол.

Способности человека к тонкодвигательной координации выявляет ма- нипуляционный тест «монтаж—демонтаж». В отличие от теста М. Г. Давлет- шина в качестве оценки успешности работы при выполнении данного теста принимают количество смонтированных и демонтированных деталей в за­данные отрезки времени, а именно при монтаже — за 90 с, а при демонта­же — за 60 с. В табл. 2.25 приведены среднестатистические значения для выполнения операций «монтаж» и «демонтаж», рассчитанные по данным массового исследования. Сопоставление с ними позволяет оценивать тон­кодвигательную координацию испытуемого в данном опыте.

Таблица 2.25. Нормативные значения успешности выполнения манипупяционного теста «монтаж-демонтаж»
Испытуемые Количество блоков
смонтированных демонтированных
М   17,5
Ж   19,60

 

В качестве прибора для выявления тонкой двигательной координации используют специальную доску-панель (30 х 20 см). В верхней части доски- панели 5 вертикальных рядов, по 10 заклепок в каждом, расположены гнез­да (их диаметр 3 мм), в которые вставлены заклепки (длина 10 мм, диаметр 265 мм). В нижней части доски имеются такие же гнезда, но свободные от заклепок. Слева в доску вмонтирован штырь, на который нанизаны шайбы для заклепок. Испытуемый должен продемонстрировать наибольшую ско­рость выполнения операций монтажа, а именно: надевание шайб на зак­лепки при одновременной перестановке смонтированных деталей, а также скорость выполнения обратной операции — демонтажа.

Экспериментатор устанавливает доску-панель на столе перед сидящим испытуемым таким образом, чтобы стержень с шайбами находился слева от него. Испытуемому предстоит выполнить две рабочие операции: 1) монтаж и 2) демонтаж деталей. Перед каждой из них экспериментатор сообщает испытуемому инструкцию.

Инструкция. Вы должны взять двумя пальцами правой руки заклеп­ку из нижнего гнезда крайнего слева ряда верхней части панели. А двумя пальцами левой руки снимите со штыря шайбу и наденьте ее на заклепку. Вставьте заклепку с шайбой в соответствующее гнездо нижнего ряда пане­ли. Работайте как можно быстрее, заполняя вертикальные ряды снизу вверх. Можете пользоваться наиболее удобными для вас способами, но всегда ра­ботайте только двумя пальцами каждой руки. Закончите монтаж по моему сигналу. На выполнение задания вам дается девяносто секунд.

После того как выполнена работа, экспериментатор подсчитывает ко­личество вставленных заклепок с шайбами и вписывает данные в протокол. Затем испытуемый и экспериментатор приступают ко второму этапу рабо­ты — демонтажу.

Инструкция. По моему сигналу вы приступите к выниманию закле­пок из гнезд, начиная снизу, при этом снимайте с них шайбы, нанизывайте их на столбик, а штырьки возвращайте в свои гнезда в верхней части доски. На эту операцию вам отводится шестьдеся секунд.

Экспериментатор учитывает количество размонтированных блоков и это значение заносит в протокол.

Измерение разностного порога кинестетической чувствительности рук (методика К. X. Кекчеева)

Кинестетическая чувствительность — это сложная, комплексная чувстви­тельность. Она включает в себя ощущение целого ряда параметров объек­та — его длины, толщины, диаметра, веса. Измерение разностных порогов кинестетической чувствительности имеет важное значение для многих ви­дов профессиональной деятельности. Методика их измерения, разработан­ная К. X. Кекчеевым, основана на определении минимальных различий между эталонными объектами при расположении эталонов в порядке воз­растания величины какого-либо одного из их признаков — длины, толщи­ны, диаметра, веса.

В набор стандартных эталонов входят эталоны-объекты четырех серий. Каждую серию со­ставляют 6 объектов, отличающихся друг от друга по какому-нибудь одному параметру на постоянную, едва различимую его величину (длины, или толщины, или диаметра, или мас­сы). Все объекты одной серии пронумерованы в возрастающем порядке измеряемого призна­ка. Степени различия объектов: по признаку длины — 1/45, по признаку толщины — 1/25, по диаметру — 1/55, по массе — 1/40.

Оценку разностного порога кинестетической чувствительности произ­водят по сумме разностей номеров эталонов в раскладке их испытуемым: так, при правильной раскладке, а именно: 1, 2, 3, 4, 5, 6, сумма разностей следующих друг за другом номеров будет равна5,ноесли порядок расклад­ки будет неверным, например, 2, 4, 3, 1, 6, 5, то сумма разностей окажется равной 11. Для. получения шкальной оценки кинестетической чувствитель­ности полученную сумму разностей переводят в баллы:

Сумма разностей       8 9 10 11        
Баллы       70 60 50 40        

 

Для определения уровня индивидуального, разностного порога кинесте­тической чувствительности полученные значения сравнивают со среднеста­тистическими данными. Для параметров эталонов, использованных в мето­дике Кекчеева, автором приведены следующие средние значения для серий:4

Длина........................................... 73,1 балла

Толщина..................................... 65,3 балла

Диаметр...................................... 76,8 балла

Средние...................................... 70,2 балла

Испытуемый садится в удобной позе за стол. Экспериментатор зачиты­вает ему инструкцию.

Инструкция. Сейчас перед вами будут разложены 6 предметов-этало­нов одной серии, едва различающиеся по длине (или толщине, или диаметру, или массе). Работая с закрытыми глазами и используя только одну руку, пос­ледовательно сравните все предметы между собой и расположите их в поряд­ке возрастания длины (или толщины, или диаметра, или массы). Сравнение толщины, массы и диаметра вы будете осуществлять, ощупывая объект боль­шим и указательным пальцами, сравнение длины — большим и средним.

Экспериментатор выкладывает перед испытуемым в случайном порядке все объекты од­ной серии, например различающиеся длиной. По ходу опыта он вписывает в протокол номе­ра объектов серии в том порядке, в каком их расположил испытуемый. По окончании работы с одной серией он поочередно предъявляет испытуемому все другие серии эталона. После выполнения работы правой рукой испытуемый выполняет то же задание левой рукой.

Графические движения характеризуются наиболее высокой степенью ре­гуляции движений, основанной на зрительно-моторной координации. Не случайно, при нарушении зон перекрытия зрительной и кинестетической областей коры головного мозга, обеспечивающих пространственный ана­лиз и синтез, полностью нарушаются движения, требующие определения пространственных отношений, и в первую очередь графические движения.

Взаимозависимость успешности выполнения графических движений и общих механизмов анализа и синтеза пространственных отношений от­мечается в исследованиях по выработке навыка и автоматизации движений письма, рисования,черчения.

В психологических и психофизиологических исследованиях графичес­кие движения используются для оценки нейродинамических и характеро­логических особенностей человека, а также с целью определения у него сте­пени асимметрии рук.

Методика Е. Мира-и-Лопеса[3]

Среди тестов, изучающих характеристики личности с помощью графи­ческих движений, известна методика Е. Мира-и-Лопецаб, или иначе мето­дика миокинетической психодиагностики. Она предусматривает выполнение нескольких серий движений в разных направлениях в пространстве.

Основные принципы миокинетической психодиагностики были сфор­мулированы Е. Мира-и- Лопесом в 1939 г.: психологическое пространство не нейтрально и всякое движение в нем приобретает кроме своего механи­ческого эффекта особое значение в соответствии со смыслом его выполне­ния для субъекта. Отсюда вытекает, что если предложить испытуемому де­лать движения в разных направлениях пространства, не позволяя ему зрением контролировать их протяженность и направление, то можно на­блюдать, как происходит систематическое отклонение этих движений. Пос­леднее указывает на доминирующую у данного испытуемого группу мышц, которая, в свою очередь, может служить индикатором доминирующей груп- 11 ы действий испытуемого в данном пространстве.

Проведение исследований

Методика Мира-и-Лопеца включает 7 тестов: «линеограмма», «паралле­ли», «цепи», «U L1», «кружки», «зигзаги», «лестница».

При выполнении тестов испытуемому приходится осуществлять двоя­кую регуляцию: 1) регулировать положение руки относительно корпуса (мак­рорисунок) и 2) регулировать протяженность и форму движений, соверша­емых на заданном участке пространства (микрорисунок). Тесты различаются степенью сложности рисунков. Так, тест «линеограмма» (рис. 2.15) испыту­емый выполняет одной рукой — правой или левой поочередно. При выпол­нении рисунка испытуемому приходится одновременно регулировать и про­тяженность прямолинейного движения, и направление, а именно: вверх — вниз (вертикальная линеограмма), вправо — влево (горизонтальная лине­ограмма) и от себя к себе (сагиттальная линеограмма). Микрорисунка в этом тесте, нет, и от испытуемого требуется лишь удерживать руку в исходном положении, т. е. контролировать возможные отклонения ее от исходного положения во всех направлениях. При выполнении теста «зигзаги»


Рис. 2.15. Фрагменты рабочего поля тестов

 

Фрагменты рабочего поля тестов: а — «линеограмма» и 6 — «зигзаг»; в — общий вид эталона, на нем пунктиром обозначены границы фрагментов а и б (размеры указаны в сантиметрах); на фрагментах а и б цифры — последовательность движения рук, стрелки — их направление.

Движения рук на эталоне а: 1 — правая рука по горизонтальной плоскости; 2— правая рука в сагиттальной плоскости; 3 — левая рука по горизонтальной плоскости; 4 — левая рука в сагиттальной плоскости; 5 — правая рука в вертикальной плоскости; 6 — левая рука в вер­тикальной плоскости.

Движения рук на эталоне 6: 1 — правая рука — движение от себя (зигзаг центробежный); 2 — правая рука — движение к себе (зигзаг центростремительный); 3 — левая рука — движе­ние от себя (зигзаг центробежный); 4 — левая рука — движение к себе (зигзаг центростреми­тельный); две горизонтальные линии на эталоне б ограничивают центральную зону, в кото­рой производится оценка действий испытуемого.

(рис. 2.15) испытуемый работает обеими руками одновременно. Как и в пре­дыдущем случае, испытуемому приходится одновременно анализировать как протяженность движения, так и его направление, но не только на уровне макродвижений, но и на уровне микродвижений рисунка.

Оборудование

1. Специальный стол, столешница которого должна быть высотой до цен­тра живота (пупка) сидящего испытуемого, чтобы он мог свободно двигать своими руками без риска коснуться стола. Удобно, чтобы стол имел следую­щие измерения: высота — 72 см; плоскость — 57 см длины и 45 см ширины (поверхность стола).

Столешница должна легко подниматься в вертикальное положение для выполнения тех частей теста, которые должны осуществляться вертикально. В центре стола укрепляется плотное стекло 28x33 см; на этом стекле фикси­руют листы, прикрепленные к столу посредством зажимов.

Когда проводят исследование, где экспериментатор должен перемещать­ся, более практичным является использование портативных досок, могущих быть выпрямленными вертикально и снабженных стеклом и зажимами.

2. Простой стул (без подлокотников), чтобы облегчить движения испыту­емого. Последний должен сидеть прямо, не опираясь небрежно о спинку стула.

3. Карандаши; не менее четырех одинаковой величины и хорошо заост­ренные. Наблюдатель будет иметь два карандаша другого цвета, предпочти­тельно красных, для того чтобы отмечать финальные линии чертежа или да­вать их субъекту, когда он захочет перечеркнуть рисунки, которые выполняет.

4. Экран из прочного картона однотонного цвета (светло-зеленого пред­почтительно или серого); экран должен быть расположен между глазами испытуемого и тестом.

5. Два картонных прикрытия, чтобы прикрыть чертежи: по мере того, как их выполняет испытуемый. Одно из картонных прикрытий должно быть размером 20x29 см, другое — 7x22 см.

6. Секундомер для определения времени выполнения чертежей.

Предварительные инструкции

Испытание должно проходить в спокойной обстановке. Надо проверить, сидит ли испытуемый перед столом достаточно низко, чтобы локти были подняты над доской. Расстояние от тела испытуемого до стола представляет собой обычное расстояние, необходимое для письма, но испытуемый должен держаться прямо, и ноги не скрещены. Перед началом опыта записывают имя, возраст, семейное положение, образование испытуемого и обязатель­но — правша, левша, или амбидекстр. Тест надо выполнять, не опираясь на стол ни рукой, ни локтем, т. е. держа руку в воздухе в горизонтальном поло­жении параллельно столу, чтобы свободно производить движение. Руки об­разуют с грудью угол от 45 до 60°.

Некоторые испытуемые имеют тенденцию выполнять движения только запястьем. Необходимо просить их выполнять движения всем предплечьем. Если испытуемый во время работы нарушает правильное положение, то во время паузы необходимо исправить его и заставить принять вновь правиль­ное положение. Неработающая рука должна опираться на бедро, а не на стол.

Тест выполняется в два приема: 1-я часть — до конца горизонтальных цепей, 2-я часть — начиная с вертикальных цепей и до конца. Идеальный интервал между сеансами — 8 дней.

Бывают исключительные случаи, когда исследование может осуществ­ляться с интервалом 24 ч, но всегда рекомендуется повторить тест позже, чтобы подтвердить полученные данные. Мы рекомендуем провести тест еще раз через месяц с тем же интервалом и 8 дней между 1 -й и 2-й частями, по­тому что таким образом имеется больше шансов эмилировать влияние слу­чайных, нарушающих факторов.

По мере того как выполняют тест, необходимо прикрывать чертежи кус­ками картона. Исследователь должен сидеть справа от испытуемого, поста­вив сбоку от себя стол или стул, чтобы класть требующийся материал. Экран следует держать левой рукой, поскольку в правой руке будет красный каран­даш. Другие карандаши, также как картонные прикрытия (тайники), распо­лагают в пределах досягаемости руки. При выполнении некоторых чертежей, таких как зигзаг, исследователь должен помещаться напротив испытуемого.

Когда испытуемый закончит выполнение теста, наблюдатель должен за­писать на последней странице свои наблюдения, касающиеся позы испы­туемого, его замечаний, его трудностей.

Для составления полного психологического портрета личности необхо­димо выполнение всех рисунков и грамотное владение интерпретацией миокинетической психодиагностики. В настоящем практикуме мы кратко остановимся на двух субтестах: «линеограмма» и «зигзаги».

Получение линеограмм

Инструкция. Возьмите карандаш правой рукой и проведите им по правой горизонтальной линии эталона от одного ее конца до другого (на­правление движения указано стрелками на чертеже). Делайте движения вперед и назад, не отрывая карандаша. После трех полных движений пе­ред вашими глазами будет поставлен экран. Однако, не отрывая каранда­ша, продолжайте ранее начатые графические движения. Закончите их, когда я попрошу вас об этом.

Испытуемый выполняет 3 полных графических движения под контро­лем зрения, после чего экспериментатор ставит экран и испытуемый вы­полняет 10 полных движений без контроля зрения. Затем экспериментатор просит его остановиться и отмечает красным карандашом конец последней черты. Рисунки-чертежи выполняются сначала в горизонтальной и сагит­тальной плоскостях правой и левой руками поочередно. Затем эксперимен­татор поднимает столешницу и ставит ее под углом 90°. Теперь испытуемый повторяет всю процедуру в вертикальной плоскости. После выполнения каждого рисунка экспериментатор закрывает рисунок картонной карточ­кой таким образом, чтобы испытуемый его не видел. Экспериментатор ре­гистрирует время выполнения рисунков.

Получение зигзагов

Выполнение теста начинается с получения двух центробежных зигзагов. Экспериментатор дает испытуемому по карандашу в каждую руку и сооб­щает инструкцию.

Инструкция. Начиная движение одновременно обеими руками, обведите нарисованные на эталоне оба центробежных зигзага (направле­ние движения указано стрелками на чертеже) и продолжайте самостоятель­но рисовать такие же зигзаги. После того как перед вашими глазами будет поставлен экран, не отрывая карандаша, продолжайте рисовать зигзаги сни­зу вверх. Старайтесь сохранить размер и направление рисунков-зигзагов в соответствии с заданным эталоном.

После того как испытуемый обведет три раза зигзаги эталона и нарисует последующие три зигзага под контролем зрения, перед его глазами экспе­риментатор ставит экран. Не прекращая движения, испытуемый продол­жает рисовать зигзаги до верхней ограничительной черты, указывающей зону обработки эталона. Рисунок заканчивается, когда этой черты достигнут оба зигзага. После выполнения центробежных зигзагов выполняют зигзаги цен­тростремительные, т. е. те, которые направлены извне к телу испытуемого. Инструкция и порядок выполнения теста те же, что и в центробежных зиг­загах. Испытуемый оканчивает центростремительные зигзаги, когда достиг­нет нижней ограничительной черты измерительной полосы.

Когда при выполнении центробежного зигзага наблюдается значитель­ное осевое отклонение, необходимо-для выполнения центростремитель­ных зигзагов заменить черные карандаши цветными, чтобы отличить их от центробежных зигзагов. Таким образом, если линии будут перекрещи­ваться, исследователь может осуществить измерения без колебания, избе­жав повторения исследования.

Обработка и интерпретация результатов субтеста «Линеограмма»

Делают три основных измерения:

1) длина линии (а);

2) первичное отклонение (ПО);

3) вторичное отклонение (ВО).

Длина линии

Измеряют длину последней линии, которую произвел испытуемый и кон­цы которой помечены цветом.

Сравнение между последней линией и линией модели (40 мм) укажет нам, будет ли испытуемый иметь тенденцию увеличить, уменьшить или сохранить ее длину, когда он лишен возможности зрительно контролировать действия.

Уменьшение линии вне нормативной зоны соответствует ситуации тор­можения, в то время как ее увеличение соответствует состоянию возбужде­ния. Следует сначала вычислить среднюю длину линий, проведенных правой и левой рукой, и сравнить ее с эталонной соответствующим характеристикам той группы, к которой принадлежит испытуемый.

Уменьшение длины линии можно объяснить первичным смущением испытуемого в начале теста, если позднее оно компенсируется.

Все данные методики правильны только тогда, когда они повторяются, часто достаточно бросить взгляд на тест, чтобы отметить доминирующую тен­денцию. Вариации или колебания этой тенденции (которую ясно наблюдают в отношении длины параллелей) часто указывают на неустойчивую личность.

В случае сильного страха наблюдают прогрессивное уменьшение длины линии во время выполнения записей. И наоборот, наблюдают прогрессив­ное увеличение этой линии в случае тревоги. Резкое и интенсивное увели­чение или уменьшение, т. е. скачок в записи следа или наслоение линии скорее типично для личностей дизритмичных или эпилептоидных.

Средние величины длин последних линий приведены в табл. 2.26.

Таблица 2.26. Средние величины длин последних линий
Возраст, лет Количество испытуемых Длина последней линии, мм
Правая рука Левая рука
10-12   37,0 38,5
16-17   33,5 36,3
    31,0 31,8
    32,0 31,0
    32,9 34,4
    31,7 34,1
22-23   38,0 38,0
    36,0 35,4
    33,0 33,0
    34,0 33,0
    31,0 32,0
    49,6 43,0
30-35   30,0 34,2

 

Первичное отклонение

Первичные отклонения дают нам наиболее значительные данные лине- ограмм, потому что выражают доминирующее смещение линии в одну из

Таблица 2.27. Средние значения первичного отклонения

Возраст, лет Первичное отклонение, мм
Правая рука Левая рука
10-12 5,6 7,6
16-17 22,3 0,7
  12,7 4,7
  13,3 6,4
  13,3 -3,6
  27,3 16,3
22-23 10,3 9,3
  18,6 5,3
  25,0 25,0
  11,0 1,0
  14,0  
  26,3 8,1
30-35 7,08 10,85

 

сторон выполненного движения. Это смещение в свою очередь отражает доминирование тонусов, одной из двух мышечных групп антагонистов, от­ветственных за выполнение следа (запись).

Первичное отклонение измеряют следующим образом.

1. Опускают перпендикуляр из середины линии (той, которая обозначе­на концами, помеченными цветом) на линию-модель или ее продолжение, если это необходимо.

2. Измеряют (в мм) расстояние от середины этой линии-модели до про­екции. Определенное таким образом смещение и есть первичное отклоне­ние. Оно будет положительным (со знаком плюс), если направлено:

— вправо в горизонтальной линеограмме правой руки;

— влево в горизонтальной линеограмме левой руки;

— вперед в линеограммах сагиттальных обеих рук;

— вверх в линеограммах вертикальных обеих рук.

Отклонение будет отрицательным (имеющим знак минус), когда движе­ние будет смещаться соответственно в противоположных направлениях.

Средние значения первичного отклонения приведены в табл. 2.27.

Интерпретация

Следовательно, первичное отклонение измеряет в миллиметрах величи­ну нарушения равновесия в отношении напряжения между мышцами, вы­полняющими движения; если мышцы имеют одинаковое напряжение, то у испытуемого будет нулевое первичное отклонение; если одна из групп до­минирует над другой, то отклонение будет в сторону того движения, кото­рым руководит эта группа, и величина будет пропорциональна интенсив­ности этого доминирования. Отношения между первоначальными отклонениями каждой кисти, а также сравнение между первичными гомо­логическими отклонениями обеих кистей дает нам возможность отметить характер личности в связи с наблюдаемой формулировкой напряжения.

A. Первичное отклонение горизонтальных линеограмм. Когда оно направ­лено наружу (вправо для правой линеограммы и влево для левой линео- граммы), то будет соответствовать экстратенсивным тенденциям. Когда от­клонение направлено в центр листа (влево для правой руки и вправо для левой), оно соответствует интратенсивным реакциям.

Когда первичное отклонение отрицательно в левой линеограмме и по­ложительно в правой, то это нам указывает, что испытуемый по природе интратенсивный, но стремится к экстратенсивности, и наоборот, первич­ное отклонение положительно в левой линеограмме и отрицательно в пра­вой указывает нам, что испытуемый от природы экстратенсивен, но являет­ся интратенсивным в момент проведения опыта.

Б. ПО сагиттальных линеограмм указывает нам на агрессивность испы­туемых, когда оно направлено к внешнему миру (гетероагрессивность), т. е. вперед оно положительно.

Когда оно направлено в сторону тела испытуемого, т. е. в направлении эго- центрипитальном (аутоагрессивность), оно отрицательно. Когда ПО сагит­тальных линеограмм левой сильно положительно и ему сопутствует ПО са­гиттальное правое нормальное или отрицательное, то это нам укажет, что испытуемый с агрессивным темпераментом и очень сильно контролирует свою агрессивность. И наоборот, когда ПО сагиттальное правое гораздо более силь­ное, чем левое, то это говорит нам о том, что испытуемый конституциональ­но мало агрессивен, но стал в настоящее время агрессивным. Когда ПО обеих кистей отрицательное, то это указывает на сильную тенденцию к аутоагрес- сивности, которая может привести к мысли о самоубийстве. Имеются еще случаи, где агрессивность колеблется и сопровождается колебаниями в на­правлении следов таким образом, что нет единого направления отклонения.

B. ПО вертикальных линеограмм отображает психомоторный тонус. Испы­туемый, психомоторный тонус которого слабый, имеет тенденцию поддавать­ся действию гравитации, за исключением случаев, где он компенсирует эту тенденцию ускорением своих завершающих движений. Вертикально пони­жающиеся следы указывают нам на отрицательное первичное отклонение.

Когда ПО вертикальное левое нормальное или положительное, в то вре­мя как ПО вертикальное правое отрицательное, то это укажет нам на хоро­ший темпераментный психомоторный тонус (генотипный), но испытуемый в данный момент или угнетен, или утомлен. Если же, наоборот, ПО верти­кальное левое отрицательное и ПО правое положительное, то это указывает на временную компенсаторную реакцию испытуемого против психомо­торного тонуса, который обычно недостаточный.

Очевидно, что никогда не следует основываться для суждения на конеч­ном результате одного-единственного следа, для указания средней величи­ны всех гомогенных записей.

Особые случаи

A. Нормально, когда испытуемый начинает отдаляться от линии-модели и будет продолжать так же и иметь тенденцию к расхождению по мере вы­полнения записи. Однако имеются случаи, где ПО исправляется спонтан­но, во время выполнения следа, т. е., например, интенсивность 3-го и 4-го движений превышает последнюю (предыдущую). Это наблюдается у лиц нестабильных, полных сомнений, которые лишены ориентации и преобла­дающей, определенной, четкой характеристической структуры. Если эта аномалия проявляется более, чем в одной записи, то следует на нее обра­тить внимание, т. е. она нам даст неизмеримую качественную информацию.

Б. Имеются случаи, когда испытуемый утрачивает ось своего движения и, вместо того чтобы сохранить параллель с линией-моделью, образует с ней угол. Чем больше акцентировано это осевое отклонение, тем больше его патологическое значение. Измеряют угол, образованный и линией-моде­лью, и наиболее отклоненной линией записи. Когда этот угол превышает (достигает) 15°, следует нанести прямую параллельную наиболее отклонен­ной линии линии-модели и измерить на ней ПО.

B. Довольно часто наблюдают у гиперэмоциональных лиц первичное дрожание, которое быстро проходит по мере выполнения теста. Если это дрожание будет продолжаться в течение всего испытания, то следует иметь в виду или наследственное дрожание, или симптоматическое дрожание ин­токсикации, или нервное нарушение (заболевание).

Г. Сильное надавливание карандашом на бумагу может быть обусловле­но тем, что испытуемый стремится получить след (борозду), чтобы помочь себе, или обусловлено очень большой агрессивностью. И наоборот, недо­статочное надавливание может быть обусловлено неуверенностью или чув­ствительным и нежным темпераментом.

Вторичное отклонение (ВО)

Измеряем расстояние, которое отделяет середину последней линии, вы­полненной испытуемым (обычно самая отдаленная), и проекции от этой точки на линии-модели. Это отклонение выражает непроизвольное откло­нение кисти в направлении, перпендикулярном главной оси движения.

Берут ВО 6 линеограмм, затем вычисляют среднее арифметическое ВО для каждой кисти, чтобы получить представление о степени эмоциональ­ности. Однако новейшие исследования показывают, что направление этого ВО не нейтрально (индифферентно) и что придется в ближайшем будущем придавать ему знак, как это делают для ПО.

Интерпретация

Коституциональная эмоциональность выражается как средняя ВО левой руки, и контроль ее выражается средним ВО правой руки, т. е. доминирующей

Таблица 2.28. Профессиональные данные выполнения субтеста «Линеограмма» с учетом возрастных различий
Профиль Возраст, лет Показатели
правой руки левой руки
Длина последней линии ПО ВО Время, с Длина последней линии ПО ВО Время, с
Гуманитарный 18 19 20-25 31,2 31,9 25,7 33,2 4,40 1,40 8,50 5,50 4,10 8,30 9,80 6,30 37,6 42,3 40,5 34,9 31,8 32,4 30,7 33,2 -1,70 -0,70 -4,60 -1,60 6,10 2,70 -0,41 1,70 35.2 35.3 37,0 27,9
Технический 18 19 20-25 34,4 33,4 34,7 -2,35 -3,50 -0,70 6,91 6,10 5,30 37,3 33,8 36,0 33,5 38,8 35,5 4.24 3,35 4.25 2,45 4,30 4,25 31,8 31,2 31,1
Естественно- гуманитарный 18 19 20-25 30.3 37.4 34,6 26,2 -8,50 -10,80 5,20 0,50 4,40 -0,10, 3,50 -0,40 22,0 37,0 42,3 17,8 33.7 40.8 38.8 27.9 -3,90 -9,10 -15,70 0,40 -0,20 -5,20 0,70 -1,5 43,9 36,9 42,3 18,6

 

кисти испытуемого. Когда среднее ВО у правой кисти (сознательное) превы­шает, среднее ВО левой, то это указывает на временное состояние гиперэмо­циональности (которая может быть вызвана актуальным конфликтом).

Обычно наиболее выражено ВО в левых вертикальных линеограммах. Если придавать положительное или отрицательное значение ВО каждой руке, то можно будет подтвердить или исправить данные ПО посредством сравнения направления и интенсивности этих отклонений с направлениями и интен­сивностью ВО соответствующих перпендикулярным планам (плоскостям).

Профессиональные данные выполнения субтеста «Линеограмма» (с уче­том возрастных различий) приведены в табл. 2.28.

Обработка и интерпретация результатов субтеста «Зигзаги»

Зигзаг указывает на степень напряженного равновесия испытуемого и об­наруживает точность и тонкость его движения. Точно так же, как и в других частях теста, получают данные количественные и качественные. Размеры бе­рут на полосе в 10 см, которая ограничена двумя чертами в середине листа.

Именно в этой зоне будут брать все измерения, касающиеся количествен­ных данных, но, с другой стороны, будут судить о зигзаге целиком в отно­шении качественных данных. Или на основании числа данных, или на ос­новании того факта, что это единственная часть теста, где можно видеть результаты общей работы обеих кистей, зигзаг является той частью теста, которая наиболее богата сведениями, т. е. та, которая даст основу для пони­мания поведения (отношения, характеристики испытуемого).

Для зигзага делают следующие измерения:

1) первичное отклонение (ПО);

2) длиналинии;

3) размер углов;

4) осевое отклонение.

Первичное отклонение (ПО)

ПО выражает разницу между эгоцентрифугальной и линией эгоцентри- питальной одной и той же кисти. Таким образом, мы будем иметь ПО для правой -и левой кисти. Для этого следует подсчитать число углов (по их на­ружным вершинам) зигзагов эгоцентрифугальных и эгоцентрипитальных. Если число углов одинаково в обеих движениях, ПО = 0. Первичное откло­нение будет положительным, когда оно выражает доминирование эгоцент- рифугальное, т. е. будет меньше зигзаг вперед, чем обратно: оно будет отри­цательным, когда будет доминирование эгоцентрипитальное (увеличение тонуса сгибателя по отношению к тонусу разгибателя), т. е. когда будет боль­шее число углов вперед, чем обратно.

Интерпретация

Когда зигзаг полностью выполнен в сагиттальной плоскости, то ПО ука­жет (как на сагиттальной линеограмме) на агрессивность испытуемого. Боль­шинство испытуемых продвигается с осторожностью, что дает нам ПО слегка отрицательное.

ПО положительное в зигзаге указывает на исключительную практичес­кую уверенность.

Длина линии

Измеряют наиболее короткую и наиболее длинную линии каждого зиг­зага. Всегда берут размеры линий, исходя из углов, которые находятся внутри границ (лимита) зоны-эталона. После определения размера линий вычис­ляют линейное колебание, которое представляет собой разницу между дву­мя измерениями (размерами).

Интерпретация

Длина стороны угла модели составляет 10 мм. Тенденция к увеличению длины, когда она подтверждена остальными РМК, указывает на состояние возбуждения испытуемого, в то время как уменьшение указывает на его иншбицию (торможение). Линейная разница позволяет рассмотреть сово­купность вариации между этими двумя состояниями: испытуемый вспыль­чивый или сдержанный. Когда линейная разница превышает 16 мм, она рассматривается как находящаяся вне нормальной зоны. Когда разница меньше 4 мм, то речь идет о личностях, обладающих большой способностью к регуляции и контролю над эмоциональным и праксическим напряжения­ми (индивидуумы избранные, элита).

Довольно часто наблюдают прогрессивное увеличение линейной дли­ны — феномен моторной индукции (горячность), которая является харак­терным для состояния тревоги.

Размеры углов

Получают также три размера для зигзагов: минимальный угол, макси­мальный угол и разница между ними.

Всегда измеряют угол с внутренней стороны зигзагов, т. е. вершины кото­рых направлены наружу. Если углы имеют изогнутые стороны (бока), изме­ряют так, как будто бы каждая сторона выпрямлена между обеими вершинами.

Интерпретация

Увеличение постоянных углов (у модели оно будет 30°) соответствует до­минированию мышечной группы, которая управляет этим движением, в то время как уменьшение указывает на доминирование антагонистической группы. Равномерность или неравномерность углов имеет то же самое значе­ние, как то, которое у линии, т. е. оно качается примерного равновесия (ха­рактеризует степень равновесия нервных процессов).

Большая разница между углами указывает нам на недостаток контроля у испытуемых, на импульсивность, которая способна вызвать малые и боль­шие вспышки гнева, конфликтность.

Особые случаи

Очень часто, когда тенденция к сгибанию значительно большая, чем к разгибанию, испытуемый утрачивает свой первичный порыв и когда дово­дит линию до конца, то делает сгибательное движение назад, которое пере­секает эту линию, образуя таким образом нулевой угол или даже петлю. Этот феномен известен как «праксическая реверсия» и указывает на патологи­ческое состояние (противоречивость или напряжение, абвиваленстность), в особенности, когда этому сопутствуют другие признаки, такие как утрата праксической конфигурации.

Праксические реверсии могут также встречаться в зигзаге эгоцентрипи- тальном, если движение разгибания слишком доминирует над движением сгибания, т. е. если испытуемый обнаруживает подсознательное подавле­ние окружения (избыточная прямая защита своего «Я»).

Улиц астеничных или застенчивых часто наблюдают образование отри­цательных углов к концу записи.

Было условлено установить для статических работ, что всякий отрица­тельный угол будет иметь величину —5°, а угол нулевой — 0°. Во всяком слу­чае является очевидным, что достоверность нулевых и отрицательных углов в огромной мере превышает цифровую величину своих статистических пред­ставителей и, следовательно, надо будет рассматривать эти углы скорее с качественной, чем с количественной стороны. Поэтому нулевой угол дол­жен быть указан как минимальный угол, даже если его вершина направлена внутрь. Считают, что угол нулевой, если обе его стороны наслаиваются боль­ше, чем на одну треть их длины. Когда реверсия имеет место в начале нане­сения зигзагов и повторяется по мере того, как он продвигается вперед, их патологическое значение увеличивается.

У юношества этот признак не имеет такого же значения, как у взрослых, так как он соответствует некоторого рода диссоциации, присущей молодости. Этот период видимого противоречия объясняет характерные черты аффек­тивного раздражения и страха юношества. Интересно отметить, что 80% случаев, где наблюдают увеличение обратимых углов в зигзаге, имеет место изменение поведения, которое отмечается и другими средствами исследо­вания (клинические или социальные исследования).

Осевое отклонение (РА)

Это отклонение измеряется посредством угла, который образован, с од­ной стороны, прямой сагиттальной, параллельной оси модели, проходящей через середину первой линии следа внутри полосы, и, с другой стороны, посредством прямой линии объединяющей, т. е. полученную точку с сере­диной последней линией следа, начертанной внутри полосы.

Интерпретация

Абсолютная или почти абсолютная правильность зигзага характерна для лиц избранных, потому что чаще всего наблюдают отклонения записи, в особенности в эгоцентрифужном зигзаге. Когда имеет место очень выра­женное осевое отклонение, то это указывает на недостаток (отсутствие) ком­пенсации мышечных напряжений.

Индивидуумы, у которых доминируют интратенсивная установка харак­теристика внутреннего напряжения, имеют тенденцию к закрытию зигза­гов и даже к их перекрещиванию. Тенденция к экстратенсии (внешнему напряжению), наоборот, приводит зигзаг к наружному краю. В действитель­ности следовало бы говорить о напряжениях интроверсии и экстраверсии, т. е. склонности напряжений к разрядке.

Особые случаи

Иногда наблюдают случаи осевого кручения, т. е. испытуемый утрачива­ет чувство направления и несколько раз меняет ось. Когда это происходит один раз, причиной может быть рассеянность индивидуума или изменение положения тела во время записи; но если это повторяется, то указывает на фактор патологической психомоторности.


Иногда наблюдают дезорганизацию форм зигзагов, которая имеет неяс­ный вид со следами различных размеров и направлений. Это имеет патоло­гическое значение. Этот феномен носит название «потеря практической конфигурации». Следует обратить внимание на возможность осевого откло­нения, вызванного нарушениями лабиринтов; если подозревают их нали­чие, то следует подвергнуть испытуемого соответствующим неврологичес­ким исследованиям (проверкам). В случае очень выраженной утраты праксической конфигурации может практически оказаться невозможным измерить следы, но тогда, очевидно, таковые будут иметь достаточно выра­зительное экспрессивное качественное значение.

Учитывая трудность записи зигзагов, большинство испытуемых испы­тывают легкую тревогу в начале выполнения и, следовательно, является обычным, что они уменьшают амплитуду записи, как только будут лишены зрительного контроля. Точно такой же причиной объясняется тот факт, что ПО обычно отрицательное в этом испытании, в то время как оно нормаль­но положительное в сагиттальных линеограммах.

Зигзаг также позволяет увидеть, какая рука является доминирующей, т. е. какое из полушарий головного мозга больше руководит поведением испы­туемого. При выполнении записи именно доминирующая кисть движется вперед и тянет за собой другую, которая слегка отстает.

Также именно зигзаги позволяют лучше всего оценивать уровень интел­лекта испытуемых.

Нормативные значения (в миллиметрах) показателей выполнения суб­тестов «Линеограмма» и «Зигзаги» даны в табл. 2.29.

Таблица 2.29. Нормативные величины (в миллиметрах) показателей выполнения субтестов «Линеограмма» и «Зигзаги»
Тест Показатель Правая рука Левая рука
Линеограмма Длина последней линии 33,8 34,9
  Первичное отклонение 1 15,6 10,1
Зигзаги Длина линии максимальная 15,4 16,7
  То же, минимальная 7,7 7,5
  Осевое отклонение 7,7 6,4

 

Список литературы

1 Дернова-Ярмоленко А. А. Обследование движений детей в норме и аномалии. —Л.; М., 1931.

2 Гуревич М. О., Озерецкий Н. Психомоторика. Ч. II. — М.; Л., 1929—1930.

4 Давлетшин М. Г. Психология технических способностей школьников. —Ташкент, 1971. $Кекчеев К. X. Интерорецепция и проприоцепция и их значение для клиники. — М., 1946. 6 Е. Mira i Lopez. Le psychodiagnostic myokinetique. — Paris. 1963.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных